Психологиеческое обеспечение деятельности

1. Термин «обеспечение» употребляется в ней в том значении, которое релевантно не для оперирования материальными средствами (например, обеспечить чем-либо в достаточном количестве), а для решения социальных и психологических проблем (например, обеспечить что: мир, трудовую дисциплину, превосходство над конкурентами и др.).

То есть обеспечение рассматривается как процесс прида­ния свойств надежности, неуклонности осуществлению определенных мероприя­тий, достижению поставленных целей путем создания необходимых и достаточ­ных условий для этого.

Предикат «психологическое», употребляемый применительно к обеспечению, означает, что предмет воздействия имеет психологическую природу и что для его изменения применяются психологические средства.

Понятие «психологическое обеспечение» содержит внутреннее требование к обязательному решению психологических проблем деятельности.

2. Объектно-предметное поле психологического обеспечения профессиональной деятельности представляет систему. Сегодня на это поле брошено множество слабо прописанных и плохо совместимых категорий. Среди них: «психологические качества», «психологическая готовность», «психологическая устойчивость», «психологическое состояние», «психологические возможности» и др. Одни из них содержательно дублируют друг друга, другие нуждаются в более четком ло­гическом соотнесении.

Представляется необходимым выработать одно-единственное, пусть даже не­сколько упрощенное описание психологических возможностей персонала, которое включало бы всю, доступную для анализа и учета, сово­купность значимых психологических факторов эффективности профдеятельности.

В качестве объекта психологического исследова­ния и воздействияследует рассматриватьне отдельного работника, а систему «человек—среда-деятельность».

Такая система включает специалиста, а также элементы социальной и эргономической среды, которые влияют на психологические компоненты его деятельности (цель, мотивы, психические состояния, способы действий). Работник как субъект деятельности рассматривается с трех сторон:

1. со стороны его внутренних, психологических возможностей осуществлять трудовые действия;

2. со стороны поддерживающих его действия психологических условий соци­альной и эргономической среды;

3. со стороны неблагоприятных и противодействующих психологических об­стоятельств внешней среды.

Из этого видно, что оптимизации профессиональной деятельности можно добиться, используя три пути:

а) посредством совершенствования психологических возможностей работников;

б) путем создания благоприятной профессиональной среды;

в) за счет снижения негативных социально-психологических факторов воздей­ствия со стороны других людей.

3. В качестве предмета пси­хологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов выступает либо психологичес­кие возможности персонала, либо более релевантный термин психологический ресурс (ПР).

Понятие психологического ресурса в последнее время широко используется в гуманистической психологии, нейролингвистическом программировании, психо­социальной работе. Оно обозначает осознаваемые и неосознаваемые актуальные и потенциально доступные психологические возможности человека, содержащи­еся в его настоящем, прошлом и будущем.

Под целевым психологическим ресурсомследует понимать совокупность наличных и потенциально доступных для использования индивидуально-психологических, социально-психологических и психоэргономических возможностей эффективного решения задач оп­ределенного типа (класса).

ЦПР включа­ет в себя компоненты:

· персональный (индивидуальная психологическая готовность к осуществлению профессиональной деятельности), включает в себя когнитивный, эмоционально-мотивационный, операциональный элементы и психическое здоровье;

· межперсональный (мотивирующее, компенсирую-щее и психотерапевтиче­ское влияние коллег), включает в себя -референтность лиц, находящихся рядом, механизм подражания, взаимодействие с сотрудниками, компенсирующими недостатки работника в профессиональном опыте, наличие прямой психологической и деятельностной поддержки ;

· надперсональный (стеническое влияние коллективного мнения, настроения, традиций), включает – групповое мнение, традиции, внутригрупповые санкции, возможности психологического воздействия со стороны других объектов;

· психоэргономический (рациональная организация пространственно-времен­ных, технико-технологических, экологических параметров деятель­ности), включает – привычность условий деятельности, степень адаптированности к ним, соответствие технического оснащения решаемым задачам деятельности, уровень работоспособности, утомляемости, интенсивность и структурированность решаемых задач.

Элементы ЦПР находятся в отношениях взаимного дополнения и частичной компенсации. Например, недостаток индивидуальной психологической готовно­сти может быть в определенной степени компенсирован посредством правильной расстановки людей, создания эффекта «психологического заражения» групповым настроением и др.

Состояние ресурса определяет ту конкретную технологию психологического обеспечения, которую необходимо реализовать в конкретной ситуации.

Цель

Психологическое обеспечение профессиональной деятельностиможно определить как технологиче­скую систему, направленную на создание, актуализацию, сохранение и восстановление це­левого психологического ресурса, необходимого для решения профессиональных задач определенно­го типа (класса).

Целью его является максимальное расширение психологических возможнос­тей сотрудников по эффективному решению задач деятельности, сохранению пси­хического здоровья.

Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:

· прогнозирование психологического содержания условий предстоящей дея­тельности, выявление ее требований к психофизиологическим, психологическим и социально-психологическим качествам работников;

· психологический отбор сотрудников, способных освоить и потенциаль­но выполнять данную деятельность;

· распределение персонала по подразделениям с учетом их психологической совместимости, профессиональной подготовленности;

· психологическая подготовка людей к действиям в конкретных социально-экономических, политических, эргономических условиях, (разработка программ психологической подготовки, проведение лекционных, тренинговых занятий, учебно-методических семинаров, курсов повышения квалификации).

· непрерывное отслеживание динамики психологического состоя­ния, степени утомления, прогнозирование возможных психологических срывов;

· психологическая поддержка работников в преодолении психотравмирующих ситуаций профессиональной обстановки;

· психологическая реабилитация лиц, получивших психическую травму;

· социально-психологическая реадаптация.

Наши рекомендации