Женские образы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Анна Сергеевна Одинцова – женщина28 лет, высокого роста, красивая осанка, стройная, блестящие волосы, спокойно и умно глядят глаза, нависший белый лоб, на губах едва заметная улыбка. Немного толстый нос, мало говорит. Вышла за богатого старика. Характер свободный и довольно решительный. После смерти отца осталась с 12летней сестрой и совершенно не знала, что делать. Пригласила к себе сестру матери. В округе никого не знала. Быстро увлекается, настойчива. Она не имела предрассудков и сильных верований. Ничто не удовлетворяло её вполне, но многое занимало. В одно и то же время и пытлива, и равнодушна. Ей так и не удалось полюбить, и она хотела чего-то, сама не зная чего. Покойного мужа она невыносила, но считала добрым человеком, вышла за него по рассчету. Она получила тайное отвращение к мужчинам, считала их всех докучливыми и вялыми. Мать О. почти не помнила, отца же очень сильно любила.

Катя Одинцова – хорошо играет на фортепьяно, 18 лет, черноволосая и смуглая, с круглым, приятным лицом, с темными небольшими глазами. Когда говорила, мало улыбалась, все в ней было молодо-зелено.

Фенечка (Федосья Николаевна) – темноволосая молодая женщина лет 23, беленькая и мягкая, глаза тёмные, красные детски-пухлые губы, нежные ручки, носила опрятные ситц. Платья, плечи круглые, голос негромкий, но звучный, ходила немножко вразвалку, Дочь экономки.

Евдоксия Кукшина – свободна от предрассудков, передовая женщина, некрасивая, разъехалась с мужем. Везде по дому разбросаны бумаги, неразрезанные журналы и окурки от папирос.

Мать Б. Арина Власьевна – кругленькая, низенькая, суеверна и набожна, сына любила и боялась, женилась не по любви, настоящая русская дворяночка.

Княгиня Р, - внезапно уезжала за границу и так же внезапно возвращалась, вела странную жизнь, слыла за легкомысленную кокетку. Днём и вечером придавалась развлечениям, а ночью ложилась и не могла найти себе покоя. Удивительно сложена, коса золотого цвета падала ниже колен, но во всем её лице хороши были только глаза (невелики и серы), взгляд их, быстрый и глубокий, беспечный и задумчивый, загадочный; изысканно одевалась.

Мужским персонажам, образам активных деятелей, воплощающих новые исторические типы, в романе противопосталяются женские образы. Мужское и женское начала, по Тургеневу, занимают в бытии противоположные позиции: мужчина представляет дух, это творящее начало, деятель, рискующий создавать, вносить в мир то, чего в нем не было раньше; женщина – это, скорее, инертное начало, женщина пребывает, не меняя мира и не меняясь сама, но пребывает в вечном, во вневременном. Она антиисторична сама по себе, но податлива, мягка, приемлет новое, аморфна, но одновременна и тверда, оставаясь хранительницей энергии и любви – главных составляющих человеческой жизни. Женщина символизирует и воплощает в себе сразу 2 природных начала: красоту и любовь и в конечном счёте – саму природу, поскольку олицетворяет её основные атрибуты. Красота и любовь естественно связаны. Красота вызываети эстетический восторг, и желание обладания. Быть красивой и желанной, по Тургеневу, - предназначение женщины. Слово «красиво» постоянно встречается в описании Одинцововй: «Она поразила его достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица». Её образ постоянно сопровождают эпитеты «тихо», «спокойно», «холодно». Эта скульптурная красота необычайно притягательна, абсолютно неотразима для мужчины, обладает торжествующей, побеждающей силой.

В отношениях с Одинцовой Базаров, конечно же, унижен; именно эта холодность, спокойствие, почти отсутствие желания завоевать героя со стороны Одинцовой, за исключением чисто женского простого «кокетства», и делает положение нигилиста почти комическим. Прекрасной женщине не приходится аже палец о палец ударить для того, чтобы сильный мужчина, отрицающий любовь (романтическую страсть), оказался у её ног («Он вдруг почувствовал себя наедине с молодою, прекрасною женщиной…»). Сама сила женской красоты всемогуща, она даже как бы отделена от её носительницы.

Носительницей женского начала является и Фенечка. Как ни странно, именно эта «простушка» привлекла к себе сразу трех героев романа – Николая Петровича, Павла Петровича и Базарова, в то время как Одинцова – только Аркадия и Базарова. Вот её портрет, в котором проявляется искусство Тургенева в отборе выразительных деталей: «Это была молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на её круглых плечах. <…> Она ходила немножко вразвалку, но и это к ней пристало». Подробности в описании обстановки комнаты Фенечки подчёркивают домашнее, семейное начало, ей присущее: «клетка с короткохвостым чижом», «банки с прошлогодним вареньем, тщательно завязанные, сквозили зелёным светом; на бумажных их крышках сама Фенечка написала крупными буквами: «кружовник»; Николай Петрович любил особенно это варенье».

Ситуация слабого мужчины, бессильного перед женскими чарами, повторяется и в отношениях Аркадия и Кати, уступающей в красоте сестре, но тем больше обнаруживающей могущество женского обаяния. Наиболее полно раскрывает смысл женственности образ княгини Р. – существо, всецело отдающееся неким силам, над которыми она не властна и которые не способна осмыслить: «Что гнездилось в этой душе – Бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для неё самой неведомых сил; они играли ею, как хотели; её небольшой ум не мог сладить с их прихотью». Загадку символизирует перстень со сфинксом, подаренный ей однажды Павлом Петровичем. Перед смертью она возвращает ему перстень: «…она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест – вот разгадка». Крест – отгадка, перечеркивающая сфинкса-загадку, - воплощает судьбу, «свой крест», «выпавшее на долю». Любовь, загадка и судьба соединяются здесь. Тайна женщины – это тайна природы, которая дает удел человеку, наделяет его судьбой. Смысл человеческой жизни в том, чтобы найти и прожить свою судьбу. Любовь, страсть – это то, что дает возможность найти свой крест, что позволяет не разгадать загадку природы и мира, но стать её частью, как кресть становится частью общего рисунка на перстне. Крест в данном случае не только перечеркивает сфинкса, но и дополняет рисунок. Любить – значит взять крест, принять судьбу, отдаться природе, самой жизни.

Наши рекомендации