Философия науки в контексте теории познания

Лекция №2 от 26.11.2016

Читает: Соколов Алексей Васильевич

Наука

Возникновение науки в Древней Греции

Наука- определение науки. Аморфно-расширительное толквание, определение. Лектор советует- следуя идее ИД Рожанского «Признаком всякой науки является наличие письменности». Исключение Индия. Что касается первобытного мира- те знания не являлись знанияи научными.

Из логики определение Обратного толкования (наука и ненаука) на рисунке сфера поделена на 2части наука и ненаука.

Вторая диаграмма.

  1. Наука (классические знания, понятийные знания, знания систематичные в отличие от других видов знаний, знания демонстративные и открытые, оно развертывается поэтапно обращено для потребителя, особое свойство доказуемость, логичность и рациональность, наука неутилитарно и самоценно). Науки бывают и недостаточно систематичная, которые требует доработки. Связь научных знаний происходит посредством логики. Наука ценна своими практическими результатами, но наука это не производства, наука создает только знания. Арцимович- способ удовлетворения личного за государственный счет. Аристотель- люди в науку приходят за удовлетворением знаний. Аристотель зазличал 3 вида знаний: . Наука- деятельноcть по добыванию знаний, для этого она разрабатывает методы посредством которых она добывает знания для обогащения общества.

Наука- это так же и общественный институт- научное сообщество состоящее из ученых, носителей знаний, тех кто систематически добывает знания. Здесь же и форма организации ученых. Когда в обществе появляется потребность в знаниях, развитии, то появляется институт науки. Такой институт развивался последовательно, первые ученые самоорганизовывались сами, на данный момент их организовывают. При этом ученый вне сообщества может существовать, математик или физик, но астроном не сможет.

Возникновение Науки- наука возникла постепенно путем накопление знаний в практическомм опыте. Жрецы, охотники собирали знания по крупицам. Но есть и спорная позиция- у науки был предшественник- преднаука или наука Древнего мира. Преднаука или ранняя наука существовала в древних цивилизациях Древний Китай, Д.Индия, Месопотамия, Греция. В учебнике преднаука это самостоятельно существующее обособленное, отчужденное от опыта как организационно-практической деятельности и от культовой древний практики на примере Древней Индии. Не во всех народах нам известно, например Индской цивилизации, иных.. Но остановимся на тех где она была.

Преднаука- возникновение преднауки науке не известна, можно только строить предположения, но точно ясно что не из практического опыта. Ближнего Востока или Древнего Китая достаточно близки друг другу. Они предполагали развитые государства с развитым хозяйственным сектором. Строительство дворцов, хранилищ, мельниц- все это вызвало развитие преднауки. Носителями преднаучных знаний выступают писцы, администраторы. В Египте и Междуречье это мудрые писцы которые нуждались в преднаучных знаний и слой преподавателей который формировал слой будущих писцов. Исключение Древняя Индия. Появление и развитие преднаукиПоявилась в Месопотамии 60 век до н.э- в 30 веке до н.э., Древней Индии. В Междуречье долине реки Ефрат, Тигр. Полив-сложные регационные сооружения. Тойнби (теория вызова и ответа). Появляется орфография, грамматика Шумерских, Вавилонских школы. Основы правил грамматика, зубрение терминологии, имена богов, списки соответствий, вавилонского диалекта Акацкаго языка. В Китае иероглифы- изучение каждого иероглифа это искусство, в отличие от Шумеров (клинопись на глиняных табличках). В Египте иероглифическая письменность, потом иератическая письменность. Иероглифы в Древнем Египте существовала для религиозного письма. Школы учили латынь. Помимо грамматики заучивания списка слов существовало правоведение. Они было развито не везде одинаково в основном Междуречье в 24в до.н.э. были нормы права (Царь Хаммурапи, своды законов царя Хаммурапи. Право Междуречья не делилось на отрасли, правовые нормы группировались по объекту регулирования). В Египте право не было развито. Право в Китае было развито. В Древней Индии право не было развито. Право развивалось, но преднаука ставила целью научить тех писцов, но писцы не являлись источниками права. Египет- договор на глиняных табличках в двух экземплярах, можно было сличить с оригиналом. Наука это точная субстанция. Преднаука- Математика- (Ростовцев искусство вычисления). Рисунок древневавилонская школа, каменные тумбы, таблички покрытые песком или воском. Второй рисунок: сооружение школы междуречья, так же на слайде карта междуречья. На территории современного Ирака, рядом с Египтом между Тигром и Ефратом. Слайд: табличка с простейшими символами, цифрами междуречьями. Шестидесятеричная система счета позиционная, по смыслу идентична современной десятеричной системе. Рецепция шестидесятеричной системы нашла свое отражение в градусах окружности, исчислении времени. Алгебра была похожа на геометрию. Была связана с практической необходимостью. Древний писец должен был планировать, расчёт рабочих. Дошел документ, как Анимони не умеет вести расчёты, планирование, проектирование. В междуречье возводить в куб они не умели, площадь основания на высоту не могли делать. Но они использовали меру локоть. Математические операции они выполняли сложение вычитание умножение(путем разложения), деление они выполняли в виде умножение на обратную величину. У них было много заготовок. Не было понятия доказательств. Многие решения носили интуитивный характер. Эти знания содержали все необходимое для практической жизни.

Астрономия- наука о космосе в современном мире. В те времена все то что находится в воздухе и звезды и облака, разницы не было. Создали календарь, солнечный. В Египте было 3 сезона. Так же был создан лунный календарь, который был удобен для расчетов. Лунный календарь имел недостатки, неточности 29-30 дней. В Египте- единственный разумный календарь по мнению ученого. У египтян существовал календарь 365 дней. На 1 сутки дольше чем астрономический. Год делился на 12 месяцев. 21-22 июня начинался год и имел примету- гелиотический восход Сириуса в лучах восходящего солнца. Египетский календарь похож на наш современный. Китайский календарь- 18 век до н.э. государство Шан-Инь существовал календарь 12 месяцев 366 дней. Проблема нестыковки была. Для согласования лунного календаря с солнечным добавляли дополнительные месяцы. В циклах давались имена животных. Астрономия была во всех государствах, но в Египте, Месопотамии, Д.Китае она была особо развитой. Так же в преднаучные знаниях был институт предсказания. В междуречье к концу 2го века возникла Астрология.Древние различали до 800 звезд, куда входили как планеты солнечной системы, так же это были и блуждающие звезды. Различали декады- наступления следующего месяца, времени года можно было различать еще с большей точностью. Вавилонские и Египецкие созвездия разные. Древняя астрономия превращалась все больше и боольше в астрологию. Должность профессионального астролога была профессией, и при каждом из дворцов был штатный астролог. Существуют у истриков папирусы добытые из междуречья – Иеротические письма. В Китае это период Западного Джоу- 1е тысячелетие до н.э.

Другие преднаучные дисциплины: естественнонаучные знания- физика, химия, филология. Носили прикладной характер, для приготовление лекарств в основном протохимия, протофармацевтика. Медицина междуречья имела опытно-экспериментальную функцию (врачи АШУ) и магическую (МУШМУШУ). До Древнего Царства- папирусы пособия по акушерству и ветеринарии. Между врачами даже существовала специализация. Хорошо была развита Анатомия, но они не знали что такое нервная система, кровообращение, мышцы, мозг. Но они лечили раны умели делать трепанацию черепа. Недуги они объясняли питанием. Использовали магию, клизмы, слабительное. Древвнеиндийская Преднаука- та цивилизация которая была создана индо-ариями 2тыс. до н.э. Периоды ранний 13-10 век до н.э. поздний 9-6 в до н.э. Брахманы- брахманская каста-высокопрестижное занятие. Знания были засекречено. Веды это законы и книги- брахманическая литература (бесписьменный характер) ничего не записывалось а передавалось от учителя к ученику. И+и- этого, не все сохранилось. Мнемоническая техника передачи. Мантры в раннее время позднее сутры это способы изложения. В Индии всвязи с климатом памятники культуры и древнеиндийской преднауки не сохранились. Обряды стандартизировались- индусы разрабатывали знания Шрити позднее Веданги. Веданги это определенный канон. С первых веков нового тысячелетия ираньяды и падишаги:

Шикша-(фонетика), Нирукта (этимология), ДжЬотиша (астрономия), Шульба-сутра (геометрия алтарей), Вьякорна (грамматика), Чханда (метрика стихосложения), Кальпа (обрядовые наставления).

Аштатхьяйя- восьмикнижие написанное индийским ученым.

Далее индийская преднаука изменилась под влиянием Александра Македонского, греческое влияние, а индийская культура оказала влияние на Греческую.

Преднаука Древнего Китая эволюционировала в науку математику и химию. Китайская наука была долгое время изолированной от европейской.

Преднаука сталаодновременнои философией и наукой.При этом преднаука сохранилась еще некоторое время и переродилось в паранауку и псевдонауку.

Возникновение Науки Конец 7века начало 6 века- в Древней Греции- которая была переферией современного мира того времени. При этом были более развитые государства Древний Египет и Месопотамии, но там были административные препятствия для развития науки. В Египте не было развития, возможно только во время Солона, но после приход тирана Писисрата все разрушил. Затем его сыновей свергают. Тирания Крисфена которую сейчас называют настоящей демократией. Наукософское знание- это Афины- развитие философии и науки начала развитие при дворе Птолимеев, авторитарный режим.

Теория развития науки-2 теории: (Феохарий Харлампиевич Кессиди) генетическая теория древних Греков. Критика- наука развивалась не во всей Греции, а только в Ионии. В той же Спарте этого не наблюдалось. Вторая теория Зайцева- обонное начало- обональность, соревновательность, появление Олимпийских игр, теория соревновательная. С затуханием соревновательности пришел в упадок и развитие науки. Теория не выдерживает критики- обональность, только на одном критерии нельзя строить теорию, так же это не коррелирует с современной позицией о детерминизме любой науки, о множественности доказательств.

Другие причины развития- смотрим на карту- Лидийское царство, Балканский полуостров. Наука возникает именно в Милете- Лидийском царстве. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен 584 г. до н.э. Пифагор Самосский 582 г.до н.э.- с острова Самос. Связь Греции (дешевое производство) с Востоком (спрос на продукцию). История имен не сохранила имен помимо Фалеса 640 г. до н.э., его учеников и Пифагора.

Навуходоносор 2- царь халдейского племени, которое держало власть над большей частью Ближнего востока, пока не разбили их Персы.

9-8век Греческая колонизация которая была вызвана перенаселением греческих полисов. Выведение колоний влияло на развитие экономики, ремесла (канаты, корабли, кувшины)- что привело к развитию общества. Так же произошло подрывание авторитарного общества, общинные порядки, коррупция- что создало предпосылку для возникновение наукософии. Общий кризис греческого общества так же повлиял на развитие науки, падения ключевых фигур греческого общества. Появляется Орфизм, богостроительное направление. Вера в Богов, Зевс, Мойры у Гомера Зевс не всесилен. После у Гесиода, Зевс уже всесилен.

  1. Антинаука- типа астрологии, ненаучная или альтернативная история, парапсихология. Часто антинаука выражена терминологией научной, но наукой не является.
  2. Вненаучные знания. Понятия повседневные, превращаются в собственные искусственные термины.

Семинар Оренбурга:

Наши рекомендации