Для художника важны движения души, предощущения, наслаждение, цепь ассоциаций, а не норма, стандарт, законосообразность.

14. Искусство как способ надэмпирической трансляции человеческого опыта. Искусство обеспечивает способ надэмпирической трансляции че­ловеческого опыта и выступает как ИСТОЧНИК ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ личности на основании сопереживания судьбам героев и драматичес­ким ситуациям, отраженным в ткани художественного произведения.

Вместе с тем мир художественной культуры, оказывая определенное эстетическое воздействие на каждого человека, ВПУСКАЕТ В СВОИ СФЕРЫ И ОДАРИВАЕТ МНОГООБРАЗИЕМ ОЩУЩЕНИЙ ЛИШЬ ЭСТЕТИЧЕСКИ ПОДГОТОВ­ЛЕННОГО.

15. Единство ученика и учителя в искусстве. Опредмечивание художественного видения мира, вхождение в сферу искусства формируется в процессе общения с учителем, мас­тером, но возможно лишь благодаря особым способностям и одарен­ности личности.

16. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК В ИСТОРИИ ПОЗНАНИЯ

ПЛАН

1. Выявление структуры науки как целостного развивающегося формообразования как проблема.

2. Классификация знания по Аристотелю.

3. «Великое Восстановление Наук» Ф.Бэкона.

4. Классификация наук по Гегелю.

5. Классификация наук по О.Конту.

6. Классификации наук по Ф.Энгельсу.

1. Выявление структуры науки как целостного развивающегося формообразования как проблема. Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразова­ние, включает в себя РЯД ЧАСТНЫХ НАУК, которые подразделяются в свою очередь на множество НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН.

Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит ПРОБЛЕМУ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК

А)РАСКРЫТИЕ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ НА ОСНОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРИНЦИПОВ И КРИТЕРИЕВ и

Б)ВЫРАЖЕНИЕ ИХ СВЯЗИ в виде ЛОГИЧЕСКИ ОБОСНОВАННОГО рас­положения в определенный ряд(«структурный срез»).

В)Поскольку на­ука не есть нечто неизменное, а представляет собой развивающуюся целостность, ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН, то возникает ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИ­ЗАЦИИ ИСТОРИИ НАУКИ, т. е. выделение качественно своеобразных эта­пов ее развития («эволюционный срез»).

Обе проблемы решаются по-разному в зависимости от:

А) предмета исследования отдельных наук,

Б)их методов,

В)целей научного познания и других многообразных обстоя­тельств.

2. Классификация знания по Аристотелю. Одна из первых попыток систематизации и классификации накоп­ленного знания (или «зачатков», «зародышей» науки) принадлежит Ари­стотелю.

Все знание — а оно в античности совпадало с философи­ей—в зависимости от сферы его применения он разделил на три груп­пы:

А)теоретическое, где познание ведется ради него самого;

Б)практичес­кое, которое дает руководящие идеи для поведения человека;

Г)творчес­кое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрас­ного.

Теоретическое знание Аристотель в свою очередь разделил (по его предмету) на три части:

а) «первая философия» (впоследствии «ме­тафизика») — наука о высших началах и первых причинах всего суще­ствующего, не доступных для органов чувств и постигаемых умозри­тельно;

б) математика;

в) физика, которая изучает различные состоя­ния тел в природе.

Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией или с ее разделами, а считал «органо­ном» (орудием) всякого познания.

3. «Великое Восстановление Наук» Ф.Бэкона. В период возникновения науки как ЦЕЛОСТНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА (XVI—XVII вв.) «Великое Восстановление Наук» предпри­нял Ф. Бэкон.

В зависимости от познавательных способностей чело­века (таких как память, рассудок и воображение) он разделил науки на три большие группы:

а) ИСТОРИЯ как описание фактов, в том числе естественная и гражданская;

б) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАУКИ, или «философия» в широком смысле слова;

в) ПОЭЗИЯ, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО вообще.

В составе «философии» в широком смысле слова Бэкон выделил «пер­вую философию» (или собственно философию), которую в свою оче­редь подразделил на «естественную теологию», «антропологию» и «фи­лософию природы».

Антропология разделяется на:

А) СОБСТВЕННО «ФИЛОСОФИЮ ЧЕЛОВЕКА» (куда входят психология, логика, теория познания и этика) и

Б)на «ГРАЖДАНСКУЮ ФИЛОСОФИЮ» (т. е. политику).

При этом Бэкон считал, что науки, изучающие мышление (ЛОГИКА, ДИАЛЕКТИКА, ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И РИТОРИКА), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе «умственные орудия», которые ДАЮТ РАЗУМУ УКАЗАНИЯ и ПРЕДОСТЕРЕГАЮТ ЕГО ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЙ («ИДОЛОВ»).

4. Классификация наук по Гегелю. Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель.

Положив в основу ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ, СУБОРДИНАЦИИ (иерар­хии) форм знания, он свою философскую систему разделил на три крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсо­лютной Идеи («мирового духа»):

а) ЛОГИКА, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения:

бытии, о сущности, понятии;

-б) философия природы;

-в) философия духа.

Философия природы подразделялась далее на

А) механику,

Б)физику (включающую и изучение химических процессов) и

В) органическую фи­зику, которая последовательно рассматривает геологическую приро­ду, растительную природу и животный организм.

ФИЛОСОФИЮ ДУХА Гегель расчленил на три раздела:

А)субъективный дух,

Б)объективный дух,

В)абсолютный дух.

УЧЕНИЕ О «СУБЪЕКТИВНОМ ДУХЕ» последовательно раскрывается в таких науках, как:

А) антропология,

Б) фе­номенология и

В) психология.

В разделе «ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ» немецкий мыслитель исследует социально-историческую жизнь человечества в разных ее аспектах.

Раздел об АБСОЛЮТНОМ ДУХЕ завершается анали­зом философии как «мыслящего рассмотрения предметов».

При этом Гегель ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как «науку наук».

При всем своем схематизме и искусственности гегелевская клас­сификация наук выразила идею развития действительности как орга­нического целого от низших ее ступеней до высших, вплоть до по­рождения мыслящего духа.

5. Классификация наук по О.Конту. Свою классификацию наук предложил основоположник позити­визма О. Конт.

Отвергая бэконовский принцип деления наук по раз­личным способностям человеческого ума, он считал, что этот прин­цип должен вытекать из ИЗУЧЕНИЯ САМИХ КЛАССИФИЦИРУЕМЫХ ПРЕДМЕ­ТОВ и определяться действительными, естественными связями, кото­рые между ними существуют.

Заключая свои размышления об иерар­хии наук, философ подчеркивает, что мы, в конце концов, «постепенно приходим к открытию неизменной иерархии... — одинаково науч­ной и логической — шести основных наук — математики (включая механику-Г.Б.), астрономии, физики, химии и социологии»(Конт О. Дух позитивной философии. Ростов н/Д, 2003. С. 234.)

Введя в свою иерархию наук социологию, Конт, как известно, стал основоположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни.

Он был убежден, что социология должна иметь свои собственные ме­тоды, не сводимые ни к каким другим как «недостаточным» для нее.

Наши рекомендации