Новая метафизика»: попытка преодоления субъектно-объектной модели познания и мира.

Разочарование в трансцендентализме, однако, не означает отрицания направленности сознания на поиск предельных основ бытия и познания. Выявление новых оснований для понимания мира как изначально включающего в себя некие предельные константы и одновременно обоснование покачнувшегося уважения к рациональному, доказательно обоснованному знанию сохраняется. Об этом свидетельствует современное состояние философской, научной, религиозной, этической, экологической, социально-футурологической и т. д. мысли. В современном экологическом мышлении, например, в качестве таких предельных оснований человеческого существования, а в условиях экологического кризиса – и выживания, мыслятся следующие: «благоговение перед Жизнью» (А. Швейцер); «гармония Человека и Природы» (экологически ориентированные общественные движения); «взаимопонимание» (герменевтическая традиция в современной философии); «общечеловеческие ценности» и т. д. Во всех направлениях мысли в качестве предельных оснований выявляются некие всеобщие структуры рационального характера, которые, как бы находясь «за» индивидуальным эмпирически реализуемым опытом познания, обеспечивают возможность постижения мира.

Конец ХХ века обозначился радикальными преобразованиями в материальной и духовной жизни людей. В философии как «мыслью схваченной эпохе» (Гегель) и как «сознании вслух» (Мамардашвили) эти преобразования демонстрируются поисками новых ориентиров и установок в переосмыслении универсалий мира, культуры и человека. Теперь в качестве таковых фигурируют негносеологические (внегносеологические) образования, что свидетельствует об утрате познавательно-преобразующей деятельностью своего доминирующего положения в отношении человека и мира. Происходит переориентация философии с системы нормативных универсально-безличных основ бытия и познания на индивидуально-личностные и социально-значимые характеристики. В качестве основополагающих (и в этом смысле предельных оснований) жизнедеятельности людей выступают: смысл человеческой жизни, смысл истории, свобода, мирное человеческое общежитие и т. п.

Выявление смысловой структуры мироздания и понимание смыслообразующей природы человека предполагает радикальное изменение не только в формах и способах мышления, но и во всем духовном складе (ментальности) человека. Критическому переосмыслению в постклассической философии подвергся дуализм в миропонимании и мироописании, ведущий свое начало от Платона. Значительный сдвиг в этом отношении был сделан в феноменологии (Э. Гуссерль), в экзистенциализме (Л. Шестов, Н. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), в постструктурализме (Ж. Деррида, Ж. Бодрийар). Устранение субъектно-объектной схемы осуществлялось введением новых характеристик места человека в мире, самого мира и самого человека. Одной из фундаментальных характеристик здесь выступает феномен. Другим вариантом «новой метафизики» выступают концепции о коэволюции мира и человека (См.: Карпинская Р. С., Философия природы: коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. – М., 1995), развивающиеся на обосновываемом в современном естествознании антропном принципе и принципе гармонии.

Задание 3. Подумайте, какие ещё современные концепции, возникающие в различных областях человеческой мысли, Вы могли бы рассмотреть в качестве вариантов «новой метафизики».

В становлении «новой метафизики» заметную роль сыграло мощное движение психологической мысли ХХ века (В. Джемс, З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, В. Райх, О. Ранк, Э. Фромм, Ж. Лакан и др.). Здесь исследуются сферы бессознательного и выявляется его место и роль не только в личностном проявлении (комплексы, практика психоанализа) и в общественных формах существования, включая исторические (коллективное бессознательное, архетипы), но и в структурах мироздания как формы постоянной открываемости человека миру через смыслосотворение (гештальт-философия Ф. Персла, гуманистическая психология Р. Уолша и Ф. Вогана, «трансперсональные состояния сознания» С. Грофа). Трансперсональная психология (не без оснований претендующая на одну из новейших форм метафизики) не сосредоточивается на умозрительных построениях (характерная черта традиционной метафизики), а занимается экспериментальным изучением внеличностных состояний сознания, использует религиозный опыт восточной философии, опирается на новейшие теоретические представления современной физики, ставит вопросы о новых формах существования культуры, ведет поиск гармонизации отношений в системах «человек - человек», «человек - общество», «человек - космос», предпринимает попытки выявления космогенетической природы сознания (теория состояний сознания и модель эмержентного взаимодействия Ч. Тарта, «спектр сознания» К. Уилбера, картография бессознательного С. Грофа).

Источником других вариантов «новой метафизики» является не менее мощное внутринаучное движение в фундаментальных областях науки: физики, биологии, синергетики. Построение глобальных схематик мироздания осуществляется на основе синтеза различных областей знания с использованием новейших методов исследования и новых языковых средств описания и выражения состояний мира и человека. Например, модель целостности мира как всеобъемлющего движения – Holomovement – разрабатываемая известным физиком Д. Бомом, в которой представлена программа построения единой картины физического космоса и сознания. В основе этой программы лежит идея о том, что реальность едина и что мы являемся ее органическим моментом.

О существовании нелокальных связей в мироздании, а, следовательно, и о возможности (и необходимости!) нового миропонимания и форм его описания и выражения сейчас много говорится среди физиков, нейрофизиологов, психобиологов в связи с распространением квантово-механических и квантово-релятивистских способов описания физической, биологической и ментальной реальностей (М. Бунге, У. Пенфилд, К. Прибрам, К. Поппер и Дж. Экклз, Н. Стэпп, Е. Харт, Р. Джанн и В. Дюнн). О синергетической модели явлений мироздания, являющей новый подход к пониманию соотношения закономерного и случайного можно прочесть в работах одного из основоположников нового направления в современной науке — синергетики— И. Пригожина. (См.: Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках / И. Пригожин. – М., 1985; Пригожин И., Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986).

«Новая метафизика», занятая поисками предельных оснований бытия, вынуждена изобретать новые выразительные средства весьма необычных состояний человека и мира. Язык, а вместе с ним смысловая ткань мироздания, в которой и через которую проявляет себя человек – сотворяющий и несущий смыслы мира – становится проблемным полем гуманитарной сферы, сферы открывания человеком Человека. Эта же сфера – сфера творчески-созидающей активности человека – является тем «местом», где сотворяются смыслы.

Задание 4. Подумайте, какова роль «новой метафизики» в деле поиска и рождения нетрадиционного понимания (осмысления) Мира и человека?

ТЕСТЫ

I. Выражением чего является положение «мыслю, следовательно существую»?

1. «метафизики вещей»;

2. «метафизики познания»;

3. «новой метафизики»;

4. субъективного идеализма;

5. материализма.

II. Объект – это:

1. любая вещь, с которой человек работает;

2. результат конструирующей деятельности мышления;

3. вне и независимо от человека существующая реальность;

4. продукт труда;

5. предмет человеческого интереса.

III. Отличие «метафизики познания» от «новой метафизики» заключается в том, что она:

1. отрицает существование реальности вне человека;

2. считает человека «венцом природы»;

3. ставит познавательную деятельность в центр человеческой жизни;

4. устанавливает первичность сознания по отношению к бытию;

5. утверждает двойственность мира и познания.

IV. «Новая метафизика» – это:

1. отрицание всякой метафизики;

2. возвращение к античному пониманию бытия;

3. противоположность диалектики;

4. переосмысление места человека в мире;

5. совокупность учений, возникающих в естествознании ХХ века.

СЛОВАРЬ

Абстрагирование –процедура мышления, состоящая в поэтапном отвлечении (отделении и удалении) частей от целого, в членении объекта по определенным параметрам.

Антропный принцип– принцип, устанавливающий зависимость существования человека как космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных).

Возможное– категория онтологии, обозначающая потенциальное состояние реальности, которое при определенных условиях становится сущим.

Герменевтика– направление в философии и гуманитарных областях знания, в котором понимание рассматривается как условие осмысления социального бытия и его содержательный момент.

Гипостазирование — наделение самостоятельным бытием какого-либо абстрактного понятия, категории, свойства.

Гносеология– учение о познании.

Дихотомичность– процедура мышления, состоящая в последовательном делении на две части, затем каждой части снова на две и т.д.

Должное– категория онтологии, обозначающая всеобщность и необходимость норм организации мира, общества, поведения людей.

Дуализм– учение, признающее два начала равноправными и не сводимыми друг к другу.

Логика– рассуждение, последовательность операций мышления и одна из форм его организации.

Метод– путь (способ) движения и достижения цели, включающий в себя определенным образом организованную совокупность приемов и операций преобразования и освоения действительности.

Нелокальная связь– род связи в состояниях Мироздания, обеспечивающий в нем соприсутствие абсолютно всех явлений; данный род связей выражает единство и целостность состояний Мироздания на любых уровнях его пространственно-временной организации.

Объект –понятие, обозначающее результат конструирующей деятельности мышления, реализующего различные процедуры (абстрагирование, представление и т. д.)

Объективация– процедура мышления, состоящая в конструировании объекта, содержанием которого является определенным образом организованная совокупность операций мышления.

Онтология– учение о бытии.

Онтологическое доказательствобытия Бога: бытие Бога вытекает (выводится) из понятия «Бог»; само представление о Боге как совершенном существе предполагает его существование как определения максимального совершенства, абсолюта, включающего в себя и свойство существования.

Постклассическая философия– (с ΧІΧ века по настоящее время) философия, представленная многообразными течениями философской мысли, поставившая под сомнение возможность построения единой и системной модели мира и его познания и выразившая установку на критику ценностей западной культуры в целом.

Рефлексия– форма мышления, характеризующаяся обращением мышления на исследование собственной деятельности.

Синергетика - современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравесновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос» (Пригожин), бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции.

Созерцание:а) внечувственное постижение бытия (Платон); б) способ данности предмета, организуемый априорными формами чувственности – пространством и временем (Кант); в) целостное восприятие явления, предшествующее понятийно-логическому мышлению (марксизм).

Спонтанность– одна из фундаментальных характеристик состояний человека и Мироздания, выражающая переход возможного в сущее в условиях пересечения и наложения различных родов и типов связей.

Субъект– понятие, обозначающее источник и носителя любого вида активности. Предполагаемая при этом самодостаточность человека-субъекта предопределила характер и содержание всей западноевропейской культуры Нового и Новейшего времени с основополагающим в ней принципом субъектцентризма.

Сущее – категория онтологии, обозначающая 1) многообразие проявлений бытия, либо 2) абсолют, либо 3) само бытие.

Трансцендентальный субъект– понятие, обозначающее источник, условие и предпосылки субъективного (индивидуально-личностного) опыта.

Трансцендентализм– философско-умозрительная установка, означающая поворот к изучению первоисточника всякого познания, обеспечивающего возможность активности человека на уровнях теоретической и эмпирической жизнедеятельности.

Феномен– понятие, обозначающее целостную единую саму-себя-открывающую реальность.

Эмержентность– возникновение нового, необъяснимое с позиций естественных (физических) закономерностей.

ТЕМА III

Наши рекомендации