Международные отношения в XVIII в. Изменения роли России в Европейской политике.

Политическое развитие Европы и мира в XIX в.

Промышленный переворот и его политические, экономические, социальные и культурные последствия.

Политическое развитие России в первой половине XIX в.

Внешняя политика России в первой половине XIX в.

Эпоха реформ Александра II.

26. Великие реформы 60-70 гг. 19 века. Александр 2.

Вслед за отменой крепостного права реформация всего государственного устройства была единственным возможным вариантом политики государя Александра 2. В реорганизации системы госуправления центральной стала земская реформа. В 1864 году было утверждено положение о губернских и уездных земских учреждениях. Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения - земства. Выборы в земские распорядительные органы - собрания гласных - проводились на основе имущественного ценза в три курии. Земские собрания избирали исполнительные органы - земские управы, в компетенции которых было распределение финансирования, налогов государственных и местных, образование, медицина. Работа в земствах способствовало формированию гражданского сознания, развитию интеллигенции. Служащие земств и часть дворян составили земское движение, ратовавшее за госфинансирование и центральное земское учреждение (создание такового). В 1864 году аналогичным стало устройство городского самоуправления - была проведена городская реформа. Правительство опасалось превращения городских дум в политические трибуны, и эти опасения во многом оправдались, несмотря на высокий имущественный ценз и три избирательных курии. Судебная реформа - новые судебные уставы. Общие судебные учреждения для всех сословий, с общим порядком судопроизводства, суд присяжных, гласность и состязательность процесса, равная ответственность всех сословий перед судом. Мировые суды - уголовные и гражданские дела по ущербу до 500 рублей. Общий суд состоял из 3 инстанций - окружной суд с участием присяжных заседателей, избираемых земствами), судебные палаты (рассматривают апелляции), Сенат - высшая судебная инстанция. Был издан закон, отменявший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, розгами и т.д. Розги сохранялись для крестьян и ссыльных. В 1857 отменены военные поселения. Военная реформа - сокращение армии при сохранении боевого потенциала. Военно-судебная реформа на принципах гласности. В 1874 году была отменена система рекрутских наборов, был издан Устав о всеобщей воинской повинности мужчин 21 года (служили 6 лет). Последствия - рост общественного самосознания, экономический бросок - индустриализация, развитие инфраструктуры - железные дороги, резкое увеличение добычи угля, металла, привлечение иностранного капитала. Университетская реформа - большая доступность образования. Крестьяне - если у них было к моменту освобождения больше установленной положением нормы, могли лишиться "излишка" по желанию помещика. Благодаря этим отрезкам помещики захватили до 20% крестьянской земли. Если до реформы крестьянский надел в среднем составлял 4,4 десятины, то после - 3,6. Это была бомба замедленного действия. Отток крестьян в города. Рабочая сила, новый рынок сбыта - зажиточное крестьянство, стимул промышленности. Неурожаи 79-80 гг., крестьянские волнения, теракты - реакция. 1 марта 1881 года Александр 2 убит, подписав указ о новом витке реформ.

Национальная политика России в XIX в. Россия и Кавказ.

Царство Польское.

Александр I подписал 27 ноября 1815 г. в Варшаве конституцию, по которой Царство Польское стало не одной из областей Российской империи, а отдельным государством с особым конституционным правительством и особой армией. Целью российского правительства в этом регионе было объединение, слияние его в одно политическое и экономическое целое с остальной территорией империи. Для этого необходимо было подчинить присоединенные районы общерусскому законодательству и общей системе управления. К поставленной цели российское правительство шло, учитывая местные условия. Поэтому политика правительства в этой области была довольно гибкой и осторожной. Оно делало тактические отступления, временно оставляло неприкосновенными самоуправление областей, привилегии местного дворянства, применение местного языка в администрации и суде. Этим правительство стремилось приобрести доверие местного дворянства, феодальной верхушки, склонить ее на свою сторону, используя ее поддержку, укрепить свое положение на присоединенных территориях. По конституции польским королем стал русский царь, ему же принадлежала вся исполнительная власть. Он имел право изменять бюджет королевства и на определенный период отсрочить время созыва Сейма. На момент его отсутствия в Варшаве его заменял наместник, который назначался русским царем. Законодательная власть осуществлялась совместно царем и сеймом, который созывался раз в два года на 30 дней. Сейм состоял из царя и двух палат – Сената и палаты депутатов. В состав сената входили члены королевской фамилии, высшие должностные лица и епископы, которых назначал царь. Палата депутатов состояла из 77 депутатов от дворянства и 51 депутат от других сословий и городских гмин. Делопроизводство велось на польском языке, все должности, как гражданские, так и военные, принадлежали полякам. Формально конституция 1815 г. была одной из наиболее либеральных в то время в Европе. Конституцией провозглашались гражданские свободы, большая часть которых так и осталась на бумаге. Польский язык официально был признан. Но вхождение в состав Российской империи части Польши после краткого периода существования герцогства Варшавского – самостоятельной Польши, восстановленной Наполеоном, – расценивалось как утрата государственной самостоятельности. Политическая обстановка в Царстве Польском оставалась более-менее спокойной до тех пор, пока польские власти реально обладали административной властью. Но постепенно настроения в обществе обострялись, и это вылилось в вооруженное восстание 1830–1831 годов, которое было подавлено. В Царстве Польском был установлен фактически

неконституционный режим. Подавив восстание 1830–1831 гг., Николай I отменил польскую конституцию и все конституционные гарантии 1815 г. Им было принято решение, на основе которого Царство Польское становилось одной из частей Российской империи. Управление

будет осуществляться на основании особого Органического статута, обнародованного 14 (26) февраля 1832 г. Основная идея заключалась в административном слиянии Царства Польского с Российской империей. Цель статута заключалась в установлении такого порядка, который не мог привести к повторному восстанию. В нем был официально провозглашен принцип русификации края. Статут заменил конституцию 1815 г. и был достаточно либеральным, в нем были областные и государственные представительства. Государственный Совет был сохранен

и находился под председательством наместника. По статусу сохранялись прежнее воеводство. Городские власти избирались – городским собранием сохранялась несменяемость судей, в делопроизводстве – польский язык. Но реализовать статус не удалось, так как в Польше продолжалось революционное брожение, следствием чего стало введение в 1834 г. военного положения по всей Польше. Постепенно на Царство Польское стала распространяться общероссийская система управления. 17 мая 1836 г. при Государственном совете Российской империи был учрежден Департамент дел Царства Польского в целях согласования местного законодательства с общеимперским. Он просуществовал до 1 января 1862 г. С этой же целью в 1839 г. воеводства были переименованы в губернии. В 1841 г. в Царстве Польском были введены русские деньги, в 1846 г. ведомство путей сообщений было подчинено имперской центральной власти, в 1848 г. ведены русские меры и вес, в 1850 г. уничтожены таможенные границы, введен общий таможенный тариф.В делопроизводство был введен русский язык. Таким образом, Царство Польское превратилось в отдельно управляемую провинцию российского государства. Во второй половине XIX века обстановка в стране стабилизировалась, и в 1874 году упраздняется должность наместника в Царстве Польском. Установление общеимперской системы управления в польских губерниях, распространение там русского языка

не смогли подавить стремление к национальной независимости и восстановлению польской государственности.

Незадолго до февральской революции 1917 года российское правительство стало склоняться к мысли создания там самостоятельного государства, которое будет находиться под влиянием России.

http://vestnik.ssu.samara.ru/articles/318/hist_5.pdf

Наши рекомендации