I. общая характеристика диссертации

Актуальность темы исследования

Многогранная личность Ауробиндо Гхоша, более известного под именем Шри Ауробиндо (1872–1950), продолжает привлекать к себе внимание исследователей из самых разных стран. Его сопоставляют с Патанджали, Шанкарой, Платоном, Плотином, Марксом, Ницше, Бергсоном, Тейяром де Шарденом, Хайдеггером, Юнгом, Уайтхедом, а его учение называют интегральной философией, интегральной психологией, интегральной социологией, интегральной ведантой [1], и тем не менее в отношении его творчества высказываются самые полярные оценки: одни исследователи считают его тексты вершиной философской мысли XX в., а другие видят в них лишь бесформенное нагромождение интуитивных прозрений и бессмысленных построений.

Последнее мнение связано с тем, что в книгах Шри Ауробиндо действительно много противоречий, а мысль (или композиция главы/книги) трудно улавливается в потоке речения. Основной корпус текстов был написан им для философского обозрения "Арья", которое издавалось с 1914 по 1921 год. В этот период вышли в свет "Жизнь Божественная", "Синтез йоги", "Эссе о Гите", "Тайна Веды", "Идеал человеческого единства", "Человеческий цикл".

Шри Ауробиндо писал несколько книг одновременно – по главе для каждого номера "Арьи". Поэтому в рамках одного номера или в смежных номерах можно проследить развитие какой-либо одной идеи, например – идеи сверхразума, разума или жизни. Такое параллельное изложение содержания одной и той же мысли теряется, когда главы различных работ сводятся в отдельные книги. В определенном смысле каждый номер "Арьи" представляет собой некое композиционное целое, нарушение которого влечет к мозаичности, а следовательно, к определенной неполноте восприятия идей Шри Ауробиндо.

Противоречивость текстов Шри Ауробиндо связана и с тем, что они совмещают в себе редакции раннего и позднего периодов творчества (а значит разные идеи и разный терминологический аппарат). Так, "Жизнь Божественная" была переработана в 1939–1940 гг., а в 1948 г. вышел отредактированный "Синтез йоги" (изменения коснулись первой и второй частей). Записи бесед Шри Ауробиндо со своими учениками (сделанные ими по памяти) тоже иногда умножают противоречия.

Таким образом, диаметрально противоположные суждения относительно работ Шри Ауробиндо и противоречия в них самих предполагают необходимость реконструкции его учения. Только этот подход позволит оценить подлинный масштаб его мысли.

Проблема эволюции мира и человека, вынесенная в название нашего исследования, красной нитью проходит через все основные тексты Шри Ауробиндо. Человек и мир соотносятся как микрокосмос и макрокосмос. Эволюция планетарного космоса привела к возникновению человека. Но человек разумный – это не венец творения, а лишь переходное существо, так как эволюция продолжается: от разума к сверхразуму. Эволюция на индивидуальном уровне с помощью йоги приведет к эволюции на уровне вида, что неминуемо скажется на принципах социального устройства. Пока же отсутствие стабильности в обществе объясняется тем, что нестабилен и незавершен сам человек, вольно или невольно принимающий участие в многоплановой эволюции мира.

Указанная выше проблема до сих пор не исследовалась на категориальном уровне, поскольку это, в свою очередь, предполагает реконструкцию философского языка Шри Ауробиндо как системы, чего также до сих пор не было сделано.

Актуальность изучения текстов Шри Ауробиндо обусловлена и тем, что обращаясь к проблеме бессознательного, он оказывается в ряду исследователей глубинной психологии (З.Фрейда, А.Адлера и К.Юнга). Концептуальное описание различных уровней трансовых состояний позволяет сопоставить взгляды Шри Ауробиндо и представителей трансперсональной психологии (С.Грофа, Р.Ассаджоли). Проблема сверхчеловека и сверхчеловечества рассматривается Шри Ауробиндо в контексте духовной эволюции (индивидуальной и планетарной), что позволяет сравнить его подход с идеями Ф.Ницше, Вл. Соловьева, Т. де Шардена и В.И.Вернадского. Однако для адекватного сравнения опять же требуется реконструкция.

Степень разработанности проблемы

Литература на английском языке, посвященная Шри Ауробиндо, поистине огромна. Среди исследований можно выделить несколько основных направлений. Шри Ауробиндо рассматривают как политика (борца за свободу Индии от колониальной зависимости), поэта (автора эпоса "Савитри" и других поэтических произведений), педагога (преподавателя правительственного колледжа в Бароде и ректора Бенгальского национального колледжа), филолога (открывшего тайный смысл Риг-веды), критика, литературоведа, философа, психолога, создателя интегральной йоги и даже аватара.

Следует отметить, что в работах по философии Шри Ауробиндо различные стороны его учения нередко подаются как откровение, не доступное анализу и не подверженное каким-либо изменениям. Воспоминания учеников и работы биографов Шри Ауробиндо также в большинстве случаев не позволяют с уверенностью судить о структуре и причинах развития тех терминологических схем, которыми он пользовался.

Исключение составляют лишь труды американского ученого Питера Хиза (Peter Heehs). Благодаря его усилиям в журнале "Архивы и исследования" издаются неизвестные ранее фрагменты и небольшие работы Шри Ауробиндо, его дневники, письма, документы и фотографии. Большую ценность представляют комментарии, которые их сопровождают. Публикуя дневники Шри Ауробиндо, в которых тот фиксировал развитие своего йогического опыта, Питер Хиз ставит перед собой задачу в пояснительных статьях показать эволюцию терминологического аппарата. Однако сопоставление эволюции терминов с идеями, представленными в книгах Шри Ауробиндо, фрагментарно, поскольку такая задача в обязанности архивариуса не входит. Терминология позднего периода йоги (1928-1950) им также не рассматривается.

В отечественной науке изучением философии Шри Ауробиндо занимались В.В.Бродов, В.С.Костюченко, Р.Б.Рыбаков, А.Д.Литман, И.П.Челышева. Большое внимание уделялось периоду его политической деятельности (1905–1910 гг., когда Шри Ауробиндо был одним из лидеров т.н. экстремистов), а также периоду его работы над "Арьей" (1910–1921 гг., когда он разрабатывал религиозно-философские проблемы). Период с 1922 по 1950 гг. не рассматривался. Мировоззрение Шри Ауробиндо описывалось как ставшее. Давались общие контуры онтологии, социальной философии, учения о йоге и эволюции. Развитый терминологический аппарат описания йогического опыта не анализировался, что можно, в частности, объяснить отсутствием необходимого количества источников. (В Советском Союзе Шри Ауробиндо оставался "закрытым" философом, поскольку в равной мере осуждал и фашизм, и коммунизм, рассматривая их как формы неведения). Среди упомянутых исследователей В.С.Костюченко внес наибольший вклад в изучение взглядов Шри Ауробиндо. Именно он впервые высказал мысль о необходимости реконструкции его мировоззрения.

В постсоветский период по философии Шри Ауробиндо было защищено три кандидатских диссертации: Казаковой М. И. "Проблема человека в философии Шри Ауробиндо Гхоша" (М., 1999), Шустовой А.М. "Философско-религиозная антропология Ауробиндо Гхоша" (М., 2000), Величенко А.Е. "Эволюция религиозно-философских взглядов Ауробиндо Гхоша" (СПб., 1999). Только в последней работе изучался терминологический аппарат индийского философа, связанный с концептуальным описанием области сверхсознания. Системы категорий позднего (итогового) периода, равно как и учение об эволюции мира и человека не рассматривались.

Цель и задачи исследования

Исходя из актуальности темы, состояния и степени ее разработанности в отечественных и зарубежных исследованиях, цель диссертационной работы определена следующим образом: реконструировать базовые принципы мировоззрения Шри Ауробиндо и дать наиболее полное представление о его взглядах на природу эволюции.

Достижение указанной цели осуществляется в ходе решения нескольких задач:

  • комплексного изучения текстов Шри Ауробиндо, учитывая хронологию их издания и эволюцию его взглядов,
  • определения основных проблемных полей, с которыми он работал,
  • раскрытия связей между ними и учением об эволюции,
  • изучения идейного контекста эпохи, а также возможных источников влияния на мысль Шри Ауробиндо,
  • анализа его философского языка.

В связи с последним пунктом следует подробно остановиться на методологии предлагаемого исследования.

Методологические основы диссертации

Мировоззрение Шри Ауробиндо можно реконструировать по-разному. Например, на уровне идей, сводя воедино его высказывания по определенным вопросам. Но идеи также не существуют сами по себе: они являются производными от более глубоких структур – от ключевых систем понимания, которые активизируются в мышлении философа, как только он приступает к анализу тех или иных проблем.

Эти системы понимания создают когнитивный фон, или фоновое знание, которое неявно присутствует за любым высказыванием. Оно существует по умолчанию. Если не попытаться проникнуть на этот уровень невысказанного, безмолвного, личностного знания Шри Ауробиндо, то его философские тексты так навсегда и останутся криптософией или рассыпанной мозаикой смысла.

Чтобы этого не произошло, нужно обратиться к герменевтике. Ее методы позволяют достичь наиболее полного понимания изучаемого текста. Сами методы можно разделить на внешние и внутренние. Внешние методы – это изучение биографии автора и того времени, в которое он жил. Внутренние – погружение сознания исследователя в опыт автора, а в пределе – проникновение в его сознание, пребывающее за текстом.

Значение внешних методов не вызывает никаких сомнений, равно как и возможность их применения. Что же касается внутренних методов, то здесь возникают вопросы. Как быть, если перед нами текст мистического содержания, в котором зафиксирован не обыденный жизненный опыт, а опыт переживания трансцендентного? А если это несколько текстов, принадлежащих различным традициям, то как сознание ученого будет переключаться между ночью души, слезами теплыми и самадхи? Складывается впечатление, что путь к пониманию текстов такого рода нам заказан, поскольку сам опыт, на который они указывают, или уникален или недоступен сознанию исследователя. В любом случае, невозможно освоить все мистические переживания, известные человечеству.

И все же выход из этой ситуации, как нам представляется, есть. Вопрос только в том, что мы понимаем под словом "опыт"? Это мистическое переживание или опыт его понимания и описания? Опыт во втором смысле вполне доступен для изучения, поскольку он проявляется через специальную лексику, которую автор использует в своем тексте.

В случае со Шри Ауробиндо можно с уверенность говорить, что он создавал не просто отдельные термины, а целые системы описания и понимания опыта. Совершенствуясь, одни категориальные системы вытесняли другие:

"В духовной жизни всегда нужно быть готовым отбросить любую систему, любое интеллектуальное построение. Система может быть полезным инструментом, но затем становится вредной. Я лично, начиная с сорока лет, три или четыре раза ломал складывавшиеся у меня системы и полностью освобождался от них". [2]

Каждый значительный философ рано или поздно сталкивается с ограниченностью существующих инструментов понимания и потому создает свой категориальный аппарат, расширяющий его когнитивное восприятие. Таким образом, за поверхностью философских текстов скрыта работа над системами категорий – категориология.

Данный подход к изучению текстов развивают и отечественные востоковеды. Так, В.К.Шохин в статье "Индийские категориальные системы и 16 падартх ньяи" утверждает:

"Изучение категориальных систем является более значимым делом для историка философии, чем он, как правило, себе это представляет. В самом деле, если философия как таковая может быть охарактеризована как важнейший модус интеллектуальной авторефлексии культуры, то наличие системы философских категорий (а категории эти могут быть только системными – изолированных, по определению, не бывает) является доказательством того, что та или иная философская традиция уже достигла уровня собственной авторефлексии, поскольку категории обеспечивают алфавит того языка, в котором философская рефлексия себя описывает. … Но помимо категориальных философских систем та или иная философская традиция может достичь еще одного уровня рефлексии – когда в ней появляется категориология, или исследование самих систем категорий. ...В дополнение к сказанному категориальные системы, будучи алфавитами философского языка в целом, непосредственно связаны с определенными философскими предметностями, притом решающего значения".

Далее он подчеркивает, что

"выявление категориальных систем в истории индийской философии весьма важно для установления ее статуса в истории мировой философии…" [3]

Мнение В.К.Шохина полностью разделяет А.И.Кобзев, но уже в отношении китайской культуры:

"...изучению и переводу важнейших идеологических текстов in toto должно предшествовать систематическое изучение лежащего в их основе категориального аппарата. Здесь также следует совершать восхождение от абстрактного к конкретному – от общих категориальных дефиниций к конкретному смыслу соответствующих иероглифов в конкретных текстах. В противном случае понять смысл последних становится так же трудно, как трудно понять смысл фразы, не представляя себе, что значат ее ключевые слова". [4]

Задаваясь вопросом, с изучения и перевода каких категорий следует начинать – с наиболее общих или наиболее специфичных (не имеющих западных эквивалентов), А.И.Кобзев приводит обобщенное мнение видных западных китаистов, согласно которому особое внимание нужно уделять дословно непереводимым оборотам, идиомам и терминам. [5] Эта установка полностью применима не только к феноменам культуры, но и к философским системам.

В нашей работе мы опираемся на концепцию неявного знания М.Полани. В предисловии к его книге "Личностное знание" В.А.Лекторский точно сформулировал основной смысл этой концепции:

"Любой термин, утверждает М.Полани, нагружен неявным, имплицитным знанием. Следовательно, для адекватного понимания смысла термина необходимо реконструировать теоретический контекст его употребления". [6]

Иными словами, необходимо перейти от термина к той парадигматической модели, в рамках которой он функционирует.

Кроме указанных выше идей и концепций, мы опираемся на исследования общеметодологического характера, посвященные философии Востока, таких авторов, как Е.А.Торчинов, Е.П.Островская, Е.Б.Рашковский, В.А.Петрицкий, А.Е.Лукьянов.

Итак, для реконструкции взглядов Шри Ауробиндо нам необходимо освоить его философский идиолект. Для этого, в свою очередь, понадобится составить представление о разработанной им лексике, выделить из нее базовые термины [7] и определить принципы терминирования (на этом этапе, конечно, не обойтись без построения интерпретирующих гипотез, образующих структуру предпонимания). Знание терминов позволит реконструировать их семантические поля, а также установить координаты данных полей в субъективном семантическом пространстве Шри Ауробиндо. Ориентация в данном пространстве позволит понять изнутри любые производые от него тексты.

Термин "субъективное семантическое пространство" заимствован нами из такого раздела психологии, как психосемантика. Она изучает развитие и функционирование системы индивидуальных значений, благодаря которой человек соотносит между собой те или иные эмоционально окрашенные образы, символы или действия. Речь идет именно о заимствовании термина и его использовании вне контекста теорий и методов указанной дисциплины, поскольку мы изучаем пространство смыслов, узловыми элементами которого выступают базовые категории философского идиолекта, а не различные проявления эмоций в отношении объектов внешнего мира. Сам термин удачно соотносится с герменевтической проблематикой, поскольку предполагает работу с такими "геометрическими" характеристиками понимания, как полнота, глубина и объем.

Понимание (отдельных проблем и феноменов) рассматривается нами как производное от концептуального предпонимания, а последнее связывается с уровнем субъективного семантического пространства, порождающего философский идиолект, вокруг которого, в свою очередь, и выстраивается авторский текст. Таким образом, работа идет на трех уровнях: 1) языка оригинала, 2) философского идиолекта и 3) субъективного семантического пространства.

Это позволяет выйти из плоскости герменевтического круга в трехмерное пространство понимания – т.е. позволяет подняться над текстом оригинала: сначала на уровень специальных терминов, которыми оперирует автор, а затем – на уровень тех схем, по законам которых существуют и "работают" данные термины. Тогда становится возможным обратный ход – к пониманию и переводу текстов на основе уже существующего знания (предпонимания) индивидуальных значений терминов и тех схем (или моделей) мышления, которые создавал сам автор в своем субъективном семантическом пространстве.

В рамках данной стратегии мы используем следующие методы:

  • биографический,
  • компаративный,
  • текстологический.

Мы также применяем системный подход для анализа комплиментарных моделей мышления, с которыми работал Шри Ауробиндо. Модель мышления (или систему понимания) мы рассматриваем как образ, структура которого фиксируется с помощью целого комплекса терминов. Такие комплексы Шри Ауробиндо использовал для описания тел-оболочек, планов сознания, внутреннего пространства и пр.

Основные научные результаты и новизна исследования

Впервые в отечественной и зарубежной литературе осуществлена максимально полная реконструкция категориологии Шри Ауробиндо, на основе анализа которой удалось выявить целый комплекс идей и концепций, связанных с пониманием природы мира и человека.

В частности, реконструированы и подробно описаны:

  • топография йогического опыта,
  • динамичная модель сна, памяти и трансовых состояний,
  • градации фронтального (внешнего) и сублиминального (внутреннего) сознания,
  • учение о бессознательном и промежуточном подсознании,
  • этапы и принципы внутренней эволюции.

Положения, выносимые на защиту

  1. Изучение взглядов Шри Ауробиндо предполагает работу с его философским идиолектом, который представляет собой синтез образов и терминологических схем. Элементами каждой такой схемы являются специальные термины. Среди них выделяется система бинарных терминов. [8] Она является ключом к пониманию самых разных сторон учения Шри Ауробиндо: о фронтальном и сублиминальном сознании, об эволюции планетарного космоса и человека. Это своего рода матрица, которую можно представить в виде таблицы.
  2. Благодаря работе с терминологическим аппаратом индийского философа выявлены те модели мышления, которыми он оперировал. Часть моделей связана с индийской традицией, а часть – с европейской. Так, например, учение об инволюции сочетает в себе неоплатоническую модель проявления мира и саткарьяваду (индийскую теорию причинности), а в учении о йоге как способе концентрированной эволюции прослеживается влияние идей Ж. Ламарка и представителей психоламаркизма.
  3. Обоснован концептуальный параллелизм моделей инволюции и эволюции. В процессе нисхождения-инволюции божественное Сознание (Парапракрити) создает иерархию планов, последовательно скрывая то или иное свое качество с помощью т.н. завес; а в процессе эволюции-восхождения эти качества раскрываются, образуя иерархию тел-оболочек и, соответственно, лестницу живых существ. Пересечение планов (возникших в результате инволюции) и оболочек (возникающих в результате эволюции) создает множество комбинаций, или аспектов природного сознания (Пракрити), которые Шри Ауробиндо фиксирует с помощью бинарной терминологии.
  4. Показано широкое использование Шри Ауробиндо принципов изоморфизма и транзитивности для описания переживаний космического масштаба. Неприродное сознание человека (Пуруша) состоит из трех компонентов: духа-Дживатмана (созерцательного начала), души-Антаратмана (деятельного начала) и сознательного существа-Дживы (сознания духа и души, которое развивается, раскрывая в себе их присутствие). Учение о божественном Сознании (здесь речь идет о Паратпарапуруше) помогает реконструировать аналогичный комплекс терминов, используемый Шри Ауробиндо: божественное Сознание также троично – оно объединяет Мировой Дух, Мировую Душу и Сознательное Существо. Когда в сознательном существе раскрывается присутствие духа (а через него – Духа космического Бытия), йогин погружается в состояние Нирваны, на фоне которого весь материальный мир представляется Иллюзией. Когда же в сознательном существе раскрывается присутствие души (а через нее – космической Души), йогин постигает, что мир форм и процессов суть проявление божественного Сознания. Сознательное существо человека является субъектом эволюции на уровне индивидуальной природы (тела, жизни и разума), а божественное Сознательное Существо – субъектом планетарной эволюции. Когда йогин достигает тождества с Ним, его усилия начинают оказывать непосредственное влияние на эволюцию планетарного космоса.
  5. Выявлен параллелизм в описании процессов на уровне микро- и макрокосмоса. Сознательное Существо планеты раскрывает все новые и новые качества в процессе эволюции. Сжатое в материи качество жизни раскрывается благодаря давлению "эволюционной воли" изнутри и под воздействием нисходящей энергии однородного витального плана. Аналогично: сжатое в жизни качество разума раскрывается изнутри и под воздействием нисходящей энергии однородного ментального плана. Структура планетарного космоса усложняется. Вместе с ней усложняется и система аспектов (или градаций) сознания тех живых существ, через которых проявляется эволюционная воля божественного Сознательного Существа. На уровне человека открывается возможность гармоничного взаимодействия с этой волей. Сознательное Существо стремится раскрыть сжатое в разуме качество духа (сверхразума) и обращается к ближайшим планам сверхсознания, из которых нисходит однородная энергия (подобное раскрывает или воздействует на подобное). Концентрируясь над головой (т.е. над планом разума), йогин переживает нисходящий ток Силы. Отсюда суждения Шри Ауробиндо, согласно которым йога – это способ концентрированной эволюции. Этапы эволюции Сознательного Существа, отмеченные возникновением вокруг планеты оболочек тонкого физического, витального и ментального сознания, сознательное существо йогина проходит и переживает как расширение внутреннего пространства за пределы грубого физического тела. Сначала внутреннее пространство охватывает тонкую физическую оболочку (активизируется тонкие чувства), затем витальную (на этом этапе практики раскрывается присутствие духа) и наконец ментальную (здесь раскрывается присутствие души). Внутреннее пространство – это тонкая субстанция, развитию которой помогает нисходящая Сила. Активизировав "наличный эволюционный статус", сознательное существо возносится в область сверхсознания, достигая интегрального тождества с троичным божественным Сознанием, а следовательно – тождества с Субъектом планетарной эволюции. Совместная работа по формированию оболочек, соответствующих планам сверхсознания (духовного разума и сверхразума), должна привести к созданию "нового неба и новой земли", а также новой – божественной & сверхчеловеческой – природы человека.
  6. Общие модели и терминологические комплексы позволили реконструировать учение Шри Ауробиндо об эволюции мира (планетарного космоса) и человека. Планета и человек обладают изоморфным строением, полюсами которого являются – подсознание (эволюционное прошлое) и сверхсознание (эволюционное будущее). Любое движение энергий в человеке равнозначно движению на уровне тонких структур планеты. Просветление и одухотворение своей природы непосредственно сказывается на многоплановом сознании всего человечества и сознании Земли.
  7. Реконструированные взгляды Шри Ауробиндо позволяют проследить его скрытую и явную полемику с Шанкарой (учением об иллюзорности мира), Ф.Ницше (учением о сверхчеловеке) и З.Фрейдом (учением о структуре и роли подсознания). Также появляется возможность сравнить концепцию Шри Ауробиндо со взглядами Вл. Соловьева, Тейяра де Шардена, В.И.Вернадского.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Содержащиеся в диссертации основные положения и выводы углубляют имеющиеся представления о философских взглядах Шри Ауробиндо.

Материалы диссертации могут быть использованы в исследовательской работе, при переводе текстов Шри Ауробиндо на русский язык, а также в учебно-педагогической практике: при составлении учебников и пособий, для чтения лекций по истории индийской философии, философской антропологии и религиоведения.

Апробация работы

Материалы и выводы диссертации нашли отражение в сообщениях на всероссийских и международных конференциях: "Смыслы культуры" (Санкт-Петербург, июнь 1996), "Россия-Запад-Восток: компаративные проблемы современной философии" (Санкт-Петербург, ноябрь 2003 г.), "Запад – Восток – Россия: философия в компаративистской перспективе" (Санкт-Петербург, ноябрь 2004 г.).

Основные положения и результаты диссертации получили освещение в публикациях автора: тезисах конференций, статьях, комментированных переводах и монографии (Тайна йоги Шри Ауробиндо: реконструкция безмолвного знания. СПб., 2005. – 14 п. л.).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры современной зарубежной философии Санкт-Петербургского государственного университета и рекомендована к защите (9 июня 2005 г.).

Структура исследования

Текст диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и списка ссылок на интернет-ресурсы. В начале каждой главы дается модель предпонимания, позволяющая сориентироваться в логике последующей реконструкции. В конце глав приводятся промежуточные выводы.

Источники

В ходе исследования мы опирались на тексты юбилейного [9] и полного [10] собрания сочинений Шри Ауробиндо, а также на архивные материалы [11], изданные его ашрамом. При этом мы обращались главным образом к "Письмам о йоге", поскольку Шри Ауробиндо работал над ними в 1930-е гг., то есть уже после того, как были опубликованы все основные его произведения. Именно в письмах нашло отражение более глубокое и более системное понимание им человеческой природы, поскольку через них он осуществлял руководство внутренним развитием своих учеников, отвечая на самые разные вопросы йогической практики. Без специальной системы понимания и детально разработанной карты опыта это было бы невозможно.

Отслеживается присутствие данной системы в отредактированных изданиях позднего периода, а также истоки ее формирования на материалах раннего периода. [12] Сразу следует сказать, что таких материалов совсем немного, поскольку в период издания "Арьи" и до середины 1920-х гг. Шри Ауробиндо интересовался в основном областью сверхсознания.

Мы не брали во внимание широко известную работу "Йогическая садхана", поскольку она является результатом эксперимента с автоматическим письмом. Свое непосредственное авторство отрицал и сам Шри Ауробиндо.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность заявленной темы, анализируются основные направления существующей исследовательской литературы, определяются цель и задачи работы, ее методологическая основа, характеризуется научная новизна исследования, даются указания на теоретическую и практическую значимость полученных результатов.

В начале первой главы "Структура фронтального сознания" реконструируется биографический контекст творчества Шри Ауробиндо, определяется его отношение к философии, приводится краткое описание его мировоззрения, чтобы создать все необходимые условия для восприятия последующего материала.

Философия Шри Ауробиндо принципиально апостериорна, т.е. производна от его внутренней биографии, связанной с йогическим опытом. Реальность, с его точки зрения, непознаваема через мышление, ибо в йогическом опыте Она начинается там, где мышление заканчивается. Поэтому для Шри Ауробиндо "быть философом" совсем не означает "быть мыслителем". Философия нужна не для познания, а для организации уже обретенного знания – создания новых моделей мышления, понимания переживаемых состояний на концептуальном уровне, различения ложных форм опыта. Иначе, по словам Шри Ауробиндо, можно превратиться в "инфрарационального мистика". Чтобы этого не произошло, он разрабатывает терминологический аппарат своей йоги (the language of this yoga), который мы называем философским идиолектом. Это не просто набор особых слов – это именно язык, обладающий собственной грамматикой, которая определяет структуру и значение каждого термина. Данная грамматика представляет собой синтез образа и логической схемы. К такому выводу приводит анализ, осуществленный в разделе "Топографическая модель опыта".

Среди десятков терминов, которыми оперирует Шри Ауробиндо, встречаются бинарные: mental physical, physical mental, physical vital, vital physical. Если предположить, что это не просто игра слов, то можно составить следующие пары: physical mental и mental physical, physical vital (physical-vital, physico-vital) и vital physical (vital-physical), vital-mental и mental vital (mental-vital).

Перед нами – сочетание различных качеств сознания в природе человека. Но если есть комбинация качеств, значит должны быть и качества в чистом виде. И действительно, соответствующая терминология в текстах Шри Ауробиндо встречается: чистый разум (mental proper), чистый витал (vital proper), собственно физическое сознание (physical proper).

Теперь у нас есть девять терминов, с которыми можно работать. И все же остается ряд вопросов: чем было вызвано их появление? что определяет последовательность слов в том или ином термине? есть ли критерий этой последовательности, а если есть, то каков он?

Шри Ауробиндо полагает, что

"в строении человека и различных частей его сознания одновременно присутствуют две системы: одна концентрическая – несколько колец или оболочек (series of rings or sheaths) с сознательным существом в центре; другая вертикальная – восходяще-нисходящая (подобно лестнице) иерархия планов…" [13].

В этом фрагменте речь идет о космических (универсальных, всеобщих) планах сознания. Здесь нужно сказать, что все градации Бытия, все процессы и состояния Шри Ауробиндо описывает или определяет через термин "сознание". При этом он использует субстанциональный подход: сознание – это субстанция, а процессы и состояния – различные его проявления. По отношению к телу человека он выделяет три области сознания: область подсознания (пребывает под ногами), область [привычного] сознания (проецируется на тело) и область сверхсознания (начинается сразу над макушкой и простирается вверх до бесконечности).

Крайней степенью подсознания Шри Ауробиндо считает бессознательное. В области сознания он выделяет физическое сознание, наиболее грубым состоянием которого является материя; витальное сознание ("жизнь", план эмоций и желаний) и ментальное сознание (разум). В области сверхсознания локализован духовный разум (включающий в себя планы возвышенного разума, озаренного разума, план интуиции и план глобального разума). Над ним пребывает сверхразум (супраментал), который является связующим звеном между проявленным космосом и непроявленной Сат-Чит-Анандой (Бытием-Сознанием-Блаженством). Собственно, супраментал и есть Сат-Чит-Ананда в аспекте энергии, воли. Он трансцендентен по своему источнику и космичен по области действия.

Теперь нужно выяснить, что имеет в виду Шри Ауробиндо, когда говорит о концентрической системе оболочек. По всей видимости, речь идет о тонком теле человека – ауре. Однако само слово "аура" в текстах Шри Ауробиндо почти не встречается. Это можно объяснить тем, что Шри Ауробиндо стремился как можно дальше дистанцироваться от теософов, которые данным термином широко пользовались. Причины этого нужно искать в биографии основателя интегральной йоги. Временным учителем Шри Ауробиндо был Вишну Бхаскар Леле, входивший в Теософское общество. Под его руководством Шри Ауробиндо на третий день (из семи, проведенных вместе в сосредоточенной медитации) постиг опыт Нирваны. Вскоре их пути разошлись. И все же несмотря на это и на весьма критическое отношение к теософскому движению в целом, Шри Ауробиндо никогда не выступал против Теософского общества.

В одном из писем Шри Ауробиндо указывает, что тонкую атмосферу сознания, окружающую тело человека (environmental consciousness) [14], теософы называют аурой.

Случай подобного "перевода" теософской терминологии на язык собственной системы понимания отнюдь не единичен: эфирный план стал планом тонкого физического сознания, а план астральный – планом витального сознания.

В теософской литературе названия оболочек (или тел человека) совпадают с названиями планов – грубая материальная оболочка, эфирная, астральная, ментальная. Той же логики придерживался и Шри Ауробиндо.

Итак, в области сознания природа человека сочетает три принципа, которые представлены планами и соответствующими этим планам оболочками. Физический, витальный и ментальный планы пересекают тонкое физическое, витальное и ментальное тела, в результате чего возникают зафиксированные в терминологии Шри Ауробиндо комбинации качеств сознания.

Данный схематичный образ в тексте диссертации дополняет таблица, которая делает внутреннюю логику девяти бинарных терминов (образованных в результате пересечения трех планов и трех оболочек) еще более очевидной. [15] Теперь необходимо определиться с их переводом. В текстах Шри Ауробиндо встречается выражение "mental in the physical". Можно предположить, что "mental physical" это и есть "mental in the physical". Если отталкиваться от полученного образа, то "mental in the physical" может означать разум в физическом сознании, т.е. – пересечение индивидуальной ментальной оболочки и универсального плана физического сознания. Тогда термин "mental physical" будет переводиться как "ментальный аспект физического сознания", а "physical mental" – как "физический аспект ментального сознания". Данный принцип перевода используется нами и в отношении других бинарных терминов.

На основе полученной модели нами осуществляется реконструкция учения Шри Ауробиндо об аспектах сознания. Реконструкцию каждого аспекта сознания завершает таблица, в которой приводятся синонимы бинарных терминов (их семантическое поле).

В разделе "Физический план" описываются: собственно физическое сознание (physical proper), витальный аспект физического сознания (vital physical) и ментальный аспект физического сознания (mental physical).

Собственно физическое сознание – это само тело, или сознание тела. Его сопротивление можно почувствовать, когда необходимо научиться новым двигательным навыкам. Однако потом оно повторяет усвоенные движения автоматически.

Витальный аспект физического сознания – это носитель нервных реакций нашей физической природы, область мельчайших ощущений и всевозможных реакций на влияния внешней физической жизни. Основные задачи данного аспекта: приводить в действие различные органы тела, а также регулировать его функции. Именно он дарует телу здоровье и силу. Витальный аспект физического сознания Шри Ауробиндо называет тонкой нервной системой, которая окружает физическое тело и выпол

Наши рекомендации