Особенности философии Сенеки

Фатализм Человек принимает свою судьбу, какой бы она ни была. Только тогда человек будет в ладу с самим собой и познает истинное счастье
Идея добродетели Открытие внутренней духовной свободы
Апатия Бесстрашие, невозмутимость, недопущение страстей. Человек бесстрашно воспринимает жизнь во всех ее проявлениях
Атараксия Безусловное спокойствие духа, единственная цель, к которой всеми силами должен стремиться истинный философ.
Жизнь конкретного человека – исполнение долга Человеческие обязанности необходимо нести достойно и гордо
Теория высшего блага Высшее благо – человеческое счастье и нравственный идеал
Роль философии Философия является руководством по управлению государством
Закон Природы и Бог едины Закон Природы для Сенеки – это Бог. Бог – судьба, провидение. Бог определяет нашу жизнь с ее радостями и страданиями. Истинная цель жизни – в преодолении страданий.
Человек двойственное существо Тело тяготит человека, так как является «тюрьмой» для души. Душа должна освободиться от тела, чтобы очиститься.
Совесть Совесть является духовной силой и моральным фундаментом каждого человека. От совести человек не может уйти. Преступник может уйти от закона, но уйти от совести – невозможно
Братство и любовь – основа отношений между людьми Все отношения между людьми должны строиться на основе братства и любви

Эпиктет (ок.50 – ок. 135 г н.э.) родился рабом и стал свободным лишь в зрелом возрасте. Будучи ещё рабом, Эпиктет посещал лекции стоиков и увлёкся философией. Когда он стал свободным, то основал собственную философскую школу. Несмотря на то, что у него было много богатых учеников, философ вёл очень скромную жизнь: всё его имущество состояло из соломенной подстилки, деревянной скамьи, циновки и глиняной лампы.

Эпиктет не оставил после себя никаких произведений, но его речи записали его ученики, составив из них несколько книг. Четыре из них сохранились до нашего времени.

Эпиктет, по сравнению с Сенекой, вносит в учение более ярко выраженный религиозный компонент.

Бог – это всеобщийразум ивсеобщееблаго, Провидение. Нужно подчиняться божьей воле, в этом и есть свобода человека. Существующий миропорядок нельзя изменить, но можно изменить своё отношение к миру.

Всё, что Бог предоставляет нам в этом мире, можно разделить на два класса:

 
  Особенности философии Сенеки - student2.ru

Особенности философии Сенеки - student2.ru

Эпиктет:«Нельзя быть счастливым, когда желаешь того, что невозможно; и наоборот, можно быть счастливым только в том случае, если желаешь возможного, потому что в таком случае всегда будешь иметь то, чего желаешь. Всё дело в том, чтобы желать только того, что в нашей власти, того, что возможно».

Марк Аврелий(121-180 гг. н.э.) - император Рима. Это был деятельный и энергичный правитель. Умер император от эпидемии чумы, которая разразилась в Риме.

После смерти были найдены его записки, составившие целое философское сочинение под названием «Мемуары» или «Наедине с собою. Размышления».

Идеи его философии:

  • Философ считает, что всё в этом мире бренно, бессмысленно и даже ничтожно. Даже посмертная слава не имеет смысла. Всё это суета.
  • Есть некая духовная опора – это Единое-Целое, которое всем управляет, откуда всё проистекает. Жизнь нужно принимать такой, какая она есть, и быть довольным ею.
  • В поведении человека важный принцип - моральный долг. Помимо обязанностей, боги даровали людям и свободу выбора. Свой выбор человек может совершить с помощью разума.

Киники

Антисфен(V-IV вв. до н.э.) - основатель этого течения, ученик Сократа Антисфен преподавал в афинской гимназии под названием Киносарг, что значит «зоркий пёс". Отсюда произошло название направления – киники. По другой версии этот термин происходит от древнегреческого слова «кинокос»- собачий. Философия киников – собачья философия. Антисфен утверждал, что жить нужно подобно собаке, потребности человека носят животный характер. Сами философы называли себя собаками.

Наиболее ярким философом-киником был Диоген Синопский (IV в. до н.э.). Родился в городе Синопа, продолжительное время жил в Афинах. Диоген создаёт идеал кинической жизни.Он был примером мудреца-аскета. У него не было никакой собственности. Диоген одно время жил в бочке. Киники продолжили учение Сократа в крайней форме, поэтому Платон назвал Диогена «безумствующим Сократом».

· На вопрос, за что его зовут собакой, Диоген говорил: «Кто бросит кусок, тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю».

· Увидев, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из своей сумы чашку, промолвил: «Мальчик превзошёл меня простотой жизни».

· Диоген просил подаяния у статуи, а на вопрос, зачем он это делает, сказал: «Чтобы приучить себя к отказам».

· Безразличие Диогена к власти показывает эпизод встречи философа с Александром Македонским. Прослышав о Диогене, великий государь пожелал с ним встретиться. Когда Александр подошёл к философу и сказал: «Проси, чего хочешь», Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца».

Основные идеи кинической философии:

Духовная свобода человека Человек обладает безграничной духовной свободой
Аскетический образ жизни Демонстративное пренебрежение ко всем обычаям и общепринятым нормам жизни
Идеал жизни - автаркия Человек должен стремиться к самодостаточности, то есть состоянию автаркии
Иллюзорность человеческого бытия Большинство людей стремится к удовольствиям, богатству, власти

Позитивные стороны кинизма. Киники, как и другие школы этого периода (стоики, эпикурейцы, скептики), разоблачили великие иллюзии, двигавшие поведением людей: погоня за удовольствиями, за богатством, желание власти, жажда славы, успеха, блеска.

Недостатки этой философии. Экстремизм - бросание в крайности. Киники не предлагают систему положительных ценностей и предлагают людям животный образ жизни. Отрицание науки и философии, в целом культуры, того, что отличает человека от животного.

Школа Эпикура

Эпикур(IV-III вв. до н.э.) родился на о. Самос. В Афинах Эпикур основал философскую школу, получившую название «Сад Эпикура».

Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос на острове Самос и с 14 (по другим сведениям, с 12) лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины.

Когда Пердикка (регент Македонии в 323—321 гг. до н. э.) после смерти Александра Македонского изгнал афинян с Самоса, Эпикур направился к своему отцу в Колофон (город в Ионии, Малая Азия), где прожил некоторое время и собрал вокруг себя учеников. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене (на острове Лесбос) и Лампсаке (на азиатском берегу пролива Дарданеллы), а с 306 г. до н. э. — в Афинах.

В этом городе Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада»). Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо». Философ скончался («от камня в почках», как пишет Диоген Лаэртский) в 271 или 270 г. до н. э.

Его главный труд — «0 природе» — содержал 37 книг. Известны названия и ряда других его работ, но ни одна из них до нас не дошла.

Сохранилось лишь три письма Эпикура, излагающие основные положения его учения.

Первое из них — «Эпикур приветствует Геродота» — содержит изложение атомистической физики Эпикура, включая учение о душе и ряд положений его учения о познании.

Второе письмо — «Эпикур приветствует Пифокла» — излагает астрономические воззрения философа, стремившегося дать ряд гипотез о небесных явлениях и тем самым опровергнуть «мифическую болтовню», связанную с ними.

Третье письмо — «Эпикур приветствует Менекея» — содержит основные положения этического учения его автора, большая часть его публикуется ниже.

Кроме этих писем сохранилось еще небольшое сочинение Эпикура, написанное в виде афоризмов (всего их 40) и известное под названием «Главные мысли».

Основные идеи Эпикура

Человеческое счастье Человек рожден для счастья
Счастье Стремление к удовольствиям и избеганию страданий
Мера В человеческой жизни необходимо соблюдать меру (в особенности в удовольствиях)
Мера Меру знают разумные

Три группы удовольствий:

Естественные и необходимые Естественные, но не необходимые Не естественные и не необходимые
Связаны с сохранением жизни индивида. Они приносят пользу человеку, избавляя его от страданий. Удовлетворение голода, жажды, усталости. Те, что сверх естественных: изысканные пища и напитки, элегантная одежда. Эти желания не имеют естественного предела, ибо не связаны с телесным страданием, а потому могут нанести человеку ущерб. Тщеславие, суетные желания роскоши, власти, славы. Они не связаны с телесными потребностями и подвергают душу опасным волнениям. Их нужно всячески избегать.

Достижению полного счастья у человека мешают страхи.

Три вида страхов

Страхи перед небесными явлениями Страхи перед богами Страхи перед смертью
Эти страхи преодолеваются знанием физики, космологии и астрономии, которые и изучают данные явления. Нужно знать, что боги пребывают в блаженстве и не вмешиваются в дела людей. Как материалист, Эпикур считает, что после смерти ничего не будет, душа тоже погибнет, нет загробной жизни. Значит, нечего мучить себя мыслями о том, что будет после смерти.

Ученики и последователи Эпикура высоко ценили радости частной жизни и дружбы. Самым знаменитым эпикурейцем стал римский философ Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.). Сочинение: «О природе вещей».

Эпикур:«Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет. Нет, стало быть, смерти ни для живых, ни для мертвых»

Скептики

Скептицизм(II в. – III в. н.э.)с греч. критикующий, исследующий.

Пиррон(ок.360-280 гг. до н.з.) – древнегреческий философ из Элиды. Верховный жрец Элиды. Впервые систематизировал идеи сомнения, которые были распространены в Древней Греции. Согласно Пиррону, «мудрость и знание не являются делом человеческим, и искать их надо только у богов».

В качестве самостоятельного философского направления идеи скептиков возродились во 2 в. н.э. и их представляет римский философ Секст Эмпирик(200-250 гг.). Будучи врачом, занимался практической медициной. Поэтому получил прозвище Эмпирик. Сочинение: «Пирроновы основоположения», «Против ученых».

Скептическая позиция, согласно Сексту Эмпирику, проста и очевидна: «Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золота ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же и философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли они ее или нет».

· Скептики утверждают, что нельзя получить достоверное знание. В этом они являются продолжателями традиций софистов. Наше познание зависит от обстоятельств, состояния организма, влияния традиций и т.п.

· Сомнение в получении достоверного знания легло в основу этической концепции. Нужно воздерживаться от суждении (как утверждающих, так и отрицающих). Для всякого высказывания может быть найдено противоположное по смыслу, но равное по истинности. Это философия тех, кто стремится к истине. В отличие от тех, кто что-то утверждает, тем самым становится догматиком. Догматики те, кто воображает, что достигли истины.

· Благодаря этому скептик получает душевный покой – атараксию(невозмутимость). В этом и состоит счастье.

· В жизни нужно руководствоваться естественными потребностями, склонностями, привычками, законами, традициями и прежде всего – здравым смыслом.

Неоплатонизм(III – IV в. н.э.) – последняя форма греческой философии, философско-мистическое направление античной философии.

Неоплатонизм – переработка идей Платона с религиозной точки зрения.

Основателем неоплатонической философии является философ Плотин (205-270 гг.), который в Риме основал свою философскую школу. Цель школы: подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету, объединиться с божественным в экстатическом единстве.

Сочинение: «Эннеады» («Девятки»).

Последователи Плотина: Порфирий, Ямвлих, Плутарх, Прокл (последний философ античности).

Конец античной философии – 529 год. Вышел запрет на деятельность философских школ. Император Юстиниан отказал язычникам в праве занимать публичные здания, а значит иметь школы и преподавать. В Кодексе Юстиниана указывалось: запрещается преподавать доктрины нечестивых язычников, ибо они растлевают души учеников. Противное каралось санкциями: высылка вместе с семьей, лишение собственности.

Характерные черты неоплатонизма:

· учение об иерархически устроенном мире: Единое, Дух, душа, материя;

· учение о «Едином» первоначале;

· учение об эманации – истечение света из Единого;

· мистический экстаз;

· разработка практических способов единения с божеством - теургия (боготворчество);

· претворился в форму «школьной философии» каккомментирование диалогов Платона и систематическая разработка его учения.

Вопросы для повторения:

1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития античной философии.

2. Объясните суть «натурфилософского подхода».

    1. Перечислите «философов-досократиков».
    2. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные философские школы античной философии.
    3. Кому из философов принадлежит следующее высказывание: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?
    4. В чем заключается положительное значение софистики как философского учения?
    5. Кто автор высказывания: «Я знаю, что я ничего не знаю» и что оно означает?
    6. Почему Сократ – один из самых известных философов античности, хотя он ничего не написал?
    7. Философию Платона называют «объективным идеализмом». Что это значит?
    8. Существует ли связь между частями философии Платона?
    9. Аристотель сказал «Платон – мне друг, но истина дороже». Что означает эта фраза?
    10. Объясните учение Аристотеля «о четырех причинах».
    11. Какие проблемы решали философы эллинистического периода?
    12. Что означало понятие «апатия» в античности и что оно означает сегодня?
    13. Что понимает под гедонизмом Эпикур?
    14. Назовите недостатки и достоинства философии киников.
    15. Согласны ли вы с позицией скептиков?
    16. Как достичь счастья, согласно философии стоиков?
    17. Объясните сущность философии неоплатонизма.

Литература

  1. Аристотель. Сочинения в 4-х т. М., 1976-1984.
  2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
  3. Греческий мудрец Диоген. М., 1991.
  4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
  5. Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие для высшей школы. М., 2004.
  6. Кессиди Ф. Х. Сократ. М., 1988.
  7. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.
  8. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  9. Лурье С. Я. Демокрит. Л., 1970.
  10. Мыслители Греции. От мифа к логосу. Сочинения. М., 1999.
  11. Нахов И. М. Философия киников. М., 1982.
  12. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. М., 1993.
  13. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х т. Т. II. М., 1990.
  14. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., 1997.
  15. Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.
  16. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.
  17. Ульбано Никола. Иллюстрированный философский словарь. М. 2006.
  18. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
  19. История философии. Отв. Ред.: В.П.Кохановский, В.П.Яковлев. Ростов-на-Дону. 2002.

Наши рекомендации