Мухаммад бин Салих аль-’Усаймин


СТАТЬЯ, ОПУБЛИКОВАННАЯ В ЖУРНАЛЕ

“АД-ДАВА” (“ПРИЗЫВ”)

№ 911, понедельник, 4 мухаррам 1404 г.х.

ВО ИМЯ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении, Которому мы приносим покаяния! Мы прибегаем к Нему от зла наших душ и наших скверных деяний. Кого Аллах ведет прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник. Мир и благословение Аллаха ему, его роду, его сподвижникам и всем, кто верно следует его путем!

На одном из собраний мы обсуждали смысл присутствия Всевышнего Аллаха рядом с творениями, и некоторые люди поняли из наших слов то, что мы совершенно не имели в виду и с чем никогда не были согласны. В результате у людей возникло много вопросов о том, как следует понимать присутствие Аллаха рядом с творениями.

Мы хотим, чтобы люди не делали ошибочных выводов в вопросе о присутствии Аллаха рядом с творениями. Мы также хотим, чтобы люди не говорили от нашего имени то, чего мы никогда не говорили, и чтобы люди не делали из наших слов неправильных выводов. Мы также хотим разъяснить людям смысл присутствия Аллаха рядом с творениями, потому что это славное качество относится к тем божественным качествам, которыми Всевышний Аллах охарактеризовал Себя во многих коранических аятах и которыми Его охарактеризовал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха.

Для этого мы утверждаем следующее:

Во-первых, присутствие Аллаха рядом с творениями подтверждается Кораном, Сунной и единым мнением ранних мусульманских богословов. Всевышний сказал: «Где бы вы ни были, Он всюду с вами»Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

Он также сказал: «Воистину, Аллах – с богобоязненными и теми, кто творит добрые деяния»Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 128.

Отправляя Мусу и Харуна к Фараону, Аллах сказал: «Не бойтесь, ибо Я – с вами, и Мне все слышно и видно»Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 46.

А говоря о Пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «Если вы не окажете ему поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда его изгнали неверующие. Их было двое, и когда они были в пещере, он сказал своему спутнику: “Не скорби, ибо Аллах – с нами”»Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аят 40.

А сам Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самая лучшая вера – это осознание того, что Аллах присутствует рядом с тобой, где бы ты ни был»[107].

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя назвал этот хадис хорошим в книге “аль-Акида аль-Уаситийа” (“Уаситийские вероубеждения”), однако некоторые богословы сочли его слабым. Тем не менее перечисленные выше высказывания Аллаха о том, что Он присутствует рядом с творениями, однозначно свидетельствует об истинности подобных воззрений. Кроме того, все ранние мусульманские богословы были единодушны в том, что Аллах присутствует рядом со своими творениями[108].

Во-вторых, присутствие Аллаха рядом с творениями является бесспорной истиной, однако оно полностью соответствует величию Всевышнего Аллаха и совершенно не похоже на присутствие одного творения рядом с другим. Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – слышащий, видящий»Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

Всевышний также сказал: «Знаешь ли ты другого с таким именем?»Сура “Марйам” (“Марйам”), аят 65.

Он также сказал: «Он не рождает и не был рожден, и нет никого, равного Ему»Сура “аль-Ихлас” (“Чистое вероисповедание”), аяты 3-4.

Это относится ко всем божественным качествам, о которых упоминается в священных текстах. Все они соответствуют Его величию и не похожи на качества Его творений.

Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Приверженцы Сунны единодушны в необходимости веры в божественные качества, упомянутые в Коране и Сунне. Их необходимо признавать и понимать в прямом, а не переносном смысле. Однако им нельзя придавать форму и их нельзя ограничивать определенными рамками». Об этом упомянул шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в статье “аль-Фатва аль-Хамавийа” (“Хамавийская фетва”)[109].

Шейх-уль-ислам также сказал: «Человек не имеет права думать, что одна часть откровения может противоречить другой. Кто-то может сказать, что Коран и Сунна утверждают о том, что Аллах находится над Троном и что эти утверждения противоречат очевидному смыслу высказывания Всевышнего «Где бы вы ни были, Он всюду с вами»Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4 и изречения Пророка «Когда каждый из вас встает на намаз, то Аллах оказывается перед Его Ликом»[110] и т.д.

Такие слова являются ложью и заблуждением, потому что Аллах действительно присутствует рядом с нами и действительно находится над Троном, и оба эти утверждения одновременно подтверждаются следующим высказыванием Всевышнего: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите»Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

Аллах поведал о том, что Он находится над Троном, но ведает обо всем происходящем, и поэтому повсюду присутствует рядом с нами. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также говорил, что Аллах находится над Троном и ведает обо всем, что вы делаете[111].

Если арабский предлог “маа” (букв. “с, при”) используется в широком смысле, то он обозначает сочетание вещей, но не подразумевает их соприкосновения или близости справа и слева. И даже если он связан с определенными обстоятельствами, он все равно обозначает сочетание вещей при этих обстоятельствах, и поэтому мы говорим, что луна или звезды путешествовали с нами. Мы также говорим, что наша поклажа с нами, потому что она доступна нам. И это утверждение справедливо, даже если она находится над нашей головой. Что же касается Аллаха, то Он действительно присутствует рядом с творениями и действительно находится над Троном»[112].

В-третьих, присутствие Аллаха рядом с творениями означает, что Аллах объемлет Свои творения знанием, могуществом, слухом, зрением, властью, господством и другими божественными качествами. При этом общее присутствие Аллаха рядом с творениями не ограничивается конкретным лицом или группой лиц, потому что Всевышний сказал: «Где бы вы ни были, Он всюду с вами»Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.

Он также сказал: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни находились»Сура “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”), аят 7.

Если же речь идет о присутствии Аллаха рядом с конкретным лицом или группой лиц, то имеются в виду божественная помощь, поддержка и наставление на прямой путь.

Примером присутствия Аллаха рядом с конкретными лицами являются следующие слова Всевышнего, обращенные к Мусе и Харуну: «Не бойтесь, ибо Я – с вами, и Мне все слышно и видно»Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 46.

А говоря о Пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха, Всевышний сказал: «Их было двое, и когда они были в пещере, он сказал своему спутнику: “Не скорби, ибо Аллах – с нами”»Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аят 40.

А примером присутствия Аллаха рядом с лицами, обладающими похожими качествами, является следующее кораническое откровение: «Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми»Сура “аль-Анфаль” (“Добыча”), аят 46. И похожих аятов в Коране очень много.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: «Смысл присутствия Аллаха рядом с творениями меняется в зависимости от контекста. Всевышний сказал: «Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите»Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4. Из контекста явно видно, что смысл присутствия Аллаха рядом с творениями заключается в том, что Аллах видит людей, наблюдает за ними, заботится и ведает о них. Аллах присутствует рядом с творениями своим знанием, и этого мнения придерживались ранние мусульманские богословы. В этом и состоит очевидный и подлинный смысл этого откровения».

Далее он сказал: «Находясь в пещере, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, также сказал своему спутнику: «Не скорби, ибо Аллах – с нами»Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аят 40. Очевидный смысл этих слов также был истинным, и в сложившихся обстоятельствах присутствие Аллаха выражалось в Его всеобъемлющем знании, помощи и поддержке. То же самое относится к следующим словам Всевышнего: «Воистину, Аллах – с богобоязненными и теми, кто творит добрые деяния»Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 128. То же самое также можно отнести к словам, с которыми Аллах обратился к Мусе и Харуну: «Не бойтесь, ибо Я – с вами, и Мне все слышно и видно» Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 46.Очевидный смысл присутствия Аллаха рядом с творениями в этих аятах заключается в божественной помощи и поддержке».

Далее он сказал: «Таким образом, смысл присутствия Аллаха рядом с творениями отличается от вытекающих из него выводов. Эти выводы зависят от смысла откровений и различаются в зависимости от обстоятельств»[113].

Ибн аль-Каййим сказал: «Арабский предлог “маа” (букв. “с, при”) обозначает сочетание вещей или их соответствие по определенным признакам. При различных обстоятельствах вещи могут сочетаться различным образом, и последствия этого в каждом конкретном случае будут различными. Если говорят, что Аллах вообще присутствует рядом с творениями, то под этим подразумевается всеобъемлющее знание, могущество и власть Аллаха. Если же речь идет о частном присутствии Аллаха рядом с творениями, которое упоминается в аяте «Воистину, Аллах – с богобоязненными и теми, кто творит добрые деяния»Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 128, то под этим подразумевается обещанная им Божья помощь и поддержка. Таким образом, присутствие Аллаха рядом с творениями бывает двух видов: общее и частное. Коран подтверждает оба вида этого присутствия, и соответствующие откровения отличаются не только лексически, но и по смыслу»[114].

Ибн Раджаб в комментариях к двадцать девятому хадису из сборника “аль-Арба’ун ан-Науауийа” (“Сорок хадисов ан-Науауи”) отметил, что частное присутствие Аллаха рядом с творениями подразумевает Его помощь, поддержку и заботу, тогда как общее присутствие подразумевает то, что Аллах ведает о Своих творениях, знает о них и наблюдает за их деяниями.

Ибн Касир в толковании аята о присутствии Аллаха рядом с творениями из суры “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”) сказал: «По этой причине многие богословы утверждали, что все мусульманские богословы единодушны в том, что Аллах присутствует рядом с творениями Своим знанием. Вне всякого сомнения, именно таков смысл этого аята. Однако наряду с этим Аллах объемлет Свои творения слухом и зрением. Он наблюдает за Своими творениями, и ни одно деяние не может быть сокрыто от Него».

В-четвертых, присутствие Аллаха рядом с творениями не означает того, что Аллах находится среди них и разделяет с ними пространство. Между этими утверждениями нет никакой связи, потому что нахождение Великого и Могучего Аллаха среди творений Своей божественной сущностью невозможно. А высказывания Аллаха и Его посланника не могут быть неправильными или обозначать невозможное.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в книге “аль-‘Акыда аль-Уаситийа” (“Уаситийские вероубеждения”) писал: «Откровения о том, что Аллах присутствует рядом с нами, не означают того, что Он находится среди своих творений. Арабский язык не обязывает нас делать именно такой вывод. Луна является одним из знамений Всевышнего Аллаха. Это сравнительно небольшое творение Аллаха находится на небесах, но мы говорим, что луна рядом с путешественниками или людьми вообще, где бы они ни находились»[115].

Только пантеисты, относящиеся к ранним джахмитам и им подобным, говорят, что божественная сущность Аллаха находится повсюду. Аллах превыше того, что они приписывают Ему! Воистину, они говорят ужасную ложь!

Праведные предки и мусульманские богословы, которым привелось столкнуться с подобной ересью, опровергали эти порочные взгляды, которые подразумевают наличие у Аллаха недостатков и противоречат высокому положению Аллаха над творениями.

Как может человек говорить, что божественная сущность Всевышнего Аллаха присутствует повсюду и что Он находится среди своих творений, если Сам Аллах сказал: «Его престол объемлет небеса и землю»?Сура “аль-Бакъара” (“Корова”), аят 255.

Он также сказал: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь пригоршней в Руке Его, а небеса будут свернуты Его Десницей»

Сура “аз-Зумар” (“Толпы”), аят 67.

В-пятых, присутствие Всевышнего Аллаха рядом с творениями не противоречит тому, что Аллах вознесся на небеса и находится над Своими творениями. В священных текстах говорится о том, что божественная сущность и божественные качества Аллаха возвышены. Всевышний сказал: «Он – Возвышенный, Великий»Сура “аль-Бакъара” (“Корова”), аят 255.

Он также сказал: «Славь имя Господа твоего Всевышнего»Сура “аль-А’ля” (“Всевышний”), аят 1.

Он также сказал: «Скверно описание тех, кто не верует в будущую жизнь, а описание Аллаха – самое прекрасное, ведь Он – Могущественный, Мудрый»Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 60.

Высокое положение Аллаха подтверждается многочисленными текстами из Корана и Сунны, единым мнением праведных мусульманских богословов, логическими аргументами и человеческим подсознанием.

Что касается доказательств их Корана и Сунны, то их настолько много, что всех их практически невозможно перечислить. Всевышний сказал: «Власть же принадлежит только Аллаху, Высокому, Великому»Сура “Гафир” (“Прощающий”), аят 12.

Всевышний также сказал: «Он – Одолевающий и находится над Своими рабами»Сура “аль-Ан’ам” (“Скот”), аят 18.

Он также сказал: «Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, Кто на небе, может заставить землю поглотить вас и тогда она заколеблется? Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, Кто на небе, может низринуть на вас ураган? Скоро вы узнаете цену Моему увещеванию!»Сура “аль-Мульк” (“Власть”), аяты 16-17.

Он также сказал: «Ангелы и дух восходят к Нему в день, равный по времени пятидесяти тысячам лет»Сура “аль-Ма’аридж” (“Ступени”), аят 4.

Он также сказал: «Скажи, что Святой Дух спустился с ним от твоего Господа»Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 102.На эту тему есть еще много других аятов.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Неужели вы не доверяете мне, тогда как я являюсь доверенным Того, Кто на небе?»[116].

Он также сказал: «Трон находится над водой, а Аллах находится над Троном»[117].

А во время проповеди в день Арафы, когда люди засвидетельствовали, что он донес послание, выполнил миссию и дал самые искренние наставления, он показал рукой на небо и сказал: «О Аллах! Будь же свидетелем!»[118].

А когда на вопрос о том, где находится Аллах, рабыня сказала, что Аллах находится на небе, он согласился с этим и сказал ее господину: «Отпусти ее, потому что она – правоверная»[119].

На эту тему также есть много других хадисов.

Что касается единого мнения мусульман, то все ранние богословы были единодушны в необходимости веры в высокое положение Всевышнего Аллаха, о чем рассказывали многие праведные предки[120].

Что касается логических доводов, то здравый смысл подсказывает нам, что высокое положение является качеством совершенства, тогда как низкое положение является недостатком, а Всевышний Аллах обладает только качествами совершенства и лишен недостатков. Что же касается человеческого подсознания, то каждый молящийся чувствует, что его душа непременно устремляется в небеса, и для этого человеку не надо изучать Писание или посещать лекции.

Высокое положение Всевышнего Аллаха, которое подтверждается этими неопровержимыми доводами, совершенно не противоречит тому, что Аллах присутствует рядом с творениями. Объяснить это можно различными способами.

Во-первых, Всевышний Аллах поведал об этом в Своем безупречном Писании, различные утверждения которого не могут быть противоречивыми. Если бы они действительно были противоречивыми, то Аллах не ниспослал бы их в Своем писании. Всевышний сказал: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы Коран был не от Аллаха, то они обнаружили бы в нем множество противоречий»Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 82.

Во-вторых, даже творения могут находиться высоко в небе, но в то же время присутствовать рядом. Мы говорим, что луна путешествовала вместе с нами, и подобное выражение не считается противоречивым, хотя всем хорошо известно, что люди путешествуют по земле, а луна – по небу. И если подобное возможно в отношении творений, то что можно сказать о Творце, Который объемлет все сущее? Комментируя высказывание шейх-уль-ислама Ибн Теймийи о присутствии луны рядом с путешественником, шейх Мухаммад Халиль Харрас писал: «Он привел в пример луну, которая находится на небе, но в то же время присутствует рядом с путешественником или людьми вообще, где бы они ни находились. И если подобное возможно в отношении луны, которая является всего лишь небольшим творением Всевышнего Аллаха, то почему это не может быть возможно в отношении Проницательного и Всеведущего Господа, Который объемлет Свои творения знанием и могуществом? Аллах наблюдает за Своими рабами, слышит и видит их, ведает об их секретах и тайных беседах. Более того, вся вселенная вместе с небесами и землей, от Трона до поверхности земли, распростерта перед Ним и подобна лощинному ореху в человеческой руке. Разве Тот, кто обладает такими качествами, не может присутствовать рядом со своими творениями, будучи при этом высоко над ними, над Троном?»[121].

В-третьих, даже если бы творения были не способны присутствовать рядом и в то же время находиться очень далеко, это не означало бы того, что Творец не может обладать такими качествами. Аллах абсолютно не похож на свои творения, и поэтому Он сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в книге “аль-‘Акыда аль-Уаситийа” (“Уаситийские вероубеждения”) писал: «Коранические аяты и хадисы, в которых упоминается о близости Аллаха и Его присутствии рядом с творениями, не противоречат высокому положению Аллаха, потому что ни одно божественное качество не похоже на качества творений. Он – Возвышенный, но в то же время Он близок. Он – Близкий, но в то же время Он находится очень высоко»[122].

И в заключении коротко сформулирую основные положения этого вопроса.

Во-первых, присутствие Всевышнего Аллаха рядом с творениями подтверждается Кораном, Сунной и единым мнением праведных мусульманских богословов.

Во-вторых, присутствие Аллаха рядом с творениями является истиной, соответствует величию и совершенству Аллаха и не похоже на присутствие одного творения рядом с другим.

В-третьих, присутствие Аллаха рядом с творениями означает, что Аллах объемлет их Своим знанием, могуществом, слухом, зрением, властью и господством.

В-четвертых, это абсолютно не означает того, что Всевышний Аллах находится среди творений и разделяет с ними пространство.

В-пятых, если мы поняли смысл сказанного выше, то нам должно быть ясно, что присутствие Всевышнего Аллаха рядом с творениями не противоречит тому, что божественная сущность Его находится на небесах, над Троном. Пречист Аллах и хвала Ему! Мы не в состоянии воздать Ему хвалу надлежащим образом, ибо только Он способен на это. Мир и благословение рабу и посланнику Аллаха Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам!

Наши рекомендации