Закрепление материала в течение дня

При использовании заданий следует отводить большую часть времени на отработку умения переносить приобретенные навыки в бытовые ситуации.

Когда и как это делать? Решение этих задач необходимо осуществлять в ходе воспитательских занятий и на протяжении всего дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Дети вовлекаются в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах, на прогулке и т.д.

Поясним это конкретным примером. На этапе организации ритмической структуры слова дидактической задачей логопеда будет формирование фонематического восприятия лексических единиц, знакомство детей со схемой ритма. А на занятиях по изобразительной деятельности воспитатель учит детей воспроизводить ритмический рисунок («Капли дождя на окне»), развивая тем самым сенсомоторные компоненты чувства ритма.

На занятиях по конструированию детей учат выполнять «дорожки» из мозаики двух цветов по схеме, обращая внимание на ритмичность чередования цвета.

На музыкальном занятии дети учатся отображать определённые качества движения (бегать – под быструю музыку, идти – под медленную).

Во время физкультурных занятий дети могут строиться, образуя длинные и короткие ряды.

Во время игр на свежем воздухе воспитатель предлагает детям построить ряд «куличей» из песка, используя большие и маленькие формы, обращая внимание на системность чередования. Как мы видим, простор для работы специалистов достаточно широк.

По каждому виду работы лучше использовать различные игры с постепенным усложнением и разнообразием наглядного материала. Например, если ребёнок при работе над схемой ритма научился его отхлопывать, можно предложить ему отстукивание, нажим на фигуры, схемы ведущей рукой, пальцем, карандашом или палочкой. Если ребёнок успешно освоил данный вид занятия, нужно предложить в качестве наглядного материала различные виды мозаик, счётные палочки разных цветов, пуговицы, мелкие предметы, предметные картинки.

В повседневной жизни, предложенные игровые задания – прекрасный способ развлечь ребенка в ситуации ожидания, поездки в машине или прогулки.

Такой подход позволяет максимально скорректировать недостатки фонематического восприятия у детей с неврологической патологией.

Задачи и приемы работы

В представленном методическом пособии по формированию предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой представлены разработанные нами и апробированные на практике задания. Ознакомление с ними поможет специалистам не заниматься поиском пособий и написанием планов работы, а посвятить время разработке новых форм работы.

В первые годы (2-3 года) у детей с неврологической симптоматикой способность к слуховому восприятию снижена, недостаточно сформирована реакция на звучание предметов и голосов. Ребёнок затрудняется в различении неречевых звуков и звучания музыкальных инструментов, в выделении лепетной и полной формы слов из речевого потока. Особенно нарушено чувство ритма. Коррекционно-педагогическая работа организуется по двум взаимосвязанным разделам:

1. Развитие слухового внимания;

2. Развитие чувства ритма.

Задачи первого раздела:

· расширение рамок слухового восприятия;

· развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти;

· формирование основ слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;

· формирование способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Приёмы коррекционной работы:

· привлечение внимания к звучащему предмету;

· совершение действий в соответствии со звуковым сигналом;

· определение местонахождения и направленности звука; знакомство с характером звучащих предметов;

· различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;

· запоминание последовательности звучаний (шумов предметов); различение голосов;

· реагирование на громкость звучания; узнавание и различение гласных звуков;

· выделение слов из речевого потока; развитие подражания неречевым и речевым звукам;

· различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

Задачи второго раздела:

· формирование ритмико-интонационной стороны речи;

· формирование ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного);

· формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью;

· знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков;

· развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

Приёмы коррекционной работы:

· воспроизведение ритма в движениях и играх; ходьба и маршировка под музыку;

· двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

· ритмические упражнения для рук и ног;

· воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

· развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;

· знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков;

· развитие речевых вокализаций; знакомство со схемой ритма;

· соотнесение ритма со схематическим изображением; произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;

· дифференциация ритмических рисунков;

· отображение определённых качеств движения;

· ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.

Таким образом, формируя предпосылки фонематических представлений, можно решать следующие проблемы:

· уменьшить дефицит языковой способности;

· развить мышление;

· развить коммуникативную компетенцию ребенка.

Совокупность рекомендованных задач должна побуждать специалистов к дальнейшему творчеству. Представленные задания отвечают интересам и опыту детей раннего возраста с неврологической симптоматикой. Отмеченные успехи в коммуникативном и когнитивном развитии детей подтверждают правильность выбора и составления игровых заданий.

Содержание работы по формированию предпосылок фонематических представлений

Й год обучения

Задачи:

· Формирование регулятивной функции речи, т.е. умения управлять своим поведением на основе словесных инструкций в деятельности;

· Развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования анализа неречевых и речевых звуков.

Наши рекомендации