Религиозно-философские учения Древней Индии

Инди́йская филосо́фия, так же как и китайская, с древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Ее древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах(до 1500 до н.э.). Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых — на санскрите.

Ведийский период(1500—500 до н. э.)

Ве́ды (мн. ч. от санскр. वेद, веда, «знание, учение») — священные книги брахманов, которым они приписывают сверхъестественное происхождение (откровения от Бога). Веды распадаются на 4 санхиты (сборника):

1. Ригведа (веда гимнов);

2. Самаведа (жертвенные песни);

3. Яджурведа (жертвенные изречения);

4. Атхарваведа (песни-заклинания).

К этим книгам, относящимся к XV—X вв. до н. э., около X в. до н. э. присоединились брахманы (ритуальные тексты), араньяки («лесная книга», повествующая о жертвоприношениях) и около XIII в. до н. э. — упанишады (философское тайное учение). Веды в своих основных чертах были записаны и систематизированы (сложились) к V в. до н. э., однако вплоть до нового времени появлялись произведения, составленные из различных упанишад.

Веды относятся к разделу индоарийской религиозной литературы, который ассоциируется с ведической цивилизацией и последователями индуизма принимается в качестве откровений. Многие индусы верят, что Веды существовали с начала творения.

Веды состоят из нескольких видов текстов, относящихся к древним временам. Ядро Вед сформировано мантрами, которые представлены в виде гимнов, молитв, заклинаний, волшебных и ритуальных формул и т. д. Гимны и молитвы обращены к пантеону богов (и нескольких богинь), важными членами которого являются Рудра, Варуна, Индра, Агни и т. д. Мантры дополнены текстами, раскрывающими философские аспекты ритуальной традиции, рассказами и т. д., вместе с мантрами используемыми в священных ритуалах.

Индуистская традиция считает Веды несотворёнными, вечными и открытыми мудрецам (риши).

Философские системы и секты, которые развивались на полуострове Индостан, занимали различные позиции по отношению к Ведам. В буддизме и джайнизме авторитет Вед отрицается, и обе эти системы развились в отдельные религии. Секты, которые явно не отрицали Веды, оставались последователями Санатана Дхармы («извечной Дхармы»), которая сейчас известна как индуизм.

В позднем индуизме Веды занимают высокую позицию. Они считаются Шрути, откровением, и каста брахманов, основанная на Ведах, является важной частью индуистской религиозной жизни и по сей день. Веданта, йога, тантра и бхакти признают Веды откровением.

Для многих форм индуизма, в отличие от авраамических религий, характерно свободное отношение к священным текстам: они поощряют интерпретировать ведические мантры настолько свободно и философски, насколько возможно. Фактически, буквальная интерпретация мантр действительно обескураживает, и даже три слоя комментариев (брахманы, араньяки и упанишады), являющиеся частью шрути, интерпретируют, казалось бы, политеистичные, ритуалистичные и крайне сложные самхиты, философски и метафорично объясняя «скрытые» концепции Бога (Ишвара), Высшего Существа (Брахмана) и индивидуальной души (Атмана). Многие индуисты верят, что даже сам звук ведических мантр очищает природу и разум.

Мировоззрение Ригведы (санскр. «веда гимнов») — собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы и других вед [Слово «veda» означает «знание» и происходит от корня «vid-», (санскритское «знать»), реконструированное как произошедшее от прото-индоевропейского корня «*weid-», означающего «видеть» или «знать»[2]. «*Weid-» — также источник происхождения английского слова «wit», так же, как и латинского «vision»], а также брахманизма (тексты о жертвоприношениях, с 1000 до н. э.) представляет собой крайний плюрализм: боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвоприношения, качества, части тела, духовные способности и т. д. — все являются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается посредством магических действий. Число этих возможностей уменьшается, поскольку мы все больше и больше обнаруживаем их генетическое отношение друг к другу: каждый огонь есть проявление Бога огня, каждый глаз — проявление Бога солнца и т. д. (примитивный платонизм).

Мир и его явления рассматриваются как совершенствование первичной сущности (пуруши). В философских трактатах упанишад (тайное учение, с 800 до н. э.) учение о всеобщем единстве находит свою действительную для всего позднейшего времени форму во взгляде, что в основе космоса лежит вечно сущее — Брахман, из которого развилось все существующее и которое тождественно вечному внутреннему ядру индивида, Атману. Там же развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков — карме, которая обусловливает новое существование живого существа, как и страстное желание вырваться из кругооборота повторяющихся рождений — сансары — благодаря аскетизму и приобретению высшего познания — решающего фактора всей последующей истории духа.

Классический период

В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь вероучения

· Будди́зм (пали Буддха Дхамма, «Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни и

· Джайни́зм (от санскр. «победитель») — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э.], которые отрицают авторитет Вед и превосходство наследственной касты священников.

В результате возникают системы, которые наносят им поражение, основываясь на материалах священных текстов. Внутри брахманизма возникают 6 «даршан» (способов воззрения), которые все считаются равноправной формой толкования истины.

1. Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам,

2. Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмы; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (около 800) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме.

3. Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение,

4. Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.

5. Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.

6. В одну систему с йогой слилась Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления.

Джайнизм и буддизм — атеистические вероучения. Тогда как первый признает вечные духовные монады и материальные сущности, второй отрицает бытие неизменной субстанции. Личность и познаваемый ею мир рождаются благодаря взаимодействию закономерно возникающих преходящих факторов — дхарм. Признание того, что нет никакого неизменного индивида, а есть лишь поток взаимодействующих дхарм, является предпосылкой для достижения нирваны. Крайнему плюрализму раннего буддизма, плюрализму хинаяны, или «малой колесницы», противоположен монизм махаяны, или «большой колесницы». Согласно «среднему учению» Нагарджуны (I—II века), дхармы не обладают истинным бытием, ибо они преходящи; реальна лишь непостижимая, доступная только созерцанию «пустота». Сансара и нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (I—IV века) о «единственности сознания» буддизм сближается с ведантой в том, что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое через йогу, когда внешний мир познается как проекция сознания.

Брахмани́зм (от санскр. ब्रह्मन्, brahman?, «сакральное Слово») — учение брахманов, священников, господствующая религия в Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия восходит к ведам, хотя между ними существует большое расхождение.

В брахманизме имеются различные направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм. Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм: мир создаётся Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрити) и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию.

Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса, веданта, санхья, йога, вайшешика и ньяя (см. Индийская философия).

Индуи́зм (санскр. हिन्दु धर्म, hindu dharma?; так же — санскр. सनातन् धर्म, sanātana dharma?; так же — санскр. वैदिक धर्म, vaidika dharma?) — религия, распространена в основном в Индии, Индонезии, Шри-Ланке.

Характеризуется следующими аспектами:

· Политеизмом — вера в многих богов, часть которых сходит к людям в виде аватар.

· Авторитетом «Вед»

· Освящением раздела общества на варны брахманов (священники и интеллигенция), кшатриев (воины и управляющие), вайшьев (торговцы и земледельцы) и шудр (рабочие и служащие).

· Учением о переселениях души (реинкарнациях), регулируемых законом кармы.

· Почитанием священных животных, в особенности коров.

· Верой в циклическое время (кальпа).

· Верой во множественность миров (лока)

Происхождение

Индуизм восходит к религиозным воззрениям древних ариев, заселивших в начале II тысячелетия до н. э. Пенджаб и верховья Ганга. Религиозные взгляды ариев зафиксированы в Ведах, прежде всего — в Ригведе. Веды говорят о богах и о том, как им следует поклоняться.

Веды насчитывают 33 бога, хотя в одном месте Вед есть упоминание о 3399 богах. Боги делились на земных, небесных и промежуточных.

Наиболее почитаемым богом ариев можно считать Индру, бога дождя и грома, бога-воина: лично ему посвящены 250 гимнов, часто упоминается он и в гимнах, посвящённых другим богам. Такое почитание бога-воина обусловлено тем, что арии были народом-кочевником, народом-воином.

Ещё один важный ведический бог — Варуна, божество ночного неба и небесных и земных вод.

Большим уважением пользовался Агни, бог огня, возносящего жертвы. В ведах ему посвящено около 200 гимнов. Обращаются к нему в гимнах как к собственно огню. Вот отрывок одного из таких гимнов: «Тебя, Агни, нашли древние мудрецы Агнирасы, спрятанного, находящегося в каждом дереве. Ты рождаешься, добываемый трением, как великая сила…»

Важное место в ведах занимает также Сома — опьяняющий напиток и одноимённое божество, являющееся его олицетворением.

Некоторые исследователи называют Индру верховным божеством древнеарийского пантеона. Другие выделяют триаду верховных божеств: Индра, Варуна и Агни. Третьи полагают, что для ария в каждый данный момент главным был тот бог, к которому он в этот самый момент обращался. Существует также близкая к современным неоиндуистским сектам и интегралистским и националистическим течениям точка зрения, гласящая, что ведийские арии поклонялись Единому Богу, выступающему в различных воплощениях и под разными именами. Придерживающиеся последних двух точек зрения ссылаются на то, что практически каждое божество вед в посвященных ему гимнах называется «вседержителем», «царём всей вселенной» и т. д. Помимо представлений о богах и ритуальных формул веды содержат представления древних индийцев о пространстве: кроме вполне обычных для большинства религий понятий неба и земли, верха и низа, в ведах присутствуют такие понятия, как «беспредельность», «мировая иллюзия», «материя», «энергия» и т. д.

Cуществует точка зрения, согласно которой индуизм восходит к религии существовавшей в долине р. Инд Хараппской цивилизации, или цивилизации Мохенджо-Даро, Холма Мёртвых, памятники которой датируются археологами примерно XXIV веком до н. э. Однако скорее всего её следует считать ошибочной, так как хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав воздействия на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру индоариев.

Триада Брахма, Вишну и Шива постепенно сменила ведическую триаду Индра, Агни, Варуна и получила в противовес ей в индологической литературе название собственно индуистской триады. Иногда индуистская триада соотносится с изображением трёхликого божества — Тримурти — и трактуется, по аналогии с христианской Троицей, как единое божество в трёх лицах.

Культ Брахмы не слишком распространился. Культы Шивы (шиваизм) и Вишну (вишнуизм) стали в индуизме основными, породив множество ответвлений.

Наши рекомендации