Тема 1.4. Философско-правовая мысль в России XX – начала XXI в.в.

1. Идейные истоки и проблематика философии права в России до 1917 г. (П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, А.С. Ященко, Б.А. Кистяковский, В.Ф. Тарановский).

2. Философия права русского зарубежья (И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев, Е.В. Спекторский).

3. Либертарно – юридическая теория права.


Литература:

1. Алексеев, Н.Н. Основы философии права [Текст]: учебник для вузов/Н.Н. Алексеев. – СПб., 1999.

2. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство [Текст]: учебник для вузов/Н.Н. Алексеев. – М., 1998.

3. Гурвич, Г.Д. Философия и социология права [Текст]: монография. - М., 2004.

4. Жданова Г.В. Феноменология права Н.Н. Алексеева.// Вопросы философии. 2016. № 2. С. 45-55.

5. Иванников, И.А. В поисках идеала государственной формы России [Текст]: монография. – Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 2000.

6. Иванников И.А. Леон Петражицкий о роли психики в становлении права//Журнал Российского права. - 2011. - №8.

7. Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. – 1991. – № 4-5

8. Ильин, И.А. Понятие права и силы. Опыт методологического анализа /И.А. Ильин// Собр. соч.: в 10 т. - М., 1994.- Т.4.

9. Ильин, И.А. О сущности правосознания [Текст]: монография. – М.,1993.

10. Кистяковский, Б.А. Философия и социология права [Текст]: учеб. для вузов/ Б.А. Кистяковский - Спб., 1998.

11. Коркунов Н.М. История философии права. Пособие к лекциям. С.-Петербугр. 1908. С. 247-315.

12. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы [Текст]: монография. - М., 1999.

13. Нерсесянц, В.С. Философия права [Текст]: учеб. для вузов/ В.С. Нерсесянц. - М., 1997.

14. Нерсесянц, В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства [Текст]: учеб. для вузов/ В.С. Нерсесянц. – М., 1998.

15. Новгородцев, П.И. Кризис современного правосознания. Введение в философию права: учеб. для вузов/ П.И. Новгородцев. - М., 1996.

16.Михайловский И.В. Очерки философии права. Часть I. Томск. 1914

17.Новогородцев, П.И. Введение в философию права [Текст]: учеб. для вузов/ П.И. Новгородцев. - Спб. 1999.

18.Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности/ Л.И. Петражицкий // Собр. соч.: в …. т. – СПБ., 1909. - Т. 1, 2.

19.Петражицкий, Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии [Текст]: учеб. для вузов/ Л.И. Петражицкий. Издание третье – С. Петербург, 1908. - ….. с.

20.Политико-правовые ценности: история и современность [Текст]. - М., 2000.

21.Солоневич, И.Л. Народная монархия [Текст]: монография. – М., 1991.

22.Солоневич, И.Л. Коммунизм, национал-социализм и советская демократия [Текст]: монография. – М. 2003.

23. Izdebski, H. Elementy teorii I filozofii prawa. – Warszawa. 2008.

В России до 1917 года жили и создавали свои труды выдающиеся ученые, в том числе и в области философии права. Многие из них, такие как Н.Н. Алексеев, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин и другие являются ныне классиками российской и мировой науки. Либералы, консерваторы, марксисты и монархисты, гегельянцы и кантианцы, вся палитра идей, конкурировали в России и спорили об идеалах права и государства.

Студент должен исходить из того, что идеи русских республиканцев существенно отличаются от взглядов монархистов, которые не могли смириться с существованием в России республики любого вида, победу республиканцев в 1917 г. считали ошибкой и трагедией русского народа. По мнению И.А. Ильина, рано или поздно советское государство рухнет. Он не навязывал русскому народу посткоммунистической эпохи какую-либо государственную форму, хотя сам был сторонником унитарного государства с абсолютной монархической формой правления. Возрождение России, на его взгляд, должно основываться на национализме и православии. И.А. Ильин в отличие от большевиков, национал-большевиков, евразийцев и других республиканцев считал, что республика (унитарная или федеративная) не способна восстановить Россию, дать ей творческую свободу и обеспечить культурно-духовный расцвет. Учитывая исторический опыт государственного строительства в России, он видел ее в будущем как унитарную абсолютную и православную монархию.

И.Л. Солоневич также считал советскую власть явлением в России временным. Идеальной формой российского государства, полагал он, должна быть православная народная монархия, т.е. такая, какая была в России до реформ Петра I. Он был сторонником развития самодержавия, национальных языков, культур, но при условии, что русский язык будет общегосударственным. Допетровскую монархию Солоневич считал демократической, а поэтому и современная народная монархия в России должна быть многопартийной, народной. Русская монархия отличалась от европейской тем, что была ставленницей не феодальных верхов, а крестьянских низов и «диктатурой власти». Ильин и Солоневич противопоставляли национализм советскому интернационализму, верили в реставрацию монархии в России, осуждали сталинские методы руководства.

Правление этого диктатора они воспринимали как наказание русскому народу за его отступление от своей веры и традиций. И.А. Ильин и И.Л. Солоневич верили в реставрацию монархии в России путем развития чувства национализма в русском народе, укрепления монархического духа (по Солоневичу), православия (по Ильину).

Как национал-большевики и евразийцы, Ильин и Солоневич негативно оценивали теорию марксизма и предсказывали скорый кризис коммунизма в России. Но в отличие от национал-большевиков и евразийцев, они не нашли в советской форме государства никаких положительных черт, поскольку отрицали любую республику и федерализм. И.А. Ильин по своим взглядам близок к К.П. Победоносцеву и К.Д. Кавелину в идеализации петровского государства. И.Л. Солоневич, напротив, абсолютизирует допетровскую Русь. В целом, учения Ильина и Солоневича во многом были оторваны от политических реалий, не учитывали ни соотношения классовых сил в России, ни правосознание народа 1920-1940-х гг., не пытались увидеть позитивных явлений в системе Советов. Вследствие этого их идеи по реанимации монархии в посткоммунистической России должны были бы реализоваться на руинах Советского социалистического государства. Несколько прагматичнее были «Младороссы». Они предпочитали учесть опыт советского государства и провозгласили лозунг «Советы во главе с царем», но без большевиков.

После развала СССР в Российской Федерации стал доминировать юридический подход в правопонимании.

  1.5.Американская философия права XX – начала XXI в.в. 1.Гарвардская школа (Р. Паунд, (1870-1964), Лон Лувуа Фуллер (1902 - 1978). 2. Теория справедливости Дж. Ролза. Аналитичекая философия права Б.Бикса. Литература: 1.Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции: Курс лекций. – М., 2003. 2.Бикс Б. О философии в американском праве: аналитическая философия права.//Вестник Томского университета. Философия. Социология политология. 2013. № 2. 3. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство «Зерцало», 2006. – 568 с. 4. Ролз Дж. Теория справедливости. –Новосибирск. 1995.  

Наши рекомендации