Атмосфера Титанов и Титанид.

Это атмосфера сложная и для многих современных людей категорически неприемлемая. Может быть, поэтому у некоторых участников могут возникнуть неприятные ощущения: атмосфера может восприниматься нерадостной, возникают противные ощущения «мурашек» при восстановлении кровообращения после долгого пребывания в скованной, неудобной, связанной позе.

Как будто древняя кровь Титанов, ставшая за века подземного заточения черной нефтью, вырывается из глубины. В ней гигантски много энергии, но оттенок этой энергии – неприятный, опасный, вредоносный для людей, если они по прежнему будут относиться к этому ресурсу грабительски, хамски, без почтения, признания и принятия.

Слышится (всем телом, ушей как таковых еще нет) гул стихии. Это очень глубокая вода. Глубина на грани осознания – еще нет мозга, чтобы осознавать. Очень глубокое погружение в бессознательное. Нет слов, чтобы сказать, нет ног, чтобы двигаться – движение следует за колыханием воды. Возникают образы подводных тектонических движений, разломы на дне океана, выходы нефти на шельфе, вулканы под водой.

Густые темные краски: темно-свинцовый, бордовый, кроваво-коричневый. Опасная серая вода в сумерках, штормы, буйство стихий…

У всех присутствующих в большей или меньшей степени проявляются эти образы. Группу охватывает вязкость, замедление темпа движения и прочих процессов, затрудненная речь. Все сказанное - не передает сути. Познавание переходит с области разума в другие резонаторы, включается способность сбора информации телом. Тело – гибкая полость, живой резонатор. Тут много феминности, но совершенно нет женскости. Нет пола, секса, гендера – этот уровень лежит гораздо глубже, глубоко в основе.

Причины выбора атмосферы кардинально различны на разных уровнях. Причины, условно говоря, низшего уровня (в атмосфере Титанов и Титанид низшее не значит плохое!) - решение проблем с оргазмом у женщин. Проработка проблемы фригидности в этой атмосфере почти наверняка гарантирует, что проблем с физиологическими проявлениями оргазма не будет. То есть на самом базовом уровне – на уровне покраснения кожи, учащенного дыхания, спазмов определенных мышц и так далее – без «надстройки», очень просто. Это – большой шаг вниз, без которого подъем наверх просто невозможен.

Для мужчин примерно тоже самое – решение проблем с потенцией и ощущением себя «тряпкой». (даже в этой формулировке, как вы видите, заложена суть проблемы …) Возвращение к одноклеточности, на уровень разума клеток и тканей даст то, что необходимо в этой ситуации.

Переизбыток в Запросивце ложной маскулинности, утрата контакта с телом – большинство мужчин сегодняшнего времени – заложники героического мифа. В атмосфере Титанов и Титанид можно снять или разжижить его доминанту, показать ничтожность любого героя перед ЭТИМ.

Ведущий в атмосфере Титанов и Титанид не должен полностью входить в состояние этого архетипа. Это опасно, его и всю группу может сильно затянуть в бессознательное. Ведущий должен быть очень внимателен: то, что содержит эта атмосфера, не всегда имеет отношение к людям. Он как бы вооружается лезвием изо льда и очень внимательно разбирает щупальца Гидры, отталкивая опасную часть. Вместе с тем, часть силы он проводит. Стиль ведения Театра - замедленный, без суеты. Ведущий бдителен и объективен к Запросивцу.

Возможна роль «экскурсовода в музее», псевдорассудочный стиль. Ведущий осторожно показывает группе Титанов и Титанид – как экспонаты за оргстеклом витрины. Или, если есть близость к Титанидам и Титанам - тонкое виденье и основанная на нем «телеска» со звуком: мычание, целительный гул. Все зависит от группы и готовности Ведущего пропускать через себя эти энергии.

Приемы запуска атмосферы – через состояние, образ и движение. Образ, к примеру, может быть таким: через себя пропускаешь в пространство Театра очень древнюю усталую воду… в которой двигаешься как в студне, как в теле медузы. Если Ведущий сфокусируется на животе, то внизу живота можно ощутить щупальца и чуть подраскинуть их вокруг. Бесшумно или еле слышно можно гудеть сквозь сомкнутые губы. Это – шум моря или шум своей крови в морской раковине, приложенной к уху. Запертый в глубинах гул пробуждения Ктулху (Лавкрафт).

Вызвать атмосферу можно также через озвучивание сответствующих мифов, эмоционально близких Ведущему.

Результат Театра, проведенного на высоком потенциале - столкновение со своей ничтожностью и ничтожностью своего понятия времени, снятие розовых очков и убежденности, что человек – венец и царь природы.

«Титаническая» атмосфера диаметрально противоположна доминирующей сейчас в обществе атмосферы Аполлона. То, что тут действительно ценно – «грязное и неприятно пахнет». Нефть, кровь, гниющие водоросли, микроорганизмы, запах тела, пота. Это антитеза современной индустрии дезодорантов, бритв и антимикробных мыл. Это не грация Апполона, выверенная перед зеркалом, отталкивающаяся от внешнего, от реакции окружающего мира. Это - гибкость, идущая из центра, не с периферии. Пластика тела – пластика водоросли, колышущейся в толще воды, волновое движение от центра тяжести (хары). Эта пластика может проявится в Театре у фигур и у Запросивца и хорошим результатом будет, если участники «возьмут ее с собой». Титаны и Титаниды дают путь к телесному виденью, что особенно важно для Ведущих Магического Театра.

С помощью Титанов и Титанид человек имеет возможность погрузиться в лоно, в колыбель природы и качаться там - там хорошо. Размываются блоки в теле. Атмосфера дает состояние раскрытия изнутри наружу всех клеток тела. Они раскрываются и заполняют пространство вокруг. При наличии опыта этого переживания и дальнейшей работы с такими «погружениями» можно дойти до состояния невесомости, парения. Эти архетипы учат человека пассивности, сейчас она вытеснена.

Вершины в пассивности и познание пассивностью – то, что современному человеку западной культуры чрезвычайно сложно. Сила и мощь бесхитростности и бесхребетности (отсутствие позвоночника, оси героического мифа). Пассивность – это способность долго удерживаться в «здесь и сейчас», на плаву.

В настоящее время из существ планеты Титанов хорошо проводят дельфины, альтернативный человеку разумный вид. То, что приходит через Титанов и Титанид сейчас жизненно необходимо для выживания человечества, это наш резервный ресурс. Еще не поздно обратиться к нему, принять пассивность, не «загнаться».

И в заключение описания атмосферы Титанов и Титанид, рискуя утомить читателя, хочется все же привести стихотворение Осипа Мандельштама «Ламарк»:

… Был старик, застенчивый, как мальчик,

Неуклюжий, робкий патриарх.

Кто за честь природы фехтовальщик?

Ну конечно, пламенный Ламарк.

Если все живое - лишь помарка

За короткий выморочный день,

На подвижной лестнице Ламарка

Я займу последнюю ступень.

К кольчецам спущусь и к усоногим,

Проскользну средь ящериц и змей,

По упругим сходням, по излогам

Сокращусь, исчезну, как протей.

Роговую мантию надену,

От горячей крови откажусь,

Обрасту присосками и в пену

Океана завитком вопьюсь.

Мы прошли разряды насекомых

С наливными рюмочками глаз.

Он сказал: "Природа вся в разломах,

Зренья нет, - ты зришь в последний раз!"

Он сказал: "Довольно полнозвучья,

Ты напрасно Моцарта любил,

Наступает глухота паучья,

Здесь провал сильнее наших сил".

И от нас природа отступила

Так, как будто мы ей не нужны,

И продольный мозг она вложила,

Словно шпагу, в темные ножны.

И подъемный мост она забыла,

Опоздала опустить для тех,

У кого зеленая могила,

Красное дыханье, гибкий смех…

Атмосфера Зевса

Характеристика атмосферы - авторитарность, торжественность, возвышенность, серьезное отношение к себе, Все ясно, структурировано, никакой невротичности, присутствует четкая ориентация на успех. Движение - от внешнего к внутреннему. Здесь можно сыграть смелость и через это - прийти к ней. Надеть львиную шкуру – и стать львом. Короля, как известно, играет свита и можно тут воспользоваться ее ресурсом. Власть и сила Зевса в том и состоит, что он всегда помнит о том, что он – узурпатор.

Атмосфера Зевса актуальна в случаях, когда надо научиться конкретным навыкам, актуальна в запросах, в которых звучат слова «я не знаю, что делать дальше», для человека, который отстал в становлении Эго, боится взрослеть, и всю жизнь привык бояться. Такому человеку нужен мощный толчок, мощная инъекция «смелости». Атмосфера Зевса как бы предоставляет ему «золотой лабиринт», пройдя который, он нагонит то, что упускал в жизни. Ему может быть дан опыт пребывания в львиной шкуре, опыт быть львом, опыт внушать страх и иметь власть. Эта львиная шкура - возможность пользоваться внешними ресурсами, пользоваться приемами для любых целей. Зевс показывает мастерское владение приемом и может научить умело, пользоваться атрибутикой власти.

Ведущий выглядит как отец или врач, но постепенно передает эту ответственность Запросивцу. Ведущий не должен быть Зевсом, но должен вывести Запросивца на эту силу. Зевс ничем не гнушается, его дозволение есть на все, если это приведет к какому-то одному, но размашистому шагу.

Стиль ведения Театра вначале - директивный. Но потом надо показать, что такое поведение может быть доступно и Запросивцу, для этого он должен вырасти. Надо показать, что фигуры – его части, которые не могут быть больше целого. Надо дать ему понимание того, что он царь в своем внутреннем мире, магнит, вокруг которого все собираются, дать ему самому посидеть на троне. В атмосфере Зевса есть и переносы и контр-переносы и возможна работа с ними. Также актуальна телесная работа.

При запуске атмосферы уже на стадии обсуждения запроса можно сразу поставить себя в позицию «сверху», в роль знающего и властного. Уместны волевые четкие указания от Ведущего к Запросивцу и фигурам и контроль за следованием этим указаниям. Хорошо инициирует атмосферу статичная царственная поза Ведущего. Прямая спина, развернутые плечи. Внутренний образ - в руках скипетр и держава. Ведущий ощущает себя на вершине, ощущает длительный момент неустойчивого равновесия в самой верхней точке. Внутри может звучать какая-нибудь патетическая мелодия.

В результате Театра может полнокровно пойти родовой поток, опора на свой этнос, чувство покоя и связи с корнями. Также приходит понимание того, что твоей личной заслуги в твоих победах почти нет. Этот поток проходит через тебя и выносит тебя на вершину. Приходит понимание того, что победа не может быть окончательной, статус победителя надо все время подтверждать. На вершине нельзя находиться вечно. И осознание этого также дает возможность самому выбрать момент, когда спуститься.

Атмосферы некоторых архетипов славянского пантеона. Сварог и Лада.

Атмосфера Сварога на Магический Театр приходит редко, и не на зов Ведущего, а на групповой запрос космического масштаба. Она дает чувство причастности к этому масштабу, понимание того, что изменения в космосе начинаются на Земле, а изменения на Земле - в человеке.

В этой атмосфере происходит мощная перестройка личности на уровне ценностей и Ведущий вместе с группой переживает эту перестройку.

Если есть высокий потенциал группы, атмосфера Сварога может сгустится еще до «озвучки» запроса.

Поддержать эту атмосферу Ведущий может внутренним повышением уровня ответственности. Ему надо удерживать пространство. Это очень серьезное состояние, можно дать комментарий, что пришла информация о том, что сейчас происходят серьезные изменения.

Ощущения Ведущего – как будто на уровне живота, центром своего тела держишь всю галактику. Внешне это может проявляться как размеренное равномерное полное дыхание животом.

Может наступить момент, когда в Театре все замирают и возникает ощущение, что в этой тишине происходят глубинные изменения. Этот момент нельзя тревожить, надо постараться прожить его длительно и полно.

Характеристики Атмосферы Лады - радость простой понятной жизни - приготовления пищи, капания в огороде, возни с детьми. Это приятная непрерывность забот и рассеянность внимания. Ощущается запах сладкой плодородной земли, сладостное внимание к деталям. Это материнская связь человека с природой. Но не дикая природа тут Мать, а человек вынашивает и пестует культурную природу – пашню, сад, пасеку.

Атмосфера Лады целительна для людей, которые оторвались от потребности заботится. Она растворяет неблагодарность, аресовскую агрессию. Она нужна, когда у Запросивца потеряна связи с родом, когда человек разрушает и путает это с созиданием. Она поможет тем, кто много взял на себя вины и не любит себя.

Стиль ведения Театра – мягкий. Ровная любовь, доброта ко всем присутствующим, идущая из живота. Это земная доброта, которая льется без предпочтений, любовь наседки к своим цыплятам, раскинутая сеть внимания, оберегающие теплые крылья. Позиция ведущего - позиция хозяина или хозяйки в налаженном гостеприимном доме. Видение Ведущего очень детальное, земное. Это виденье кожей, глаза - везде. В Театре обязательно проводятся телесные практики, упор - на расслабление низов. Можно каким-то образом визуализировать связь с землей – например через образ женской фигуры с тяжелыми бедрами, животом - не современный идеал «Барби», а - «неолитическая Венера».

Метод инициации атмосферы – состояние Ведущего. Его удается достичь через дыхание с ощущением «расплавления», «таянья» на выдохе. На вдохе воздух вбирается равномерно из пространства, на выдохе стекает мёдом через тело в землю, соединяя с ней. Для визуализации подойдет образ пасеки, сада. Атмосфера Лады в Театре также устанавливается через выбор близких этому архетипу фигур – простых, понятных, земных.

Результат работы - восстановление связей с этносом и родом, чувство меры, чувство природы, внимание к потребностям природы и людей. В Запросивце может возродится мягкость, принятие времени и роста во времени.

Лада также наполняет сакральным смыслом повседневные действия, замедляет и делает плавным время: нет скуки, нет - лихорадочных попыток развлечься. Еще может придти понимание, что это огромный ресурс - в критических ситуациях на этой силе можно выжить, пожертвовав частью ради целого (образ – плакат «Родина-мать зовет»).

Итак, подведя итоги, хочется еще раз акцентировать внимание читателя на том, что основной задачей МТ является сбивание жестких общественных доминант, а именно доминанты апполонической и афинской атмосфер, через контрдоминанты в масштабе отдельных людей и в культурологическом пространстве, в пространстве Ноосферы через работы с выведением в доминанты других атмосфер. Ведущему важно понимать, что он сам во многом находится под властью этих доминант и особенно в начале своей деятельности в МТ, чтобы не скатываться в привычную колею в процессе работы, необходимо отслеживать свое стремление применять шаблоны, использовать хорошо известные ему приемы, сдерживать странные непривычные импульсы к действиям, которые диктует ему приходящая незнакомая атмосфера. Основной задачей Ведущего является не столько изучение вышеописанных приемом, они скорее даны для примера, для того, чтобы разбудить творческую фантазию и направить внимание в нужное русло, а умение отдать себя процессу, пропустить через себя атмосферу и слить свою волю с ее волей.

Глава 8

Архетипические технологии

(Глава написана при участии Ольги Мазур)

Несколько лет назад в нашей творческой группе (Владислав Лебедько, Евгений, Найденов, Максим Михайлов и др.) появилась необычная способность – возможность «фокусировать» архетипы на Магический Театр, а потом и просто «на» человека, которому нужны были некие переживания, информация от архетипического источника (духа, божества, явления). При этом переживаются мощные энергопотоки, вызывающие отчетливые изменения психофизического состояния (телесные функции и ощущения, эмоции, озарения и инсайты, информация дотоле неизвестная и т.п.). Скажем так: удалось найти (на самом же деле – вспомнить) уровень языка, где в очень свернутом виде каждое слово содержит огромную совокупность смыслов, переживаний и ощущений, намоленных и намысленных миллионами людей вокруг осей – архетипов коллективного сознания и бессознательного. Архетипы же не возникали на голом месте. Они являются некими «резонансными пространствами» в едином энергетическом поле Универсума. И когда мы произносим определенным образом, находясь в определенном состоянии, эти слова, происходит развертка огромного числа смыслов и ощущений, доступная для переживания. В нас разворачивается архетип, как совокупность общечеловеческого опыта на «резонансной частоте». Это переживание можно, при помощи специальной процедуры, передавать «оператору» и, затем, вести с ним беседу, где он отвечает от имени архетипа. Нужно только, чтобы «оператор» был достаточно сенситивен.

Работу с архетипами мы активно вели и на наших семинарах, на которых с 2000 года делался акцент на исследование Мифологического сознания и способы достижения мифологического восприятия себя и мира – восприятия всеединства и целостности, путем переживания всего (и, прежде всего, – себя самого и своей души) как Живого, одушевленного, связанного со всем и растворенного во всем.

Мы выделяем четыре основных вида Архетипических Технологий:

1. Работа с архетипом в режиме Оракула;

2. Архетипическое Путешествие;

3. Архетипическое Исцеление;

4. Архетипический Исцеляющий Вымысел (возрастная регрессия, работа с фигурой ключевого предка, историческая регрессия).

1. Работа с архетипом в режиме Оракула достаточно проста: на одну или несколько фигур фокусируется (ются) тот или иной архетип (ы) (в случае, если фокусировка происходит на несколько фигур – архетипы, как правило, разные). Далее у появившегося таким образом Оракула Ведущий, Запросивец и другие фигуры могут спрашивать необходимую информацию, касающуюся хода Театра, необходимости каких-то действий, проверки рабочих гипотез Ведущего и т.п. Естественно, Оракул не всеведущ, но через него можно получить необходимую информацию по различным контекстам сюжетов жизни Запросивца, возможностям данного Магического Театра. Особенно этот прием полезен, когда происходит пробуксовка, или начинающий Ведущий оказывается между выбором нескольких стратегий дальнейшего развития МТ и нуждается в подсказке.

2. Метод Архетипических Путешествий открылся творческой группе, руководимой В.Лебедько, на семинаре «Русский Дух и Русская Душа» в январе 2007 года. Эта технология базируется на методе «Активного воображения», разработанном Карлом Юнгом и его последователями (особенно Джеймсом Хиллманом). К «Активному воображению» мы добавили один существенный и принципиальный момент – «фокусировка» архетипа «в участнике» воображаемого путешествия. Путешественник создавал намерение на «маршрут» - тему путешествия (это могли быть, например, известные темы – путешествие в глубины моря или в подземный мир, а могли быть и новые, разработанные нами маршруты, исходя из особенностей того или иного архетипа), а приглашенный архетип многократно усиливал эффект воображения, создавая ощущение психоделического путешествия по мирам (с абсолютно достоверными психофизическими состояниями) и, кроме того, архетип являлся проводником и вожатым путешественника, а также сообщал ему ту или иную необходимую информацию и помогал ориентироваться. Люди, имевшие психоделический опыт, признавались, что «Архетипическое Путешествие» на порядок превосходит опыт приема «грибочков» или иных психоделиков, холотропного дыхания, шаманских путешествий и т.п. Кроме того, на семинаре (и далее – в процессе написания книги) путешественника сопровождал партнер – Ведущий, который направлял его вопросами, просил отождествляться с теми или иными образами, получать от образов, встречающихся на пути, информацию и многое другое. Путешественник получал, кроме самого эффекта путешествия по мирам, богатую информацию о разных слоях своего внутреннего мира, которая потом использовалась на Магических Театрах и т.п.


Учитывая тот факт, что развитие сознания отдельного человека повторяет эволюцию сознания человечества (отраженную в мифологии), мы могли также получать мифологическое описание некоторых процессов нашего общего человеческого прошлого, а также получать метафорическую информацию о разнообразных мирах нашего сознания.

В каждом путешествии повествование идет от первого лица (путешественника), как диалог с той или иной богиней. Большая часть полученной нами в путешествиях информации имеет метафорический характер, хотя кое-где мы обращали внимание на некие детали и расшифровку полученных метафор. Описания некоторых путешествий могут показаться местами противоречивыми, тем не менее, мы не старались снять эти противоречия, ибо эти описания предназначены большей частью для образного восприятия и стимуляции правополушарного мышления, а не для логических умозаключений. Из путешествий по различным мирам получился своеобразный коллаж, дающий как бы отдельные мазки на полотне картины мира Мифологического восприятия, которое, на мой взгляд, очень важно именно в нашу эпоху для оживления и одушевления сознания людей и окружающего нас мира.

Архетипическое Путешествие используется как самостоятельный метод в различных Архетипических Исследованиях, но может иногда входить в ткань Магического Театра на отдельных этапах. Как правило, в ходе МТ оно занимает от 5 до 20 минут, во время которых Запросивец или какая-то из фигур отправляется в Архетипическое Путешествие, а остальные участники, включая зрителей, в это время находятся в медитативном состоянии, также осознавая некие образные ряды, резонансные с процессами того, кто находится в путешествии. В результате Архетипического Путешествия на МТ могут быть сняты отдельные блокировки, получены ответы на актуальные вопросы, а также создана новая атмосфера для усиления динамики Театра.

Приведем пример Архетипического Путешествия одной из участниц МТ.

Как пишет сама участница: «В ходе этого Архетипического Путешествия мне в метафорической форме удалось увидеть и пережить тот Путь, который мне предстоит пройти после МТ в дальнейшем. Я привожу этот пример в качестве яркого переживания, но не стремлюсь расшифровывать образы: они интуитивно ясны мне и будут разворачиваться в дальнейшей жизни. Читатель может воспринять мое повествование как некую сказку, в которой зашифрован смысл движения по Пути знания.

Итак, после того, как Ведущим был сфокусирован во мне архетип Бабы Яги, я почувствовала интенсивный энергопоток, который воспринимался как ощущение тепла и вибрации во всем теле. Я перевела внимание на образный ряд и мое путешествие с Бабой Ягой началось:

Я в лесу. Передо мной огромные валуны. По этим камням вверх ведет тропинка. Я поднимаюсь по ней. Баба Яга говорит, что эти камни – те препятствия, которые мне необходимо преодолеть. Я поднимаюсь все выше, подъем заканчивается, и я оказываюсь в сосновом лесу. Землю устилает густой мох. Тропинки больше нет – я останавливаюсь, не зная, куда идти.

- Бабушка, что это за лес?

- Это твоя нерешительность. Надо просто идти.

Я иду. Под ногами бурелом, ноги тонут во мхе, воздух густой, пропитан влагой. Баба Яга говорит, что бурелом – это нерешённые задачи многих людей, общества в целом. Идти непросто, но меня не пугают препятствия. Вскоре я вижу просвет между деревьями и полянку, на которой стоит огромный дуб с дуплом, больше похожим на пещеру. Это дерево – некий переход. Я, не раздумывая, вхожу в это дупло-пещеру, оглядываюсь назад и вижу освещенную солнцем полянку, на которой только что стояла. Я протягиваю руку вперёд, пытаясь нащупать стенку дупла, но не чувствую её. Я делаю шаг, затем ещё и ещё, и оказываюсь в полной темноте. Я продолжаю идти; где-то вверху вдруг появляется дневной свет, похожий на конец тоннеля. Неведомая сила начинает поднимать меня к нему.

Поднявшись, я оказываюсь на краю высокого, вровень с облаками, обрыва. По левую сторону от меня - море, и я чувствую кипящую в нём жизнь, а по другую – горное плато бескрайнее и ровное, с опалённой солнцем травой. Мой взгляд скользит вдоль кромки обрыва – она теряется в облаках. Баба Яга поясняет, что этот обрыв, как две грани жизни: кажется, что упадёшь с него и разобьёшься, но там, внизу, тоже жизнь, ещё более бурная. Я поворачиваюсь к плато и бегу по нему. Пересекая мой путь, проносится табун лошадей. По словам Бабы Яги, этот табун – моя внутренняя энергия, сильная и необузданная, это мой ресурс. Я запрыгиваю на одну из лошадей. Меня охватывает огромная радость от единения с этим сильным животным, чувствую, как подо мной двигается молодое, полное сил тело. Мы на огромной скорости мчимся по плато, без дороги, без цели. Мы с лошадью – единое целое, первобытная мощь. Я вспоминаю о цели своего путешествия и лошадь переходит на шаг, понимая меня без слов. Прошу Бабу Ягу разрешить мне придти к ней в гости.

Передо мной возникает избушка на курьих ножках. Самая настоящая, из сказок. Я спешиваюсь. Меня поражает реальность и величина этих куриных лап. Я смеюсь – сказки очень правдивы, до мелочей. Подпрыгиваю и висну на локтях под окном и тут же со смехом падаю на траву, вспоминая, что избушку надо попросить повернуться. Избушка будто слышит мои мысли и поворачивается ко мне лестницей. Я поднимаюсь по ней и немного медлю перед дверью. Затем стучусь; дверь открывается и я шагаю во мрак, который сначала немного пугает.

Меня встречает Баба Яга – старушка в старой, чистой, но неопрятной одежде, уже практически превратившейся в лохмотья. На ней тёмно зелёная длинная юбка, тёмно синяя рубаха и распахнутая длинная коричневая жилетка. Она стоит босиком на деревянном полу в пол оборота и искоса смотрит на меня колючими зелёными глазами, которые поражают своей живостью и цепкостью. У неё не очень морщинистое лицо, крупный нос картошкой, насмешливая улыбка и глубокие лучики-морщинки в уголках глаз. Мы смотрим друг на друга – знакомимся. У меня нет страха перед ней, наоборот, - есть ощущение, что мы давно знакомы заочно. Она обнимает меня одной рукой за плечо и ведёт в комнату.

В избе царит полумрак, рассеиваемый тусклым дневным светом из крошечных окошек. Вдоль стен стоят лавки и маленький деревянный стол совсем рядом с дверью. Я осматриваюсь. Поднимаю голову и вижу, что потолком является сама крыша, под которой висят пучки какой-то травы. Бабушка смотрит на меня внимательными и хитрыми глазами. Чувствую её вопрос: «Зачем ты пришла?» Не слышу, а именно чувствую то, что она говорит. И так же мысленно отвечаю: «Это инициирующее путешествие, Бабушка». Она улыбается мне, поднимается с лавки и направляется в соседнюю комнату, где только что меня встретила. Я понимаю, что она хочет мне что-то дать. Вскоре Яга возвращается с небольшим мешочком в руках, на ходу кладя в него две лапки – заячью и лапу какой-то хищной птицы. Она вручает его мне. Положив его на стол, я ослабляю кожаную тесёмку. Внутри кроме этих лап я нахожу еще множество артефактов, среди которых круглый красный полупрозрачный камушек и холщёвый мешочек с травками. Я не знаю предназначение этих артефактов и вопросительно смотрю на Бабушку. Она улыбается и касается ладонью моего лба. По всему моему телу проходит горячая волна, сопровождаемая дрожью, и на мгновение я превращаюсь в Рысь – большую серо-голубую кошку с огромными сильными лапами и янтарно-жёлтыми глазами, я буквально чувствую их цвет. Рядом с собой вижу голову огромного тигра. В то же мгновение видение исчезает и я снова обретаю облик человека. Это превращение меня почему-то удивляет меньше, чем полученные артефакты. Я спрашиваю, что означает это превращение. Бабушка говорит, что мне даны сила и способности этого удивительного животного, его обострённое чувствование и выносливость.

- А что делать с этими артефактами?

- Придёт время и ты сама всё поймёшь.

Меня отвлекает посторонний звук, какое-то время я не могу сосредоточиться на разговоре с Бабой Ягой. И вдруг я вижу, что она уходит от меня. Я бросаюсь за ней. Когда я её догоняю, она оборачивается ко мне – на её лице читается злость и раздражение. Я понимаю, что бездарно трачу драгоценное время, отвлекаясь; падаю на колени и прошу прощения. Баба Яга смягчается и с улыбкой поднимает меня с колен. Мы снова оказываемся в комнате. «Спрашивай, - говорит она, - пока ты здесь».

- Каков мой путь? (куда мне дальше идти?)

- Ты уже выбрала свой путь.

Я рассматриваю её руку, костлявую, обтянутую кожей; кладу на неё свою, невольно сравнивая обе наши руки. Она улыбается, хитро щуря глаза: «У тебя такие же руки будут».

Я спрашиваю разрешения побыть в её избе ещё и чувствую её ответ: «Будь здесь, сколько хочешь».

- Бабушка, а можно будет ещё придти к тебе в гости?

Она смеётся: «Куда ты денешься?!» (Разве у тебя есть другой выход?!)

Спустя некоторое время я выхожу на улицу и вижу огромного огненного Дракона. Меня охватывает волна благоговейного трепета и восхищения одновременно. Без слов я понимаю, что этот Дракон принадлежит мне, это ещё один подарок Бабы Яги.

Дракон наклоняет ко мне свою огромную голову и меня обдаёт его горячим дыханием. Мы внимательно смотрим в глаза друг другу, знакомясь и изучая. По мне растекается радость, как если бы я обрела что-то очень долгожданное, что давно искала. Всё внутри отзывается любовью к нему, и я понимаю, что наши судьбы неразрывно связаны. «Победить в себе Дракона», - вспоминаю я чью-то фразу, которая тут же трансформируется в другую: «Приручить своего Дракона».

Я запрыгиваю к нему на спину, перекинув за плечи мешочек с артефактами, и мы стремительно взмываем в солнечное небо. У меня захватывает дух от скорости и мощи, а еще от ощущения нашей крепнущей связи и единения. Мы огромной тенью проносимся над лесами и залитыми солнцем лугами. Меня охватывает ликование, причудливо сочетающееся со спокойствием.

Вскоре перед нами возникает высокая отвесная скала. Мы легко скользим вертикально вверх вдоль неё и вскоре оказываемся на её острой вершине. Я спрыгиваю со спины Дракона, а он обдаёт меня пламенем, будто облизывает. Пламя не причиняет мне вреда, только окутывает приятным теплом и светом. Нет ни испуга, ни удивления, как не удивляют объятия близкого друга. Дракон поднимает голову, вытягивает шею, на которой огненными всполохами играет солнце, и издаёт торжествующий крик, который волной разносится по всей Земле. Этот радостный вопль возвещает Миру о нашем прибытии: «Мы здесь!»

Я смотрю на клубящиеся под нами облака, и мне очень хочется увидеть землю. Дракон, будто прочтя мои мысли, наклоняет голову вниз и могучим дыханием развеивает дымку. Внизу показываются поросшие лесом горы и деревушка в горной долине. В этот момент я вспоминаю обо всем, что произошло в избушке Бабы Яги. «Что означает голова Тигра?»

В тот же миг Дракон подхватывает меня, и спустя пару мгновений, мы приземляемся у избушки. Меня перестает удивлять его мгновенная реакция на мои мысли – наша связь не только душевная, духовная, но и ментальная – мысли, возникающие в моей голове, одновременно возникают и у него.

Спрыгнув с его спины, я захожу в избушку, в которой была совсем недавно. Баба Яга сидит в углу у окна и что-то вяжет. В этот момент она больше всего походит на обычную бабушку, ждущую внуков со школы. Я подбегаю к ней и сажусь в ногах.

- Бабушка, что означает Тигр, которого ты мне дала? Для чего он?

Она улыбается в ответ доброй улыбкой: «Не торопись, девочка! Всему своё время. Ты всё поймёшь однажды, а пока присмотрись получше к этому животному». Она устремляет взгляд в окно, за которым на поляне резвятся два огромных тигра. Меня завораживает размеренная грация этих крупных кошек. Возникает сильное желание пообщаться с ними, и я, поблагодарив Бабушку за помощь в путешествии и подарки и попрощавшись с ней, выхожу на улицу.

Тигры встречают меня дружелюбно и с интересом. Один из них кажется мне знакомым. В его взгляде читается хитрая улыбка, как намёк на что-то, о чём я забыла. И, действительно, я вспоминаю, что он приходил уже ко мне во сне. Тигр мысленно расплывается в широкой улыбке.

Я все больше привыкаю к такому бессловесному общению. Оно является нормой в этом гармоничном Мире. Слова не нужны – есть потрясающе тонкое чувствование и единение всего живого. Каждая травинка, веточка, птица, животное связаны друг с другом незримыми нитями и сосуществуют как единый Организм в любви и согласии.

Тигр разрешает мне обнять себя и погладить. Я чувствую себя очень комфортно в тигриной компании, и они нисколько не настораживаются в моём присутствии, а играют, катаются по траве, прыгают.

Моё путешествие подходит к концу, и я на прощание ещё раз подхожу к своему Дракону, чтобы обнять его. Я заглядываю в его огромные жёлтые глаза – он не прощается со мной, зная, что мы скоро снова увидимся.

На этом мое путешествие заканчивается, и я внезапно понимаю, что за это короткое время я стала уже немного другим человеком. Я готова идти дальше. Я начинаю осознавать смысл Пути…»

Мы можем видеть, что в результате этой работы, благодаря Активному воображению, с одной стороны, и «фокусировке» архетипа, с другой стороны, Запросивица проделала достаточно интенсивную работу души, в результате которой в метафорической образной форме ей стали ясны и перспективные задачи, и возможные трудности в их реализации, а также произошел энергетический эффект, заключающийся в снятии некоторых блокировок, сдерживавших её развитие. После включения этого Архетипического Путешествия в МТ (длилось оно около 20 минут), дальнейшая работа в МТ пошла с более острым накалом (учитывая, что до того возник некий тупик в ходе МТ, который и был преодолен с помощью Архетипического Путешествия).

Итак, Архетипическое Путешествие является одной из архетипической технологий, разработанных нами, имеющих как самостоятельное применение, так и использующихся в Магическом Театре.

3. Следующая архетипическая технология – Архетипическое Исцеление. Она также может применяться как в индивидуальной терапии, так и в МТ, как еще один кратковременный (от 5 до 20 минут) элемент, позволяющий интенсивно и быстро снять мощные глубинные психологические защиты и выйти на корни проблематики Запросивца. В аналитической работе для достижений подобного эффекта иногда требуется полгода работы. Здесь же, благодаря «фокусировке» архетипа и выходу за пределы доминирующих в социуме и в психологии атмосфер Афины и Аполлона, защиты снимаются так, что для всех присутствующих (Запросивца, зрителей и актеров) происходящее воспринимается как само собой разумеющееся и никак далее не влияет на самооценку Запросивца – в атмосферах Диониса, Афродиты, Ареса, Аида, Гермеса, Люцифера и других, те глубинные комплексы Запросивца, о которых он не мог бы спокойно говорить в Аполлонической атмосфере, испытывая сопротивление, а зрители, в свою очередь, могли бы быть шокированы такой степенью откровенности, достигнутой уже через несколько минут после начала групповой работы, на которой они, может быть, в первый раз видят друг друга, - в вышеперечисленных атмосферах всё это происходит естественно, не вызывая сопротивления Запросивца и шока зрителей, напротив, и во время применения этой архетипической технологии, и после, и у Запросивца, и у зрителей происходит принятие произошедшего, увеличение доверия к миру, резкое расширение горизонтов сознания, которое с тех пор у всех участников становится способно воспринимать ранее шокирующие вещи спокойно и с пониманием. Приведем несколько примеров.

1. Случай Андрея. Психосоматическая проблема, закл

Наши рекомендации