СООТВЕТСТВУЮТ ЛИ ИМ ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ УНИВЕРСАЛИИ — ЛИШЬ СЛОВА И ИМЕНА?

Номиналисты отрицали онтологическое (бытий­ное) значение общих понятий. УНИВЕРСАЛИИ СУЩЕСТВУЮТ ЛИШЬ В УМЕ.

В XIV в. Оккам выразит эту идею номинализма, заявив, что предме­том познания могут быть только единичные вещи — индивидуальности.

Реалисты утверждали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Номиналисты создали учение о ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЕ, настаивав­шее на разделении истин богословия и истин философии.

ИСТИННОЕ В ФИЛОСОФИИ МОЖЕТ БЫТЬ ЛОЖНЫМ В ТЕОЛОГИИ, И НАОБОРОТ.

Принцип двойственности истины указывал на две принципиально разные кар­тины мира: теолога и натурфилософа.

Первая связывала истину с бо­жественным откровением, вторая — с естественным разумом.

10. Позиция Аверроэса (Ибн Рушд). Арабский философ, ученый и врач Ибн Рушд (Аверроэс) (1126— 1198) — автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля, был сто­ронником единого интеллекта и космического детерминизма.

АК­ТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, СУЩЕСТВУЯ ВНЕ И НЕЗАВИСИМО ОТ ИНДИВИДУУМОВ, ЕСТЬ ВЕЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, КОТОРЫЙ НЕ ВОЗНИ­КАЕТ, НЕ УНИЧТОЖАЕТСЯ И ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ОБЩИЕ ИСТИНЫ В ОБЯЗАТЕЛЬ­НОЙ ДЛЯ ВСЕХ ФОРМЕ.

11. Альберт Великий: согласование богословия и науки. Знаменитый ученый Альберт Великий (1193—1207) стремился со­гласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного).

Главным методом научного исследования он считал наблюдение и был уверен, что при исследовании природы надо посто­янно обращаться к наблюдению и опыту. В своей тайной мастерской он проводил многочисленные эксперименты.

12. Роджер Бэкон: три основных способа познания. Для Роджера Бэкона (ок. 1214—1294) существовали три основ­ных способа познания:

· авторитет,

· рассуждение,

· опыт.

Опытную на­уку он считал ВЛАДЫЧИЦЕЙ УМОЗРИТЕЛЬНЫХ НАУК.

Имея энциклопеди­ческую образованность и широкий кругозор, он подчеркивал важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания мате­матики.

Р. Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, аст­рономия, алхимия, медицина, а также этика.

Интересно, что Р. Бэкон различал ТРИ РАЗНОВИДНОСТИ ОПЫТА:

· ВНЕШНИЙ, приобретаемый при по­мощи чувств,

· ВНУТРЕННИЙ, интерпретируемый в духе мистического озарения и

· ПРАОПЫТ, которым Бог наделил «святых отцов церкви».

13. Учение Фомы Аквинского. В учении Фомы Аквинского (1225—1274) есть указания на МЕТОД ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, т.е. ПОСТИГАЮЩЕГО СОЗЕРЦАНИЯ, который схваты­вает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но ПРООБРАЗ ЭТОГО ОБРАЗА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ ФОРМУ ПРЕД­МЕТА, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит».

14. Представления Оккама о процессе познания. Интересны представления о процессе познания, развиваемые анг­лийским философом и логиком Оккамом (ок. 1285—1349).

Он был уверен в НЕЗАВИСИМОСТИ НАУЧНЫХ ИСТИН ОТ БОГОСЛОВИЯ, их тесной свя­зи с опытом и опорой на разум.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ИМЕЕТ ДЕЛО С ЕДИНИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.

Однако оно теряет характер их точного вос­произведения.

«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК ТАКОВОЕ ЕСТЬ СОСТОЯНИЕ ИЛИ АКТ ДУШИ И ОБРАЗУЕТ ЗНАК ДЛЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЕМУ ВНЕШНЕЙ ВЕЩИ».

Следова­тельно, в душе мы находим знак для соответствующего ему явления во внешнем мире.

Оккам различает:

· интуитивное знание, связанное с восприятием и переживанием единичной вещи, и

· абстрактное знание, которое способно отвлекаться от единичного.

Известный принцип Оккама («бритва Оккама»), гласящий, что «не следует множить сущ­ности без надобности», вошел в сокровищницу человеческой интел­лектуальной мысли, означает, что КАЖДЫЙ ТЕРМИН ОБОЗНАЧАЕТ ЛИШЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ.

ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ У ОККАМА ОБУСЛОВЛЕНО ПОТЕНЦИЕЙ — УСТРЕМЛЕНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ НА ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ.

Его учение о понятиях называется терминизм.

Естественные поня­тия, относящиеся к самим вещам, Оккам называет «ТЕРМИНАМИ ПЕР­ВОЙ ИНТЕНЦИИ», а ИСКУССТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, относящиеся ко многим вещам и отношениям между ними, называются «ТЕРМИНАМИ ВТОРОЙ ИНТЕНЦИИ».

Именно они становятся объектом анализа в логике.

Оккам ограничи­вал применение понятия причинности сферой эмпирической конста­тации.

Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах.

15. Особенности средневековой науки. К особенностям средневековой науки ученые причисляют:

· ее ори­ентацию на совокупность правил в форме комментариев,

· тенденцию к систематизации и классификации знаний,

· компиляция, столь чуж­дая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характер­ную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренчес­кой и культурной атмосферой этой эпохи.

Промышленный перево­рот, который осуществился в Новое время, был во многом подго­товлен техническими новациями Средневековья.

27.РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ НА АРАБСКОМ

ВОСТОКЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

ПЛАН

1. Прогресс научных знаний на Арабском Востоке.

2. «Альмагест» Птолемея, «Начала» Евклида, труды Аристотеля-переводы на арабский язык.

3. Греческое влияние и практицизм Востока.

4. Основы тригонометрии и астрономия.

5. Аль-Фараби и логика Аристотеля.

6. Десятичная система ал-Хорезми.

7. Оптика аль-Хайсам аль-Газена.

8. Ученый-энциклопедист аль-Бируни.

9. Алхимия Востока.

10. Омар Хайям как ученый.

11. Авиценна (Абу Али ибн Сина) как ученый.

12. Аверроэс (Ибн Рушд) как ученый.

13. Оптика Ибн-ал-Хайтана(Альхазена).

14. Астрономия Улугбека.

1. Прогресс научных знаний на Арабском Востоке. На Арабском Востоке в Средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний.

Начиная с VII в. в политической жизни стран Ближнего и Среднего Востока произошли важные изменения.

Ослабление военной мощи Византийской империи, Сасанидского Ирана привело к тому, что ара­бы в очень короткий срок захватили обширные территории, на кото­рых был создан АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ.

В городах халифата строились обсерватории, создавались библио­теки при дворцах, мечетях, медресе.

Внутренняя и внешняя торговля также способствовала распространению и передаче знаний.

Первый научный центр халифата — БАГДАД (конец VIII — начало IX вв.), где были сосредоточены ученые, переводчики и переписчики из разных стран, располагалась большая библиотека, постоянно пополняемая, функционировала своеобразная академия «Дом мудрости», на базе которого была создана обсерватория.

2. «Альмагест» Птолемея, «Начала» Евклида, труды Аристотеля-переводы на арабский язык. Труды ученых разных стран, которые в силу сложившихся обсто­ятельств оказываются на территории халифата, переводятся на араб­ский язык.

В IX в. была переведена книга «Великая математическая система астрономии» Птолемея под названием «Альмагест» (вели­кое), которая потом вернулась в Европу как «Альмагест».

Переводы и комментарии «Альмагеста» служили образцом для составления таб­лиц и правил расчета положения небесных светил.

Также были пере­ведены и «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики.

3. Греческое влияние и практицизм Востока. Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авто­ров, которые характеризует:

А) систематичностьизложения материала,

Б)полнота, строгость формулировок и доказательств,

В)теоретичность.

Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания.

В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисле­ния, был достигнут уровень, который значительно превзошел уро­вень, достигнутый александрийскими учеными.

И если деятельность арабских ученых началась с комментариев к произведениям античных ученых, то в дальнейшем она вышла за эти пределы.

Тому способствовали не только знание арабскими учеными идей и многовековых достижений индийской науки, но в основном потребности современной им жизни и значительное обогащение мно­гообразного опыта по сравнению с античностью.

После АЛЕКСАНДРИЙ­СКОГО ПЕРИОДА в развитии положительной науки именно у арабов она делает дальнейший шаг в своем развитии.

Это относится к различ­ным отраслям знания и прежде всего к математике и астрономии. Важнейшее достижение арабоязычной науки состоит здесь в заимство­вании у индийских ученых ПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ и в со­вершенствовании ее.

4. Основы тригонометрии и астрономия. Были заложены основы тригонометрии, которая была связана с достижениями астрономии. Так, астроном аль-Баттани (858—927), автор комментария к птолемеевскому Альмагесту, с помощью впер­вые введенных им тригонометрических функций производил более точные по сравнению с Птолемеем астрономические наблюдения.

Им составлены таблицы тригонометрических функций, введено понятие «синус» («sinus»).

5. Аль-Фараби и логика Аристотеля. Аль-Фараби (870—950) первым среди арабоязычных философов ос­мыслил и в известной мере развил логическое наследие Аристотеля.

Он собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского «Органона» (присоединив к нему «Риторику», написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по вопросам логики.

6. Десятичная система ал-Хорезми. Через Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (780—850 гг.), автора не­скольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведе­ны на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособи­ями, европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами (алгоритмами — от имени ал-Хорезми) выполнения четы­рех действий над числами, записанными по этой системе.

ОТ АЛГЕБРАИ­ЧЕСКОГО ПРИЕМА «АЛ-ДЖЕБР» ИДЕТ НАЗВАНИЕ ТАКОГО РАЗДЕЛА МАТЕМАТИ­КИ, КАК АЛГЕБРА.

7. Оптика аль-Хайсам аль-Газена.Наиболее замечательное в области физики имя аль-Хайсам аль-Газен (965—1039) из Басры.

Труд его по оптике, изданный на латин­ском языке в конце XVI в. и оказавший влияние на Кеплера, не толь­ко трактовал законы отражения и преломления света, но и давал по­разительно точное для того времени описание строения глаза.

8. Ученый-энциклопедист аль-Бируни. Немало было и ученых-энциклопедистов, сделавших значитель­ный вклад в различные науки.

Среди них — среднеазиатский ученый аль-Бируни (973—1048), в произведениях которого трактовались воп­росы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и др.

Так, Бируни уста­новил МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДОЛГОТ, близкий к совре­менному, а также определил длину окружности Земли.

Впервые на средневековом Востоке великий ученый сделал ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ВОЗ­МОЖНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА.

Он конструировал экспериментальные приборы, призывал прибегать к опыту и проверять результаты исследований опытным путем.

9. Алхимия Востока. Широко известна деятельность арабских ученых в области алхи­мии, которая хотя и преследовала недостижимые цели (ПРЕВРАЩЕНИЕ НЕБЛАГОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ В БЛАГОРОДНЫЕ), но в процессе этих многове­ковых поисков открыла новые элементы (ртуть, сера).

Хотя деятель­ность алхимиков (затем получившая широкое распространение и в Ев­ропе) не могла стать экспериментальным естествознанием, но в ка­кой-то степени она способствовала его будущему возникновению.

Тру­ды арабских алхимиков содержали, наряду с фантастическими гипо­тезами, рациональные выводы и рецепты.

10. Омар Хайям как ученый. К наиболее ярким представителям ближневосточного средневеко­вья можно отнести Омара Хайяма (1048—1131), великого иранского ученого и философа, великолепного поэта, автора всемирно извест­ных четверостиший (рубай).

В качестве ученого Хайям больше всего сделал в математике.

В алгебре он СИСТЕМАТИЧЕСКИ ИЗЛОЖИЛ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ДО ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО, им РАСШИРЕНО ПОНЯТИЕ ЧИСЛА (введены положительные иррациональные числа).

Значитель­ны достижения Хайяма в области астрономии: взамен лунного кален­даря, он предложил солнечный календарь, и усовершенствовал его.

11. Авиценна (Абу Али ибн Сина) как ученый. Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980—1037) — философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес сегодня.

На основе идей Аристотеля он создал своеобразную классификацию наук.

12. Аверроэс (Ибн Рушд) как ученый. Ибн-Рушд (1126—1198)— философ, естествоиспытатель, добив­шийся больших успехов в области алхимии, автор медицинских тру­дов, комментатор Аристотеля.

13. Оптика Ибн-ал-Хайтана(Альхазена). Важнейшие достижения были получены арабами в области опти­ки.

Так, арабский ученый Ибн-ал-Хайтан (965—1020), известный на Западе как Альхазен, выдающийся астроном, физик и математик, со­здал фундаментальный труд по оптике, отличающийся новизной, ори­гинальностью, стройностью построения.

14. Астрономия Улугбека. Одной из вершин средневековой астрономии являются исследова­ния среднеазиатского ученого и государственного деятеля Улугбека (1394—1449).

Его астрономическая обсерватория была оборудована уни­кальными приборами.

В своем главном труде «Новые астрономичес­кие таблицы» Улугбек изложил теоретические основы астрономии, указал положение 1018 звезд, привел таблицы движения планет, от­личавшиеся высокой точностью.

В XV в. после убийства Улугбека и разгрома Самаркандской об­серватории начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке и центр разработки проблем есте­ствознания, математики переносится в Западную Европу .

28. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТНОЙ НАУКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПЛАН

1. Связь формирования опытной науки с новыми представлениями человека о его взаимосвязи с природой.

2. Роль Оксфордской школы (Роберт Гроссетест) в развитии естествознания.

3. Научная деятельность членов Мертонского колледжа («калькуляторов»).

4. Развитие техники как условие утверждения опытной науки.

5. Роль математики в создании новой техники.

6. Новое понимание роли человека в мире.

7. Пантеизм Н.Кузанского.

8. Человек как творец.

9. Леонардо да Винчи.

10. Гуманизм как идейно-культурное движение.

1. Связь формирования опытной науки с новыми представлениями человека о его взаимосвязи с природой. Формирование опытной науки связано с изменяющимися пред­ставлениями человека о его ВЗАИМОСВЯЗИ С ПРИРОДОЙ.

Человек должен представить себя АКТИВНЫМ НАЧАЛОМ в исследовании природы, и это связано с зарождением идеи ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

2. Роль Оксфордской школы (Роберт Гроссетест) в развитии естествознания. В XIII—XV вв. усилился интерес к естественнонаучным идеям и исследованиям.

Значительную роль в развитии и распространении ес­тествознания сыграла Оксфордская школа, представлявшая объеди­нение философов и ученых и существовавшая при Оксфордском уни­верситете.

Главная роль в СТАНОВЛЕНИИ ШКОЛЫ принадлежала фран­цисканцу Роберту Гроссетесту (Большеголовому, 1175—1253), кото­рый был одним из первых переводчиков естественнонаучных произ­ведений Аристотеля.

Но он более интересен как автор собственных естественнонаучных трактатов, среди которых важнейший трактат «О свете или о начале форм».

Научные интересы Гроссетеста концентрировались вокруг вопро­сов оптики, математики (собственно, геометрии), астрономии.

В сво­их работах он высказывает мысли о том, что:

А) ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ НАЧИ­НАЕТСЯ С ОПЫТА,

Б) ПОСРЕДСТВОМ ИХ АНАЛИЗА (RESOLUTIO) УСТАНАВЛИВАЕТСЯ НЕКОТОРОЕ ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ, РАССМАТРИВАЕМОЕ КАК ГИПОТЕЗА.

В)ОТПРАВ­ЛЯЯСЬ ОТ НЕЕ, УЖЕ ДЕДУКТИВНО (COMPOSITIO) ВЫВОДЯТСЯ СЛЕДСТВИЯ,

Г)ОПЫТ­НАЯ ПРОВЕРКА КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЕТ ИХ ИСТИННОСТЬ ИЛИ ЛОЖНОСТЬ.

Наши рекомендации