Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков

Коммуникативные навыки

Общение – как деловое, так и с близкими людьми (вне работы или в кругу семьи) – зачастую является причиной психологического стресса. Среди конкретных причин, вызывающих коммуникативный стресс, в разделе 4.1.6 мы выделили завышенные ожидания, негативные предубеждения, непонимание мотивации собеседника и т. д., однако наиболее сильную эмоциональную реакцию, которая может развиваться в длительный стресс, вызывает критика. На этот факт впервые обратил внимание еще в XVII веке испанский иезуит Бальтасар Грасиан, которого можно считать одним из основоположников практической психологии. Свои рекомендации по снижению стрессов при межличностном общении он в 1647 году изложил в книге под названием «Карманный оракул» @@@@@10#####.

Спустя три столетия более подробно и на современном языке принципы эффективного общения сформулировал Дейл Карнеги в своих знаменитых книгах, посвященных бесконфликтному общению и борьбе с беспокойством (фактически многое из его рекомендаций можно назвать методами профилактики стрессов). К наиболее известным и действенным рекомендациям Д. Карнеги, не потерявшим своей актуальности и в наши дни, можно отнести следующие:

•Прежде чем критиковать собеседника, похвалите его за что-нибудь.

•Используйте косвенные способы критики.

•Прежде чем критиковать собеседника, отметьте свои собственные ошибки.

•Давайте людям возможность сохранить свою репутацию.

•Находите в людях хорошее и говорите им об этом.

•Учитывайте потребности других людей.

Одной из главных мысльей его книги, посвященной общению, был тезис: «Будьте осторожней с критикой», и этот призыв имеет под собой серьезное психофизиологическое основание. Критика вызывает всплеск эмоций и выброс в кровь гормонов гнева и равносильна нападению. Как только головной мозг распознает критику, то сразу же отдает приказ симпатической системе готовиться к отражению атаки. Сердце начинает биться чаще, мышцы напрягаются, кожа бледнеет, в кровь поступает адреналин, и в ней повышается уровень глюкозы. Инстинкт личностного самосохранения оберегает личность от воздействия чужой воли, поэтому любая критика (даже начатая с благими пожеланиями) является первым шагом к конфликтам и стрессам. Дейл Карнеги писал:

«В своих взаимоотношениях с людьми не забывайте, что имеете дело не с логично рассуждающими созданиями, а с созданиями эмоциональными, исполненными предрассудков и движимыми в своих поступках гордыней и тщеславием. А критика является опасной искрой, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости».

Если обстоятельства все же требуют критического замечания в чей-то адрес, то следует соблюдать определенные правила, нацеленные на то, чтобы смягчить обиду и перевести общение в менее эмоциональное русло.

Уверенное поведение

Нередко источником стресса человека является его собственная неуверенность. Источником ее может быть что угодно: маленький или слишком большой рост, заметный акцент, избыточный вес, недостаток финансовых средств, низкий социальный статус – казалось бы, объективные факторы.

Тем не менее истинным и глубинным источником неуверенности и связанных с ней стрессов является субъективное ощущение собственной неполноценности и заниженная самооценка, которые вполне поддаются коррекции.

К. Вильямс отмечает, что большая часть стрессов порождается чувством неполноценности. Она пишет:

«Вы выросли в мире, где вас учили – во имя скромности – принижать свои достоинства. Проповедуя благородство и заботу о ближнем, вас учили пропускать других людей вперед, отдавать им больший кусок пирога, уступать им и ценить их выше, чем самого себя. Все это прекрасно, но, к сожалению, слишком часто приводит к негативным последствиям. Для большинства людей привычка уступать другим, которую они приобрели в детстве, вызывает недостаток уважения к самому себе и к своим достижениям.

Клиническая практика и сама жизнь показывают, что у большей части людей сложилось неважное мнение о самих себе. Даже хвастуны и гордецы под внешней оболочкой скрывают глубоко запрятанный страх, что они недостаточно красивы, умны, преданны, великодушны, успешны или богаты.

Умение любить и уважать себя, жить в согласии с самим собой и со своими поступками – это основной путь снижения количества стрессов в вашей жизни.

Это означает внутреннюю уверенность в себе. Выхороши таким, какой вы есть в данный момент. Научиться любить и ценить себя – это, наверное, самый трудный, нов тоже время самый эффективный шаг в борьбе со стрессом» @@@@@1; с. 21—22#####.

Между психологическим состоянием неуверенности, ее телесными признаками и поведенческими реакциями имеется тесная взаимосвязь, поэтому со стрессом неуверенности можно бороться разными способами: с помощью рациональных самоуговоров, изменением поведенческих паттернов или телесных признаков (рис. 48).

Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков - student2.ru

Рис. 48. Механизмы воздействия рациональной психотерапии на чувство уверенности в себе.

Таким образом, если человек испытывает стрессы по поводу своей неуверенности, он может сознательно изменить телесное состояние (позу, жесты, параметры дыхания и голосовые характеристики), в результате чего почувствовать себя более уверенно.

Другой способ – это действовать более компетентно (изменение поведенческих проявлений деятельности), что отразится как на самооценке индивидуума, так и на его оценке со стороны окружающих, что в итоге также позволит ему действовать более уверенно. Еще один способ – это применение рациональной психотерапии (уже рассмотренный нами в разделе 6.2.5). Ниже приводится таблица, применяя которую можно научиться сознательно вызывать чувство уверенности в себе за счет изменения телесных параметров (табл. 8).

Таблица 8. Признаки уверенного поведения.

Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков - student2.ru

Изменение поведенческих признаков (помимо совершенствования профессиональных навыков) заключается в освоении ряда приемов противодействия психологическому давлению во время общения. Они описаны в соответствующих книгах по психологии @@@@@20#####, поэтому в этом учебном пособии мы перечислим только наиболее известные из них.

Бесконечные встречные вопросы

Суть техники: снять эмоциональную часть обвинений и перейти к рассмотрению сути претензий.

Эффект: прояснение для обоих участников конфликта причин их разногласий.

Пример

Жена. Ты давно обещал починить полку в кладовой и, как я вижу, не собираешься выполнять свои обещания.

Муж. Как мне лучше починить полку?

Жена. Просто прибей ее обратно.

Муж. Может быть, есть смысл сделать ее потолще и пошире, чтобы она была более вместительной?

Жена. Просто прибей ее, и дело с концом.

Муж. Я бы хотел, чтобы эта моя работа тебе понравилась. Уточни, пожалуйста, еще раз, какую бы полку ты хотела видеть в кладовой?

«Заигранная пластинка»

Суть техники: спокойное повторение того, чего вы хотите (или того, чего вы не хотите), снова и снова, пока оппонент не отступится. При исполнении этой техники выигрывает тот, у кого больше терпения. Применяющий ее имеет преимущество, так как он в отличие от собеседника заранее настроен на многократное повторение однотипных слов и фраз. Эта техника учит настойчивости, а также тому, что вы не обязаны объяснять причины своих желаний. В классической интерпретации требуется только бесконечно повторять одну и ту же фразу, причем без всякого выражения, как «робот», однако иногда такая техника слишком выводит из себя собеседника, что чревато дополнительными конфликтами. Поэтому имеет смысл все-таки немного разнообразить ответы, вводя в них элементы усиления своей правоты.

Эффект: игнорирование попыток манипулировать вами за счет отстранения от ситуации и спокойного повторения однотипных формул.

Пример

Муж. Ты опять утром не помыла посуду. Я пришел с работы, а в раковине полно грязных тарелок.

Жена. Когда опаздываешь на работу, то не до посуды.

Муж. Так что, я должен мыть эту чертову посуду?

Жена. Не знаю, но я так опаздывала сегодня утром, что еле успела вовремя.

Муж. Но ведь посуда осталась грязной, и мне не из чего было есть!

Жена. Утром каждая минута на счету, я еле успела одеться и собрать ребенку бутерброд в школу… и т. д.

Для того чтобы вышеприведенные методы «психологической самообороны» действовали эффективно, необходимо придерживаться определенной тактики поведения. В частности, можно применять приемы, приведенные ниже.

+Смотрите в глаза собеседнику. Взгляд должен быть внимательный, изучающий, оценивающий и т. д. Вы должны его рассматривать, а не он вас.

+Перед ответом выдерживайте паузу. Это даст вам возможность подобрать оптимальный ответ и покажет оппоненту, что вы не спешите удовлетворять его просьбы или требования.

+Используйте четкие, «обкатанные» дома речевые формулы.

+Применяйте соответствующую интонацию.

+Ответ должен быть гораздо более общим, чем заданный вопрос. (На требование «Дай взаймы тысячу рублей» может подойти ответ «Да, денег никогда не хватает, сколько бы их ни было»).

Наши рекомендации