Классическая и неклассическая картины мира

Картина мира представляет собой целостный образ предмета исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов. Что отражает картина мира? Какие разновидности (формы) картин мира выделяют?

В основе классической картины мира лежит представление о достоверности, очевидности, прозрачности сознания для самого себя. Субъект тождественен сам себе, самотождественен. Реальность предстает такой же единообразной и стабильной, как и субъект. Классическая наука воспринимает природу как механизм, который действует по естественным причинам. Явления подвергаются количественной оценке, события между собой связаны причинно-следственным детерминизмом. Раскройте понятия, характеризующие классическую картину мира: натурализм, комбинаторность, причинно-следственный автоматизм, аналитизм, геометризм, фундаментализм, финализм, имперсональность, абсолютизм, наивный реализм, субстанциональность, динамизм, эссенциализм, механицизм, кумулятивизм.

Неклассический тип рациональности ориентируется на непрозрачность субъективного, признает в нем наличие затемненных пустот, самосознание субъекта не самоочевидно (Я непрозрачно самому себе). В основе неклассической картины лежит идея о многоуровневости психического (рассмотрите учение З. Фреда о структуре личности). Субъект воспринимается как самотворящая стихия, самодеятельный субъект, субъект — есть сгусток воли (как в «философии жизни» или персонализме), он творит природу. Для неклассики характерны: дух эпатажа (выразившийся в эстетике сюрреализма, дадаизма, современном искусстве); склонность к допущению новых типов реальности; ориентация на ревизию вечных истин (вспомните о «переоценке ценностей», произведенной Ф. Ницше); согласование истин с субъективным взглядом на мир; направленность на идею самовыражения, самоценности личности; сращивание реального и ирреального, субъективного и объективного; анархизм и волюнтаризм (человек — бунтарь, восстающий против косной массы, подрывающий общепринятые универсалии и каноны); прагматизм, который выражается в ориентации на инструментальность, эффективность; свобода поиска и активность познающего субъекта.

Неклассическое мышление характеризуется новаторством, самоутверждением личности, экспериментаторством, нестандарстностью, отход от наглядного постижения реальности (в том числе эмпатия, вживание, интуиция), концептуализмом и символизмом.

В неклассической науке реальность предстает как целостная, многоуровневая, сложная, гетерогенная, полиморфная система, способная на самоорганизацию. Динамическая и нестабильная реальность противостоит механицизму классической картины мира с ее стабильностью, неизменностью, постоянством, равновесностью, обратимостью, устойчивостью и простотой. Неклассическая картина мира не предполагает объективности, она релятивна (относительна), ориентируется не на бытие (существующее), а не становление (возникающее) – это нашло свое выражение в теории глобального эволюционизма.

Охарактеризуйте биологическую картину мира. Раскройте понятие биологической реальности. С какими философскими проблемами мы сталкиваемся, анализируя биологическую реальность (сущность живого и проблема происхождения жизни, принцип развития в биологической науке, проблема системной организации живого, специфика детерминации живых систем, соотношение биологического и социального и др.)?

Для более глубокого изучения темы рекомендуется самостоятельная работа с литературой и написание реферата.

Примерные вопросы по теме:

1. Понятие картины мира.

2. Основные принципы классического представления о мире.

3. Переход к неклассическому мировоззрению. Основные принципы неклассического мышления.

4. Биологическая картина мира.

Литература

1. 001(075)

С 794

Степин, Вячеслав Семенович. Философия науки. Общие проблемы. - М.: Гардарики, 2007. - 382 с.

2. 001(075)

Ф 561

Философия науки. Общий курс / Ред. С.А. Лебедев. - М.: Академический Проект, 2010; - 730 с. С. 78-132.

3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человек с природой. М.:УРСС, 2003. – 312 с.

4. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Азбука, 2010. – 285 с.

5. Лебедев С.А. Научная картина мира в ее развитии // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. №3. 2012. С. 3-27

6. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

Наши рекомендации