Основные теоретические положения

Работа №4.

Линейная неразветвлённая цепь однофазного синусоидального тока.

1. Цель работы.

Исследовать электрическое состояние линейной неразветвлённой электрической цепи синусоидального тока при различных приёмниках.

Определить экспериментально параметры электрической цепи.

Научится строить векторные диаграммы, а также проверять выполнение законов Кирхгофа в цепи синусоидального тока.

Изучить резонансные явления в последовательной электрической цепи.

Основные теоретические положения.

Основные теоретические положения - student2.ru

Рис.4.1

В неразветвлённой электрической цепи переменного тока, содержащей резистор R1 с активным сопротивлением, индуктивную катушку с полным сопротивлением ZK (RK , LK) и конденсатор С с ёмкостным сопротивление Хс (рис.4.1) напряжение питающей сети равно векторной сумме напряжений, действующих на участках цепи. В соответствии с этим выражением для напряжения, подводимого к электрической цепи (рис.4.1), может быть записано уравнение по второму закону Кирхгофа для мгновенных значений напряжений на этих элементах:

Основные теоретические положения - student2.ru ,

в векторной форме

Основные теоретические положения - student2.ru

или в комплексной форме

Основные теоретические положения - student2.ru ,

где Основные теоретические положения - student2.ru , Основные теоретические положения - student2.ru , Основные теоретические положения - student2.ru

комплексное напряжение на участках цепи, определяемые как произведение комплексного тока Основные теоретические положения - student2.ru на соответствующие сопротивления. Основные теоретические положения - student2.ru – активное сопротивление резистора, Основные теоретические положения - student2.ru – комплексное сопротивление индуктивной катушки, Основные теоретические положения - student2.ru – активное сопротивление индуктивной катушки, Основные теоретические положения - student2.ru – реактивное (индуктивное) сопротивление индуктивной катушки, Основные теоретические положения - student2.ru – реактивное (ёмкостное) сопротивление конденсатора С,

Основные теоретические положения - student2.ru – полное сопротивление индуктивной катушки,

Основные теоретические положения - student2.ru – угловая частота; f – частота напряжения питающей сети По уравнению для комплексного напряжения на входе цепи можно построить векторную диаграмму тока и напряжений электрической цепи, принимая во внимание, что умножение вектора напряжения на множитель (+ Основные теоретические положения - student2.ru ) соответствует повороту его относительно вектора тока на угол π/2 в направлении отсчёта положительных углов (против часовой стрелки), а умножение на множитель ( Основные теоретические положения - student2.ru ) – повороту вектора напряжения на угол π/2 по часовой стрелке.

Вектор напряжения Основные теоретические положения - student2.ru на активном сопротивлении при этом совпадает с вектором тока Основные теоретические положения - student2.ru . Угол φ – угол между векторами тока и напряжения, подводимого к цепи (откладывается от вектора тока к вектору напряжения).

При построении векторных диаграмм последовательных цепей рекомендуется принять начальную фазу тока за нуль, тогда направление тока на диаграмме будет совпадать с вещественной осью (+1).

Построенные таким образом векторные диаграммы для электрической цепи (рис. 4.1) представлены на рис. 4.2.

Основные теоретические положения - student2.ru

а) б)

Рис.4.2.

На рис.4.2а в цепи преобладает индуктивность и ток отстаёт от напряжения на угол φ>0 , на рис. 4.2б в цепи преобладает ёмкость и ток по фазе опережает напряжение на угол φ<0.

Комплекс тока цепи Основные теоретические положения - student2.ru .

Комплексное сопротивление цепи (рис. 4.1)

Основные теоретические положения - student2.ru ,

где Основные теоретические положения - student2.ru – активное сопротивление цепи,

Основные теоретические положения - student2.ru – реактивное сопротивление цепи,

Основные теоретические положения - student2.ru – полное сопротивление цепи,

Основные теоретические положения - student2.ru – аргумент комплексного сопротивления, равный углу сдвига по фазе между напряжением и током.

Соотношение между активным, реактивным и полным сопротивлениями принято наглядно иллюстрировать построением треугольников сопротивлений (рис. 4.3).

Основные теоретические положения - student2.ru

а) б)

Рис. 4.3

Рис. 4.3а – в цепи преобладает индуктивность,

Рис. 4.3б – в цепи преобладает ёмкость.

Умножив стороны треугольника сопротивлений на квадрат тока в цепи Основные теоретические положения - student2.ru , получим треугольник мощностей (рис. 4.4).

Основные теоретические положения - student2.ru

а) б)

Рис. 4.4

Рис. 4.4а – в цепи преобладает индуктивность,

Рис. 4.4б – в цепи преобладает ёмкость.

Треугольник мощностей подобен треугольникам сопротивлений.

Из треугольника мощностей можно установить взаимосвязь между активной Р, реактивной Q и полной S мощностями электрической цепи:

Основные теоретические положения - student2.ru , Основные теоретические положения - student2.ru , Основные теоретические положения - student2.ru

Комплексная мощность всей цепи

Основные теоретические положения - student2.ru ,

где Основные теоретические положения - student2.ru – сопряжённое значение комплексного тока Основные теоретические положения - student2.ru .

В электрической цепи переменного тока (рис.4.1) при последовательном включении катушки индуктивности и конденсатора может возникнуть резонанс напряжений, когда индуктивное сопротивление катушки равно ёмкостному сопротивлению конденсатора Основные теоретические положения - student2.ru . При этом реактивное сопротивление цепи становится равным нулю Основные теоретические положения - student2.ru , входное сопротивление цепи минимально и является чисто активным (Z=R), а действующее значение тока при данном напряжении U достигает максимального значения и совпадает с ним по фазе (φ=0).

При резонансе напряжений напряжения на конденсаторе UC и индуктивности равны Основные теоретические положения - student2.ru и в зависимости от тока и реактивных сопротивлений могут принять большие значения Основные теоретические положения - student2.ru , Основные теоретические положения - student2.ru и превышать напряжение питающей сети U.

Резонанс напряжения в промышленных электрических установках нежелательное и опасное явление, так как оно может привести к аварии вследствие недопустимого перегрева отдельных элементов электрической цепи или к пробою изоляции обмоток электрических машин и аппаратов, изоляции кабеля и конденсаторов при возможном перенапряжении на отдельных участках цепи.

В тоже время резонанс напряжения широко используется в радиотехнике и электронике в приборах и устройствах, основанных на резонансном явлении.

3. Описание лабораторной установки.

Экспериментальное исследование линейной неразветвлённой электрической цепи синусоидального тока выполняется на установке, содержащей модуль питания, измеритель мощности, модуль резисторов, модуль реактивных элементов, модуль мультиметров (рис.4.5).

Модуль питания используется в качестве источника переменного напряжения ( Основные теоретические положения - student2.ru 12 В).

Измеритель мощности позволяет измерять напряжение, ток, мощность и другие параметры на входе электрической цепи.

Для измерения напряжения на отдельных участках исследуемой цепи используется модуль мультиметров.

Основные теоретические положения - student2.ru

Рис.4.5

В работе исследуются электрические цепи с резистором R1 (рис. 4.6 а), с индуктивной катушкой ZK (RK, LK) (рис. 4.6 б), с конденсатором С (рис. 4.6 в), цепи с последовательно соединёнными резистором R1 и индуктивной катушкой ZK (рис. 4.6 г), резистором R1 и конденсатором С (рис. 4.6 д), цепь с последовательно соединёнными резистором R1 , индуктивной катушкой ZK и конденсатором С (рис. 4.6 е), цепь с индуктивной катушкой ZK и конденсатором С (рис. 4.6 ж).

Основные теоретические положения - student2.ru

а) б) в) г)

Основные теоретические положения - student2.ru

д) е) ж)

Рис. 4.6

4. Расчётное задание.

Расчётное задание выполняется при подготовке к лабораторной работе в соответствии с заданным вариантом (табл. 4.1)

Таблица 4.1

Вариант
U, в
R1, Ом
C, мкФ
катушка RK=7 Ом, LK=0,07 Гн

4.1. Изучить тему «Линейная неразветвлённая цепь однофазного синусоидального тока», содержание данной лабораторной работы и подготовить ответы на контрольные вопросы.

4.2. Составить схемы замещения электрических цепей (рис. 4.6) для заданного варианта.

4.3. Рассчитать:

– активное сопротивление цепи Основные теоретические положения - student2.ru ,

– реактивное (индуктивное) сопротивление индуктивной катушки

Основные теоретические положения - student2.ru ,

– реактивное (ёмкостное) сопротивление конденсатора Основные теоретические положения - student2.ru ,

– реактивное сопротивление всей цепи Основные теоретические положения - student2.ru ,

– полное сопротивление индуктивной катушки Основные теоретические положения - student2.ru ,

– полное сопротивление всей цепи Основные теоретические положения - student2.ru ,

– ток Основные теоретические положения - student2.ru ,

– напряжение на резисторе Основные теоретические положения - student2.ru Основные теоретические положения - student2.ru ,

– напряжение на индуктивной катушке Основные теоретические положения - student2.ru ,

– напряжение на конденсаторе Основные теоретические положения - student2.ru ,

– активную мощность резистора Основные теоретические положения - student2.ru Основные теоретические положения - student2.ru ,

– активную мощность индуктивной катушки Основные теоретические положения - student2.ru ,

– активную мощность всей цепи Основные теоретические положения - student2.ru ,

– реактивную (индуктивную) мощность индуктивной катушки Основные теоретические положения - student2.ru ,

– реактивную (ёмкостную) мощность конденсатора Основные теоретические положения - student2.ru ,

– реактивную мощность всей цепи Основные теоретические положения - student2.ru ,

– полную мощность индуктивной катушки Основные теоретические положения - student2.ru ,

– полную мощность всей цепи Основные теоретические положения - student2.ru ,

– коэффициент мощности индуктивной катушки Основные теоретические положения - student2.ru ,

– коэффициент мощности всей цепи Основные теоретические положения - student2.ru ,

– углы сдвига фаз Основные теоретические положения - student2.ru и Основные теоретические положения - student2.ru .

Результаты расчёта внести в табл. 4.2

Таблица 4.2

Схема Основные теоретические положения - student2.ru Ом Основные теоретические положения - student2.ru Ом Основные теоретические положения - student2.ru Ом Основные теоретические положения - student2.ru В I, А Основные теоретические положения - student2.ru В Основные теоретические положения - student2.ru В Основные теоретические положения - student2.ru В Основные теоретические положения - student2.ru Вт Основные теоретические положения - student2.ru Вт Основные теоретические положения - student2.ru вар Основные теоретические положения - student2.ru , вар Основные теоретические положения - student2.ru , вар Основные теоретические положения - student2.ru В·А Основные теоретические положения - student2.ru , В·А Основные теоретические положения - student2.ru Основные теоретические положения - student2.ru
Основные теоретические положения - student2.ru                  
Основные теоретические положения - student2.ru                          
Основные теоретические положения - student2.ru                    
Основные теоретические положения - student2.ru Основные теоретические положения - student2.ru                              
Основные теоретические положения - student2.ru Основные теоретические положения - student2.ru                          
Основные теоретические положения - student2.ru Основные теоретические положения - student2.ru Основные теоретические положения - student2.ru                                  

4.4. Записать в комплексной форме:

– реактивное сопротивление индуктивной катушки и конденсатора,

– полное сопротивление индуктивной катушки,

– полное сопротивление всей цепи,

– ток,

– напряжения на резисторе Основные теоретические положения - student2.ru , на индуктивной катушке Основные теоретические положения - student2.ru , на конденсаторе С,

– напряжение на входе цепи,

– полную мощность цепи.

4.5. Построить в масштабе на комплексной плоскости по данным расчёта:

– векторные диаграммы тока и напряжений,

– треугольники сопротивлений и мощностей.

4.6. Определить ёмкость конденсатора, при которой в заданной цепи Основные теоретические положения - student2.ru , Основные теоретические положения - student2.ru возникает резонанс напряжений Основные теоретические положения - student2.ru .

5. Экспериментальная часть.

5.1. Ознакомиться с лабораторной установкой (модуля питания, измеритель мощности, модуль резисторов, модуль реактивных элементов, модуль мультиметров).

5.2. Собрать электрическую цепь (рис.4.5,4.7).

Основные теоретические положения - student2.ru

Рис. 4.7

Установить в соответствии с заданным вариантом значения сопротивления Основные теоретические положения - student2.ru и ёмкости конденсатора С.

На измерителе мощности РР1 установить пределы измерения «30 В» и «2 А». Мультиметры перевести в режим измерения переменного напряжения.

5.3. Исследование цепи с резистором R1.

Закоротить дополнительным проводником индуктивную катушку Основные теоретические положения - student2.ru и конденсатора С. В цепь включён только резистор R1.

Предъявить схему для проверки преподавателю.

Включить источник питания стенда с помощью автоматического выключателя QF1 и выключателя SA1 модуля питания, измеритель мощности РР1.

Установить заданное входное напряжение U. Контроль входного напряжения исследуемой цепи осуществлять с помощью вольтметра измерителя мощности РР1. Произвести измерения величин входного напряжения U, тока I, мощности PR, падение напряжения UR на резисторе R1.

Результаты измерений занести в таблицу 4.3.

Выключить источник электропитания с помощью выключателя SA1 модуля питания. Убрать дополнительный проводник.

5.4. Исследование цепи с катушкой индуктивности Основные теоретические положения - student2.ru .

Закоротить дополнительным проводником резистор R1 и конденсатор С. В цепи включена индуктивная катушка Основные теоретические положения - student2.ru .

Предъявить схему для проверки преподавателю.

Включить источник электропитания и произвести измерения величин входного напряжения U, тока I, мощности PK, падение напряжения UK на индуктивной катушке UK. Результаты измерений занести в табл. 4.3.

Выключить источник электропитания, убрать дополнительно проводник.

Таблица. 4.3

Схема Основные теоретические положения - student2.ru , В Основные теоретические положения - student2.ru , A Основные теоретические положения - student2.ru , Вт Основные теоретические положения - student2.ru , В Основные теоретические положения - student2.ru , В Основные теоретические положения - student2.ru , В
Основные теоретические положения - student2.ru        
Основные теоретические положения - student2.ru        
Основные теоретические положения - student2.ru        
Основные теоретические положения - student2.ru          
Основные теоретические положения - student2.ru          
Основные теоретические положения - student2.ru            

5.5. Исследование цепи с конденсатором С (ХС).

Закоротить с помощью дополнительного проводника резистор R1 и индуктивную катушку Основные теоретические положения - student2.ru . В цепи включён конденсатор С. Предъявить схему для проверки преподавателю.

Включить источник электропитания и произвести измерения величин входного напряжения U, тока I, мощности Р, падения напряжения UC на конденсаторе С. Результаты измерений занести в табл. 4.3.

Выключить источник электропитания и убрать дополнительный проводник.

5.6. Исследование цепи с последовательно соединённым резистором R1 и индуктивной катушкой Основные теоретические положения - student2.ru .

Закоротить дополнительным проводником конденсатор С. Предъявить схему для проверки преподавателю.

Включить источник электропитания и произвести измерения величин входного напряжения U, тока I, мощность Р, напряжения Основные теоретические положения - student2.ru на резисторе R1 и напряжения UK на индуктивной катушке Основные теоретические положения - student2.ru .

Выключить источник электропитания и убрать дополнительный проводник.

5.7. Исследование цепи с последовательно соединённым резистором R1 и конденсатором С (ХС).

Закоротить дополнительным проводником индуктивную катушку Основные теоретические положения - student2.ru . Предъявить схему для проверки преподавателю.

Включить источник электропитания и произвести измерения величин входного напряжения U, тока I, мощности Р, напряжения Основные теоретические положения - student2.ru на резисторе R1 и напряжения UС на конденсаторе С. Результаты измерений занести в таблицу 4.3.

Выключить источник электропитания и убрать дополнительный проводник.

5.8. Исследование цепи с последовательно соединённым резистором R1, индуктивной катушкой Основные теоретические положения - student2.ru и конденсатором С .

Предъявить схему для проверки преподавателю.

Включить источник электропитания и произвести измерения величин входного напряжения U, тока I, мощность Р, напряжения Основные теоретические положения - student2.ru , напряжения UK на индуктивной катушке Основные теоретические положения - student2.ru и напряжения UС на конденсаторе С. Результаты измерений занести в таблицу 4.3.

Выключить источник электропитания.

5.9. Исследование цепи с последовательно соединёнными индуктивной катушкой Основные теоретические положения - student2.ru и конденсатором С (ХС).

Снять зависимость тока I, мощности Р, полного сопротивления цепи Z, напряжения UK на индуктивной катушке Основные теоретические положения - student2.ru , напряжения UС на конденсаторе от ёмкости конденсатора С при входном напряжении U=3В. Для этого входные клеммы A и N измерителя мощности PP1 подсоединить к клеммам (~ 0…12 В) автотрансформатора TR. Резистор R1 исключить из схемы (рис.4.8).

Предъявить схему для проверки преподавателю.

Основные теоретические положения - student2.ru

Рис.4.8

Включить источник питания стенда с помощью ключа QF1 модуля питания, автотрансформатор TR с помощью ключа SA1, измеритель мощности PP1.

Установить с помощью автотрансформатора заданное входное напряжение U=3В. Контроль входного напряжения исследуемой цепи осуществлять с помощью вольтметра измерителя мощности PP1.

Изменяя ёмкость конденсатора С, установить такой режим, при котором ток в цепи достигает наибольшей величины, а напряжения на индуктивной катушке и конденсаторе окажутся примерно равными. Записать показания приборов в таблицу 4.4.

Изменяя ёмкость конденсаторов, записать показания всех приборов для четырёх наблюдений с таким расчётом, чтобы было сделано по два измерения до и после резонанса напряжений.

Таблица 4.4

Схема Измерено Вычислено
U, B I, A P, Вт UK B UC B Z, Ом ZК Ом ХК Ом RК Ом LК Гн XC Ом С, мкФ cоsφK соsφ φK φ
ZК, XC1                                
ZК, XC2                                
ZК, XC3                                
ZК, XC4                                
ZК, XC5                                

6. Обработка результатов эксперимента.

6.1. По данным опыта табл. 4.3 определить:

– полное сопротивление цепи Основные теоретические положения - student2.ru ,

– полное сопротивление индуктивной катушки Основные теоретические положения - student2.ru ,

– активное сопротивление резистора R1 Основные теоретические положения - student2.ru ,

– активное сопротивление индуктивной катушки Основные теоретические положения - student2.ru ,

– реактивное (индуктивное) сопротивление индуктивной катушки Основные теоретические положения - student2.ru ,

– индуктивность катушки Основные теоретические положения - student2.ru , где Основные теоретические положения - student2.ru , Основные теоретические положения - student2.ru Гц,

– реактивное (ёмкостное) сопротивление конденсатора Основные теоретические положения - student2.ru ,

– ёмкость конденсатора Основные теоретические положения - student2.ru ,

– активное сопротивление всей цепи Основные теоретические положения - student2.ru ,

– реактивное сопротивление всей цепи Основные теоретические положения - student2.ru ,

– активную мощность резистора R1 Основные теоретические положения - student2.ru ,

– активную мощность индуктивной катушки Основные теоретические положения - student2.ru ,

– реактивную (индуктивную) мощность индуктивной катушки Основные теоретические положения - student2.ru ,

– реактивную (ёмкостную) мощность конденсатора Основные теоретические положения - student2.ru ,

– реактивную мощность всей цепи Основные теоретические положения - student2.ru ,

– полную мощность индуктивной катушки Основные теоретические положения - student2.ru ,

– полную мощность всей цепи всей Основные теоретические положения - student2.ru ,

– коэффициент мощности индуктивной катушки Основные теоретические положения - student2.ru ,

– коэффициент мощности всей цепи Основные теоретические положения - student2.ru ,

– углы сдвига фаз Основные теоретические положения - student2.ru и Основные теоретические положения - student2.ru .

Результаты расчёта внести в таблицу 4.5.

Таблица 4.5.

Схема Z, Ом R1, Ом ZK Ом RK Ом XK Ом LK Гн XC Ом C, мкФ R, Ом X, Ом Основные теоретические положения - student2.ru Вт PK Вт QK вар QC вар Q, вар SK B·A S, B·A Основные теоретические положения - student2.ru Основные теоретические положения - student2.ru Основные теоретические положения - student2.ru
Основные теоретические положения - student2.ru              
Основные теоретические положения - student2.ru                              
Основные теоретические положения - student2.ru                  
Основные теоретические положения - student2.ru Основные теоретические положения - student2.ru                                  
Основные теоретические положения - student2.ru Основные теоретические положения - student2.ru                        
Основные теоретические положения - student2.ru Основные теоретические положения - student2.ru Основные теоретические положения - student2.ru                                        

6.2. Построить в масштабе на комплексной плоскости по данным опыта для всех случаев нагрузки:

– векторные диаграммы тока и напряжений,

– треугольники сопротивлений и мощности.

6.3. Проверить баланс мощности для заданного варианта в цепи Основные теоретические положения - student2.ru .

6.4. Сравнить для заданного варианта расчётные и экспериментальные данные. Объяснить причину расхождения, если они имеются.

6.5. По измеренным значениям табл. 4.4. подсчитать параметры всех элементов электрической цепи и построить в масштабе соответствующие векторные диаграммы тока и напряжений для трёх режимов цепи при UK > UС, UK ≈ UС, UK < UС.

6.6. Построить в масштабе кривые изменения тока I, мощности Р, коэффициент мощность cosφ, напряжения UK на индуктивной катушке, напряжения UС на конденсаторе и полного сопротивления Z всей цепи в зависимости от ёмкости конденсатора, т.е. I, P, cosφ, UK, UC, Z=f(C).

6.7. Проанализировать влияние ёмкости конденсатора на величину коэффициента мощности cosφ.

7. Содержание отчёта.

7.1. Цель работы.

7.2. Расчётное задание.

Электрические цепи схем замещения для заданного варианта. Расчётные формулы и результаты расчёта. Таблица результатов расчёта (табл. 4.2). Векторные диаграммы. Треугольники сопротивлений и мощностей.

7.3. Экспериментальная часть.

Электрическая схема установки (рис. 4.7).

Результаты измерений (табл. 4.3, 4.4).

7.4. Обработка результатов эксперимента.

Расчётные формулы и результаты расчёта. Таблицы результатов расчёта (табл. 4.4, 4.5), векторные диаграммы. Треугольники сопротивлений и мощностей. Проверка баланса мощности. Выводы о сравнительной оценке определения расчётных и экспериментальных параметров, о характере нагрузки, о резонансе напряжения.

8. Контрольные вопросы.

8.1. Как вычислить полное сопротивление индуктивной катушки, если известны её активное сопротивление RK, индуктивность LK и частота напряжения сети f ?

8.2. Как вычислить сопротивление конденсатора, если известны его ёмкость С и частота напряжения сети f ?

8.3. Как вычислить полное сопротивление цепи с последовательным соединением резистора, индуктивной катушки и конденсатора?

8.4. Как определить параметры индуктивной катушки и конденсатора по показаниям приборов: вольтметра, амперметра и ваттметра?

8.5. Как вычислить активную Р, реактивную Q и полную мощность S индуктивной катушки?

8.6. Запишите формулы закона Ома в цепи с последовательным соединением R и C; R и L; R, L и C для действующих значений напряжений и токов и в комплексной форме.

8.7. Что называется резонансом напряжений и в какой электрической цепи наблюдается этот резонанс?

8.8. При каком условии наступает резонанс напряжения?

8.9. Каким способом можно получить в цепи резонанс напряжений?

8.10. В чём состоит опасность режима резонанса напряжений для электрической цепи на практике?

Наши рекомендации