Средневековая религиозная философия.

Основные периоды, представители и задачи.

1. Апологетика христианства (1-IV в.в.). Филон Александринский, Юстин Мученик, Ориген, Афинагор, Тертулиан и др. Проблема защиты христиан, создание единого христианского вероучения, объединение верующих вокруг единой церкви.

2. Патристика(IV – VIII в.в.). Аврелий Августин, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Василий Великий. Разработка библейского послания, толкование священных текстов, отбор подлинных документов.

3. Схоластика(VIII – X1V в.в): Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Ульям Оккам, Ансельм Кентерберийский и др. Доказательство средствами разума истин, ведущих к вере, придание теологической мысли систематической формы, защита святых истин от идейных противников.

Общие черты, основные идеи и принципы.

Теоцентризм. Бог – основной объект философского познания, главная тема философского познания. Бог – надмировое начало, он существует над природой, вечно, сам по себе, являясь несотворенным бытием.

Монотеизм. Вера в единого Бога, существующего в трех ипостасях (Бог –Отец, Бог – Сын, Бог – Святой Дух). Он - единственная реальность, определяющая все сущее

Креационизм. Бог сотворил мир «из ничего», без всяких элементов (материи, идей, форм, атомов). Природа его творение. Источник гармонии, порядка, совершенства в мире – Бог как беспредельное, неограниченное и всемогущее существо.

Провиденционализм. Мир в целом и каждая его часть подчинены воле Бога. Миром управляет божественное Провидение. Бог как господин не только создал природу, но и может действовать вопреки естественным законам, творить чудеса.

Идея Откровения. Бог как внеприродное высшее бытие не доступен для познания. Знание о нем возможно лишь благодаря божественному Откровению, изложенному в Священном писании. Библия – источник знаний.

Примат веры над знанием. Посредством веры и божественной благодати человек может приблизиться к познанию Бога в мире и в своей душе.

Новое понимание природы и сущности человека.Он – венец божественного творения, царь природы, мир создан для него. Человек создан по образу и подобию Бога, единственный наделен бессмертной личностной душой, разумом, свободой воли. Человек состоит из духа, души и тела, их единство противоречиво.

Новая система ценностей. Вера, надежда, любовь. Смысл жизни - в спасении души. Идея первородного греха и образ спасителя в лице Христа. Ценность личности человека. Свобода выбора между добром и злом.

Идея равенства людей перед Богом. Она не подразумевает социального равенства. Бытие строго иерархично, включая его социальную форму. Земной порядок является продолжением небесного, все расписано и предопределено. Тело общества составляют три сословия – священники, рыцарство, крестьяне. Всякая власть от Бога. Примат духовной власти над светской.

Таким образом, средневековая философия возникает и существует в тот период социокультурного развития западной цивилизации, который непосредственно связан с зарождением, укреплением и господством христианства. Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии, а ее завершение – распадом этого союза. Философия этого периода утрачивает статус науки наук, превратившись фактически в раздел теологии, служанку богословия. Догматы церкви приобрели силу закона. Большинство философов этого времени были священниками. Вместе с тем, главной заслугой средневековой философии стало то, что она, говоря словами Н.А. Бердяева, «вырывает человека из мрака космической бесконечности, освобождает его от зависимости от духов и демонов природы».

Философия эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI в.в.) – одна из самых ярких в в истории человечества. Она ознаменована невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, философии. Термин «Возрождение» впервые использовал итальянский художник Джорджо Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). Речь в ней шла о возрождении античных наук и искусств после долгого господства средневековой культуры. Сегодня термин Возрождения имеет два значения: возрождение интереса к античной культуре; рождение новой светской европейской культуры.

Основные направления, представители и проблемы.

1.Гуманистическое. Л. Валла, Ф. Петрарка, М. Монтень, Эразм Роттердамский. В центре внимания – проблема человека, утверждение его могущества и величия.

2. Неоплаттоническое. Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Парацельс. С позиций идеализма шло познание явлений природы, Космоса, Единого.

3. Натурфилософское. Дж.Бруно, Н.Коперник, Г.Галилей. Опираясь на научные открытия в области астрономии и физики делали попытку изменить представления об устройстве Вселенной и основой мироздания.

4. Реформационное. М.Лютер, Ж.Кальвин, Т. Мюнцер. Пересмотр отношений общества и церкви, человека и религиозной организации, государства и народа.

5.Социально-политическое. Н. Макиавелли. Проблемы целей и средств политики, назначения власти, отношений народа и правителя.

6. Социально-утопическое. Т.Мор, Т. Кампанелла. Поиск идеального общественного устройства на основе общей собственности на средства производства, социального равенства и справедливости.

Условно можно сказать, что в философии Ренессанса в XIV - XV в.в. преобладает интерес к теме человека; в XV – XVI в.в. – к теме природы; в XVI - нач. XVIII в.в. – к теме общества.

Общие черты, основные идеи и принципы

· Антропоцентризм.Главным объектом философского познания становится человек, человеческое бытие во всех его аспектах. Девизом эпохи можно считать выражение «Чудо великое есть человек». Человек – главная социальная ценность.

· Гуманизм. Стремление к человечности, к созданию условий для максимального развития способностей человеческой личности, для достойной человека жизни. Человек призван, по словам Данте Алигьере к доблести и знаниям, а не к убогой животной доле.

· Сущностная характеристика человека -творческая активность.Человек не просто богоподобен, а богоравен, он призван продолжить акт божественного творения на Земле. Призвание человека состоит в том, чтобы творить и совершенствовать окружающий мир.

· Идея безграничного жизнеутверждения, радости жизни, пользе наслаждения. «Сначала жить, потом философствовать» (Н.Макиавелли). «Отличительный признак мудрости – это неизменно радостное восприятие жизни» (М. Монтень). Право на счастье, которое вполне может быть достигнуто в земной жизни.

· Идея всестороннего развития личности. Человек преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность, активно утверждая себя в науке, искусстве, практической деятельности.

· Индивидуализм.Каждый человек не похож на другого и неповторим, т.е. выступает в качестве индивидуальности,самоценной, свободной и неповторимой творческой личности.

· Антиклирикализм. Цель – освобождение от духовного диктата церкви, секуляризация духовной жизни европейского общества.

· Идея свободы выбора. Судьба не фатум (рок, неизбежность), а фортуна, которая «распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она представляет нам самим», - считал Н. Макиавелли.

· Идея социальной справедливости и равенства. В «Утопии» Т.Мора и «Городе Солнца» Т. Кампанеллы доказывается, что причина социального зла – частная собственность.

· Возрождение интереса к опытной науке. Преодоление догматизмаи схоластики средневековой науки. «Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и о незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины», - писал Г.Галилей.

· Пантеизм. Представление , в котором Бог и природа понимаются как единое целое. Бог рассматривается как особая духовная сила (энергия), пронизывающая мир в каждой его частице. Он не надприродный Абсолют, оторванный от материи, а особое духовное начало, пронизывающее и одухотворяющее природу. «Бог есть свернутый мир. Вселенная есть развернутый Бог» ,- утверждал Н.Кузанский.

· Идея бесконечности Вселенной и множественности миров. «Я называю Вселенную Целым бесконечным», ибо она не имеет края, предела и поверхности; но я говорю, что Вселенная не «целокупно бесконечна, ибо каждая ее часть, которую мы можем взять, конечна и из бесчисленных миров, которые она содержит, каждый конечен», - доказывал Дж. Бруно.

Таким образом, философия эпохи Возрождения ,являясь частью культуры раннебуржуазного общества, стремится максимально возродить идеи и дух античной философии. В противоположность средневековой культуре, где на первом месте стоит Бог, Ренессанс рассматривает человека как высшую ценность. Закладываются основы современного естествознания, базирующихся на эксперименте и математических доказательствах. Развиваются диалектические взгляды на бытие мира, Бога и человека. Зарождается социальная и политическая философия, создаются первые социальные утопии, пересматриваются взгляды на роль церкви в жизни общества. Меняется социальный статус философии, она вновь обретает самостоятельность, освобождаясь от догматов религии. В целом, философия эпохи Возрождения подготовила культурный и научный фундамент для развития философской мысли Нового времени.

.

Наши рекомендации