Тема 3. Классификация конфликтов

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Целью освоения дисциплины (модуля)

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru

является формирование компетенций, направленных на создание у студентов практических навыков разрешения конфликтных ситуаций, воспитание специалистов, обладающих культурой поведения, готовых к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих

компетенций:

Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru

ОК-5 Обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru

В результате освоения дисциплины студент должен:

Шифр компетенции   Результаты обучения       Уровень
              формирован
              ия
              компетенци
              и
             
ОК-5 знать основные правила поведения в  
    коллективе, методы анализа  
    конфликтных ситуаций      
       
  уметь урегулировать напряжённую ситуацию в  
    коллективе, использовать методики  
    бесконфликтного общения.    
               

В результате освоения дисциплины студент должен:

Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru

Знать: Основные типы конфликтных взаимодействий и методы исследования спорных ситуаций. Стратегии и приёмы урегулирования конфликта.

Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru

Уметь: Определять специфику социального контекста того или иного
  конфликтного противоречия, грамотно использовать аналитические
  ресурсы, критически оценивать достоинства и недостатки различных
  подходов к исследованию конфликта, находить организационно-
  управленческие решения в нестандартных ситуациях, быть готовым
  нести за них ответственность, руководить людьми и подчиняться.

Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru


Владеть/быть в Понятийным аппаратом конфликтологии, навыками анализа
состоянии   конфликтных ситуаций.      
продемонстрировать: Находить и применять в производственной деятельности базовые знания
    в области разрешения противоречий    
             


3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫУчебная дисциплина «Конфликтология» относится к вариативной части гуманитарного,

социального и экономического цикла учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция», все профили. Освоение дисциплины на дневном отделении происходит в третьем семестре. Освоение дисциплины на заочном отделении происходит в четвёртом семестре. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть знаниями и компетенциями, сформированными в процессе освоения образовательной программы среднего общего образования. Компетенции, формируемые у студентов, при изучении учебной дисциплины «Конфликтология», могут быть востребованы при изучении таких дисциплин учебного плана как: «Семейное право», «Юридическая служба в организации», а также во время прохождения учебной практики.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru

Философия (дисциплина общего цикла);

История (дисциплина общего цикла)

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знать:

Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru

основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;

Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru

этапы развития диалектического противоречия;

Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru

основные закономерности исторического процесса, стадии исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире.

Уметь:

Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru

анализировать различные теоретические позиции по предлагаемым проблемам; применять основы гуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения; толерантно воспринимать социальные, этнические, культурные различия.

Владеть:

Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru

общенаучным категориальным аппаратом;

способностью к деловым коммуникациям для решения задач межличностного общения,

способностью работать в коллективе;

Тема 3. Классификация конфликтов - student2.ru

алгоритмом действия в нестандартных ситуациях.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУОбщая трудоемкость дисциплины составляет: 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе:

для студентов очной формы обучения: лекции – 30 часов, практические занятия – 30 часов, самостоятельная работа 12 часов, включая подготовку к зачёту – 9 часов; для студентов заочной формы обучения: лекции –4 часа, практические занятия –6 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к зачёту, – 62 часа.

.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

5.1 Тематический план изучения дисциплины Для студентов очной формы обучения:

                Наименов        
      Контактная работа обучающихся ание Самостоятельная    
      оценочног    
      с преподавателем     работа      
          о      
                       
Тема, раздел             средства        
                       
                       
      лекции практическ в т.ч. в   Кол-во Наименование  
        ие занятия активной   часов оценочного    
          форме       средства    
                       
1. Конфликтология       Таблица таблица по  
  как наука             по   истории    
                истории   развития    
                развития   отечественной  
                отечеств   конфликтологи  
                енной   и, контрольная  
                конфлик   работа    
                тологии,        
                контроль        
                ная        
                работа        
                         
2. Конфликт как     Мини- контрольная    
  социально-             кейс   работа,    
  психологическое           (работа   решение    
  явление             малыми   ситуационных  
                группам   задач    
                и),        
                контроль        
                ная        
                работа        
                       
3. Классификация       контроль      
  конфликтов             ная        
                работа        
                         
                       

4. Этапы развития Решение   решение  
  конфликта         ситуацио   ситуационных  
            нных   задач,  
            задач,   составление  
            составле   карты  
            ние   конфликта  
            карты      
            конфлик      
            та      
                   
5. Политические     тест      
  конфликты                
                   
6. Этнические     контроль   контрольная  
  конфликты         ная   работа  
            работа      
                   
7. Конфликты в   Устный   решение  
  организациях         опрос по   ситуационных  
            теме,   задач  
            решение      
            ситуацио      
            нных      
            задач      
                   
8. Конфликты в Кейс.   решение  
  сфере управления       Деловая   ситуационных  
        игра   задач  
               
            «Разрабо      
            тка и      
            приняти      
            е      
            управлен      
            ческих      
            решений      
            »      
                   
9. Конфликты в «Круглы      
  семье         й стол»      
                   

10. Переговоры и Деловая    
  посредничество в       игра    
  конфликте.         «Перего    
            воры»    
                 
  Подготовка к         зачёт
  зачёту              
                 
  ИТОГО:      
                 

Для студентов заочной формы обучения:

        Количество часов        
                   
Тема, раздел   Лекции Семинары Самостоятельн Наименование    
      ая работа оценочного средства  
             
                 
               
Конфликтология Контрольная работа  
  как наука            
                 
                   
Конфликт   как   Контрольная работа,  
социально-          
        решение    
психологическое          
      ситуационных задач  
К явление            
               
                 
Этапы развития Решение    
  конфликта           ситуационных задач,  
              составление карты  
              конфликта    
                 
Конфликты в решение    
  организациях         ситуационных задач  
               
Конфликты в сфере   коллоквиум    
  управления              
                 
Творческая   работа     Творческая работа (эссе)  
  (эссе)                
                 
подготовка к          
  зачёту                
                   
  ИТОГО:          
                   

5.2 Содержание учебной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Конфликтология как наука.

Предмет и структура дисциплины «конфликтология». Цели и задачи конфликтологии как учебной дисциплины. Соотношение конфликтологии с другими социальными и гуманитарными науками. Междисциплинарный характер конфликтологии. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии на рубеже XIX - XX в.в. Особенности социологического и психологического подходов к анализу конфликта. Методы исследования конфликтов.

Основные элементы социальной структуры общества. Социально-экономическое неравенство как основная причина общественных конфликтов. Теория классовой борьбы К.Маркса. Социальная революция - форма разрешения общественных противоречий. Понятие конфликта у Г. Зиммеля. Анализ властных отношений в социологии М. Вебера. Э. Дюркгейм о природе конфликта. Общественное разделение труда. Понятие общественной солидарности. Парадигма конфликта в американской социологии.

Теория социального конфликта Р. Дарендорфа. Сопротивление власти как сущность конфликта. Конфликт и структурные изменения в обществе. Теория конфликта Л. Козера. Конфликт как борьба за ценности. Позитивные функции конфликта. Особенности развития конфликтологии в России. Современные проблемы конфликтологической науки.

Тема 2. Конфликт как социально-психологическое явление.

Понятие «социального конфликта». Определение структурных элементов конфликта. Социальное взаимодействие. Противоречие как основа конфликта. Социальная напряженность и ее источники. Потребности и конфликт.

Социально-экономические причины появления конфликтных ситуаций. Психологические причины формирования конфликта. Субъекты конфликта на индивидуальном, групповом, институциональном уровнях. Признаки конфликтной ситуации. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Роли субъектов в конфликте и их характеристика. Предмет конфликта и образ конфликтной ситуации у противоборствующих сторон. Мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон. Факторы, осложняющие развитие конфликта (гендерные, возрастные, культурные, психологические, статусные и пр.)

Тема 9. Конфликты в семье.

Соотношение понятий «брак» и «семья». Структура семейных отношений.

Кризисные периоды в развитии семьи. Исторические формы семьи и брака.

Взаимоотношения между родственникам в различных типах семей. Социальные функции

семьи. Распределение ролей в семье. Причины конфликтов между детьми и родителями.

Формы проявления конфликтов между супругами. Психотравмирующие последствия

супружеских конфликтов. Девиантное поведение как фактор конфликтности. Тактика

регулирования супружеских и межпоколенческих конфликтов.

Тема 10. Переговоры и посредничество в конфликте.

Переговорный процесс, его функции и основное содержание. Характеристика

основных этапов переговорного процесса. Модели поведения партнёров в переговорном

процессе («Избегающий», «Уступающий», «Отрицающий», «Наступающий»). Технология

управления эмоциями в переговорном процессе. Правила самоконтроля эмоций

(эмоциональная выдержка; рационализация эмоций и поддержание высокой самооценки),

их применение в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном

процессе и их виды. Типы стратегий: «выигрыш-выигрыш», «выигрыш-проигрыш».

Тактики переговоров: «видимое сотрудничество», «дезориентация партнёра»,

«ультиматум», «уступка» пр. Правила ведения деловых переговоров. Роль третьей

стороны в урегулировании конфликта. Типы посредничества.

Планы семинарских и практических занятий

Тема 1. Возникновение и развитие конфликтологии.(2часа)

Занятие 1.

Форма проведения семинара – дискуссия.

Эволюция взглядов на противоречие и конфликт в истории философской мысли. (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, Просвещение, XIX в.)

Для более углубленного понимания поставленных проблем студентам необходимо ответить на следующие вопросы:

Каковы этапы эволюции взглядов на конфликт в истории философии?

Почему долгое время конфликтологическая мысль развивалась в рамках философии? Каким образом происходило осмысление конфликтов в Древней Греции и Древнем Риме? (на примере философских учений Гераклита, Платона, Аристотеля, Цицерона и др.) Ставилась ли проблема насилия и войн в религиозных теориях Августина Блаженного, Фомы Аквинского?

Кто предпринял первую попытку системного анализа социальных конфликтов в эпоху Возрождения?

Формула «Цель оправдывает средства» применима к современной политической ситуации в мире?

Объясните концепцию «войны всех против всех» Т.Гоббса.

Согласны ли вы с позитивистской трактовкой конфликта как «борьбы за существование» и выживание сильнейшего?

Внесла ли немецкая классическая философия вклад в науку о конфликте?

Сообщения

Конфликтологические идеи в философской мысли Древнего Востока.

Особенности развития теории конфликта в марксистской философии.

Тема 2. Структурные элементы конфликта.(2часа)

Занятие 1

Форма проведения семинара – ролевая игра-«презентация».

Социальный конфликт: понятие, особенности.

Определение конфликта с позиций психологии и социологии. Макро- и микро-уровни в исследовании конфликтных ситуаций. Характеристика основных параметров конфликта (сущность, причины, структура, динамика). Позитивные и негативные функции конфликта. Необходимые и достаточные условия наступления конфликтной ситуации (наличие у субъектов противоположных мотивов и суждений, состояние противоборства и т.д.) Методики анализа конфликта - карта конфликта и матрица возможностей. Эвристические возможности использования карты конфликта. Различение позиций и потребностей конфликтующих сторон при анализе конфликта.

Сообщения

Трансактный анализ о роли параллельных и пересекающихся трансакций в формировании конфликта.

Соотношение причины и повода в конфликте.

Деловая игра

Студентам предлагается решить задачи с конкретными ситуациями из производственной сферы, выделив в них основные элементы конфликта.

Тема 3. Критерии типологизации конфликтов.(2часа)

Занятие 1

Форма проведения семинара - беседа со студентами.

Вопросы для обсуждения:

Классификация конфликтов по различным основаниям: по длительности и форме протекания, напряженности, по сфере действия, по последствиям, по предмету, по субъектам. Виды конфликтов по зонам разногласия: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые, конфликты с внешней средой. Типология межличностных конфликтов по степени включенности ценностно-мотивационной сферы личности в конфликт: ситуативные конфликты и глубинные конфликты. Виды ситуативных конфликтов: информационно-когнитивные, трансактные, эмоциональные; виды глубинных

конфликтов: ролевые, ценностные, принадлежности.

Виды конфликтов по иерархии нарушенных потребностей.

Решите ситуативный конфликт, используя как можно больше приемов:

-продавщица вас обвесила;

- вы съели счастливый билет, а тут контролер;

- студенческий забыли дома, а охрана на входе вас не пускает.

Сообщения

Конфликты с социальными институтами.

Ролевой конфликт в жизни современного студента.

Занятие 1

Форма проведения семинара – ролевая игра-«презентация».

Предконфликтная стадия и её особенности.

Наличие предмета спора. Признаки предконфликтной ситуации: саботаж, психологический дискомфорт, непонимание партнёра по взаимодействию, недоброжелательные высказывания, изменение настроения, ограничение контактов Осознание субьектами конфликтной ситуации и эмоциональное переживание этого факта. Стадия открытого конфликтного взаимодействия.

Инцидент. Переход одного из участников к активным действиям (заявление, предупреждение, нанесение ущерба «противнику» и т.д.) Ответные действия против инициатора конфликта. Открытое выдвижение требований всеми сторонами конфликта. Субьекты конфликта, зона разногласий, мотивы, действия (открытые и латентные). Эскалация конфликта и её виды («крутая», волнообразная, непрерывная, вялая). Понятие «критической точки» и «рефлексивного управления».

Сообщения

Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.

Технологии эффективного общения в конфликте.

Занятие 2.

Форма проведения семинара – вопросно-ответная (предполагает совместное обсуждение в студенческой группе сформулированных в плане семинара проблем).

Стаия разрешения конфликта.

Признаки деэскалации конфликта. Решение проблемы, утрата ресурсов одной из сторон (власть, информация, связи), ликвидация оппонента. Основные формы завершения конфликта: насилие, разъединение, примирение.

Формулы конфликта (по В.П.Шейнову) Понятие конфликтогена. Типы конфликтогенов. Зависимость конфликта от конфликтогена (конфликт типа А)

Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента (конфликт типа Б)

Зависимость конфликта от суммы конфликтных ситуаций (конфликт типа В)

Сообщения

Двухмерная модель Томаса-Киллмена о стратегиях поведения в конфликте.

Методы диагностики и анализа конфликтных ситуаций.

Тема 5.Специфика протекания конфликтов в разных политических системах(4часа)

Занятие 1

Форма проведения семинара – «круглый стол».

Понятия «политика», «власть», «политический конфликт», «политический консенсус».

Понимание политики в правоведении, социологии, политологии, истории.

Трактовки политической власти (власть как товар, как контроль над сознанием и поведением масс и пр.)

Специфика конфликтов в авторитарных сообществах.

Авторитарный режим и его признаки. Виды авторитарных режимов (военная диктатура, монархия, теократия, персональная тирания). Отличия авторитаризма от других политических режимов.

Просмотр документального фильма «Жан-Бедель Боккасса» (10 мин.)

Обсуждение специфики политических конфликтов в Центрально-Африканской республике (по итогам просмотра)

Сообщения ( по выбору студентов)

«Чёрные полковники»: политический конфликт в Греции 70-е г.г. XX в.

«Румыния периода правления Н.Чаушеску».

«Военная диктатура А.Пиночета в Чили»

« Аятолла Хомейни – лидер Иранской революции 1979 года»

Занятие 2

Форма проведения семинара – вопросно-ответная (предполагает совместное обсуждение в студенческой группе сформулированных в плане семинара проблем).

Специфика политических конфликтов в тоталитарных обществах.

Тоталитаризм и предпосылки его формирования. Типы тоталитарных режимов.

Признаки тоталитаризма: неприятие рыночной экономики, однопартийность, идеологизация общественной жизни, цензура, система секретности, полицейский контроль, милитаризация, карнавальная культура и т.д.

Негативные последствия копирования опыта тоталитарных государств.

Просмотр документального фильма «Величайшие злодеи XX века. Пол Пот»» (20 мин.) Обсуждение политического конфликта в Камбодже периода правления Пол Пота.

Сообщения

Диссидентское движение в СССР.

Доктрина национал-социализма в гитлер

Наши рекомендации