Просмотр научно-популярного фильма « Архетип. Невроз. Либидо»

(пр-во канала «Культура»)-20 мин.

Обсуждение механизмов возникновения внутриличностных конфликтов в

теории психоанализа (по итогам просмотра)

Тема 4.Динамика конфликта.(4часа)

Занятие 1

Форма проведения семинара – ролевая игра-«презентация».

Предконфликтная стадия и её особенности.

Наличие предмета спора. Признаки предконфликтной ситуации: саботаж, психологический дискомфорт, непонимание партнёра по взаимодействию, недоброжелательные высказывания, изменение настроения, ограничение контактов Осознание субьектами конфликтной ситуации и эмоциональное переживание этого факта. Стадия открытого конфликтного взаимодействия.

Инцидент. Переход одного из участников к активным действиям (заявление, предупреждение, нанесение ущерба «противнику» и т.д.) Ответные действия против инициатора конфликта. Открытое выдвижение требований всеми сторонами конфликта. Субьекты конфликта, зона разногласий, мотивы, действия (открытые и латентные). Эскалация конфликта и её виды («крутая», волнообразная, непрерывная, вялая). Понятие «критической точки» и «рефлексивного управления».

Сообщения

Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.

Технологии эффективного общения в конфликте.

Занятие 2.

Форма проведения семинара – вопросно-ответная (предполагает совместное обсуждение в студенческой группе сформулированных в плане семинара проблем).

Стаия разрешения конфликта.

Признаки деэскалации конфликта. Решение проблемы, утрата ресурсов одной из сторон (власть, информация, связи), ликвидация оппонента. Основные формы завершения конфликта: насилие, разъединение, примирение.

Формулы конфликта (по В.П.Шейнову) Понятие конфликтогена. Типы конфликтогенов. Зависимость конфликта от конфликтогена (конфликт типа А)

Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента (конфликт типа Б)

Зависимость конфликта от суммы конфликтных ситуаций (конфликт типа В)

Сообщения

Двухмерная модель Томаса-Киллмена о стратегиях поведения в конфликте.

Методы диагностики и анализа конфликтных ситуаций.

Тема 5.Специфика протекания конфликтов в разных политических системах(4часа)

Занятие 1

Форма проведения семинара – «круглый стол».

Понятия «политика», «власть», «политический конфликт», «политический консенсус».

Понимание политики в правоведении, социологии, политологии, истории.




Трактовки политической власти (власть как товар, как контроль над сознанием и поведением масс и пр.)

Специфика конфликтов в авторитарных сообществах.

Авторитарный режим и его признаки. Виды авторитарных режимов (военная диктатура, монархия, теократия, персональная тирания). Отличия авторитаризма от других политических режимов.

Просмотр документального фильма «Жан-Бедель Боккасса» (10 мин.)

Обсуждение специфики политических конфликтов в Центрально-Африканской республике (по итогам просмотра)

Сообщения ( по выбору студентов)

«Чёрные полковники»: политический конфликт в Греции 70-е г.г. XX в.

«Румыния периода правления Н.Чаушеску».

«Военная диктатура А.Пиночета в Чили»

« Аятолла Хомейни – лидер Иранской революции 1979 года»

Занятие 2

Форма проведения семинара – вопросно-ответная (предполагает совместное обсуждение в студенческой группе сформулированных в плане семинара проблем).

Специфика политических конфликтов в тоталитарных обществах.

Тоталитаризм и предпосылки его формирования. Типы тоталитарных режимов.

Признаки тоталитаризма: неприятие рыночной экономики, однопартийность, идеологизация общественной жизни, цензура, система секретности, полицейский контроль, милитаризация, карнавальная культура и т.д.

Негативные последствия копирования опыта тоталитарных государств.

Просмотр документального фильма «Величайшие злодеи XX века. Пол Пот»» (20 мин.) Обсуждение политического конфликта в Камбодже периода правления Пол Пота.

Сообщения

Диссидентское движение в СССР.

Доктрина национал-социализма в гитлеровской Германии.

«Холодная война» в контексте противостояния политических идеологий.

Тема 6. Межнациональные конфликты(4часа)

Занятие 1

Форма проведения семинара – вопросно-ответная (предполагает совместное обсуждение в студенческой группе сформулированных в плане семинара проблем).

Конфликты на постсоветском пространстве.

Для более углублённого понимания поставленных проблем студентам следует ответить на следующие вопросы:

Каково соотношение понятий «нация», «национальность», «этнос»?

Перечислите признаки этноса (внешние и внутренние). Согласны ли вы с ними?

Каковы достижения и просчёты в решении национального вопроса в СССР?

В чём вы видите причины распада СССР?

Существуют ли особенности национально-территориального устройства Российской Федерации?

В чём проявляются последствия национальной политики, проводимой большевиками после 1917 года?

Перечислите «горячие точки» на территории бывшего СССР. Как вы относитесь к событиям на Украине?

Какие этнические группы сосуществуют на Крымском полуострове?

В чём проявлялась национальная политика Сталина в отношении крымских татар? Можно ли назвать движение скинхедов в РФ фашистским?

Согласны ли вы с лозунгом «Россия - для русских»?

Кто из отечественных мыслителей поднимал тему самобытности русского этноса?

Сообщения

Конфликт в Нагорном Карабахе: история проблемы.

Мигранты на российском рынке труда

Занятие 2

Форма проведения семинара – дискуссия.

Региональные конфликты.

Понятие региональных конфликтов. Классификация региональных конфликтов: по масштабу, по географическому положению, по уровню развития общества, по сферам проявления, по национально-этническим особенностям. Состав субъектов и причины. Зоны распространения и влияния региональных конфликтов. Динамика развития региональных конфликтов. Формы протекания (идеологическое противостояние, экономические санкции, война). Роль международных организаций в разрешении

региональных конфликтов. Прогнозирование и предупреждение региональных конфликтов.

Этнополитические конфликты в государствах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африки (по выбору студентов).

Национальные интересы как причина и предмет межгосударственных конфликтов. Противоречия в политической, экономической, социальной сферах конфликтующих государств. Притязания этнических групп на территорию соседних государств и реальные возможности по удовлетворению этих притязаний. Противоречия, в основе которых лежат национально-этнические традиции и различия цивилизационных моделей развития. Национализм. Шовинизм. Геноцид. Апартеид. Религиозный экспансионизм.

Сообщения

Арабо-Израильский конфликт: история развития.

Война между Египтом и Израилем (1967-1970г.г.): причины и следствия.

Тема 7. Конфликты в трудовых коллективах.(4часа)

Занятие 1

Форма проведения семинара – вопросно-ответная (предполагает совместное обсуждение в студенческой группе сформулированных в плане семинара проблем).

Формальная организация: понятие, черты, виды.

Понятие организации и трудового коллектива как основных элементов в структуре современного общества. Признаки формальной организации: совместная деятельность, общие цели, идентификация, иерархическое положение и т.д. Факторы внутренней и внешней среды организации. Виды организационных структур. Организационно-технические, социально-экономические, административно-управленческие предпосылки конфликтов в организации. Типы конфликтов в организациях.

Управление конфликтами в организации.

Признаки назревающего конфликта: стихийные собрания, неявка на работу, снижение производительности труда, массовые увольнения, распространение слухов, эмоциональная напряжённость. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование, разрешение.

Правовая основа в регулировании производственных конфликтов. Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Коллективный договор. Система прав и обязанностей сотрудников.

Сообщения

Хоторнский эксперимент Э.Мэйо и его значение для философии менеджмента.

Деятельность психолога в организации по урегулированию конфликтов.

Занятие 2.

Форма проведения семинара – коллоквиум.

Конфликты между руководителем и подчинёнными.

Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов

«по-вертикали». Социально-психологические источники конфликтов по линии «начальник-подчинённый». Формы проявления неэффективного стиля руководства. Функции конфликтов в организации. Этика делового общения с руководителем.

Конфликты между подчинёнными.

Социально-культурные предпосылки конфликтов между сотрудниками одного уровня иерархии. Типы конфликтных личностей в организации: «всезнайка», «граната», «крикун», «шутник», «хам» и т.д. Способы общения с конфликтными людьми (дистанцирование, формализация отношений и пр.) Влияние возрастных, психологических, гендерных различий на поведение сотрудников. Этика делового общения «по-горизонтали».

Сообщения

Русский файолизм и традиция французской школы социологии труда.

Этапы становления и формирования индустриальной социологии в Европе и США. Тема 8. Управление как вид социальных отношений.(4часа)

Занятие 1.

Форма проведения семинара – собеседование.

Управление и управленческие конфликты.

Понятие управления. Элементы управления (планирование, организация, мотивация, контроль). Предпосылки возникновения конфликтов в сфере управления. Противоречие между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе самовыражения субъектов управления. Классификация конфликтов в сфере управления (по субъектам взаимодействия, по источникам конфликта, по функциям управления).

Формы проявления управленческих конфликтов.

Процесс дезорганизации в управленческой деятельности. Несогласие как отказ от установленных правил. Напряжённость как вид управленческого конфликта. Конфронтация и применение крайних методов противоборства (групповые протесты, травля «инакомыслящих», увольнения соперников и т. д.)

Сообщения

Бюрократия как форма организации современного общества.

Роль научной организации труда в предупреждении управленческих конфликтов.

Занятие 2

Форма проведения семинара – вопросно-ответная (предполагает совместное обсуждение в студенческой группе сформулированных в плане семинара проблем).

Предупреждение и разрешение управленческих конфликтов.

Роль руководителя как главного звена в системе управления. Условия предотвращения конфликтов в коллективе (обратная связь; коррекция стиля, средств, методов управления

и т.д.). Формы воздействия на подчинённых: прямое воздействие (приказ, директива, указание). Воздействие через мотивы, через систему ценностей, через социальную среду. Демократические механизмы и правовые гаранты в обеспечении объективности принимаемых решений. Значение средств массовой информации и общественного мнения в разрешении конфликтной ситуации.

Стили управления трудовым коллективом.

Автократический стиль и его характеристики. Демократический стиль управления. Либеральный стиль, его особенности. Влияние стилей управления на психологическую, эмоциональную атмосферу в трудовом коллективе.

Взаимосвязь стилей управления и конфликтности в коллективе.

Сообщения

Профессиональная культура в муниципальном и государственном управлении.

Алгоритмы деятельности руководителя по управлению конфликтной ситуацией.

Тема 9. Предупреждение и разрешение семейных противоречий(2часа).

Занятие 1

Форма проведения семинара – дискуссия.

Социальная сущность семьи и брака.

Почему в последние годы возрос интерес к проблемам брака?

Чем отличаются понятия «семья» и «брак»?

Для каких целей обществу необходим этот социальный институт?

Какие типы семейно-брачных отношений вы знаете?

Наблюдается ли зависимость между фазами жизненного цикла семьи и количеством конфликтов в ней?

Влияют ли кризисные периоды в развитии семьи на психологическую атмосферу? Сказывается ли изменение экономического положения женщины в современной семье на супружеских отношениях и конфликтных взаимодействиях?

Какие принципы гендерной педагогики практикуются в странах Западной Европы и США.

Сообщения

Жизненные стратегии молодой семьи в Европе и России: сравнительный анализ.

Разновозрастные браки: «за» и «против».

Тема 10.Основное содержание переговорного процесса.(2часа)

Занятие 1

Форма проведения семинара – дискуссия.

Для более углубленного понимания поставленных проблем студентам необходимо ответить на ряд вопросов:

Что подразумевается под понятием «переговорный процесс»?

Каковы его функции и содержание?

Можно ли выделить этапы в переговорах? Как они называются?

Какой этап самый сложный в переговорном процессе?

Какие модели поведения партнёров в переговорах считаются наиболее приемлемыми?

Следует ли придерживаться только одной стратегии на протяжении процесса

переговоров?

Существуют ли тактические приёмы, влияющие на исход переговоров? Если да, то

перечислите и охарактеризуйте их.

Чем отличаются понятия «стратегия переговорного процесса» и «тактика переговорного процесса»?

Проявление эмоций помогает ходу переговорного процесса или осложняет его?

Какова взаимосвязь манипулятивных технологий, применяемых в переговорах, и конструктивного разрешения конфликта? Назовите манипуляции, направленные на унижение оппонента.

Вам известны манипуляции, основанные на правилах приличия?

Чем регулирование конфликта отличается от его разрешения?

Назовите области и ситуации применения различных переговорных стратегий. Какие этические нормы должны соблюдаться во время переговоров?

Сообщения

Правила самоконтроля эмоций и их применение в переговорном процессе.

Д.Скотт и её технология управления эмоциями.

Имитационно-деловая игра «Проведение переговоров двух фирм по поводу поставки некачественной продукции» (возможны другие темы переговоров).

Наши рекомендации