Задачи дисциплины и проектируемые результаты ее освоения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(ФГБОУ ВПО ПГУПС)

Кафедра «Экономическая теория»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе,

д.т.н.,профессор___________Л.С.Блажко

" ___ " _________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Макроэкономика»

направление: 080100.62 «Экономика»

специализации:

  • «Экономика предприятий и организаций (транспорт)»

Квалификация (степень) бакалавр

ОБЪЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

Курс Семестр Часы и виды учебных занятий Виды контроля
    Всего Лекц. Практ (семин.) занятия Курсовой проект (работа) Контроль за самостоя-тельной работой (КСР) Самост. работа студ. (СРС) Курсов. Проект (КП) или курс. работа (КР) Контроль-ные мероприя-тия
+ + зачет

Санкт-Петербург

Декан факультета экономики и социального управления ,

Проф. Н.К.Румянцев

" ___ " _________ 2011 г.

Председатель УМК факультета ЭСУ, проф.

__________________ В.Л. Ситников

«_______» ______2011 г.

Зав. кафедрой «Экономическая

теория», д.э.н., профессор

_______________ А.А. Лапинскас

«_______»_______2011 г.

Зав. кафедрой «Экономика транспорта» проф.

_________________________ Н.А.Журавлева

«_________» ____________________

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины – дать студентам необходимый объем знаний и умений, которые позволят понять студентам сущность функционирования национальной экономики, а также экономических процессов и явлений на уровне народнохозяйственного комплекса.

Основные задачи дисциплины:

- овладение основами экономических знаний в условиях совершенствования рыночных отношений и становления экономики смешанного типа;

- приобретение навыков системного подхода к хозяйственным решениям с учетом факторов внешней среды;

- изучение различных макроэкономических моделей состояния и развития страны;

- рассмотрение условий преодоления кризиса и обеспечения устойчивых темпов роста в условиях полной занятости;

- овладение методологией познания и принятия экономических решений на макроуровне.

Место дисциплины структуре ОПП

Изучение макроэкономики требует знаний, получаемых при изучении дисциплин «Философия», «Экономическая история», «Микроэкономика», «Математика».

Освоение дисциплины «Макроэкономика» необходимо для успешного изучения в дальнейшем отраслевых экономик, мировой экономики и других экономических дисциплин.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Макроэкономика»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями:

- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации. Постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- способностью понимать и анализировать социально – экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности, понимающим личную ответственность за состояние экономики в стране (ОК-4);

способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-13).

профессиональными компетенциями:

- способностью к расчетно – экономической деятельности (ПК-1);

- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно – правовой базы рассчитать экономические показатели и показатели социального развития в масштабе страны и региона (ПК-2);

- способностью на основе описания экономических процессов явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии(ПК-10).

Задачи дисциплины и проектируемые результаты ее освоения

В результате освоения дисциплины «Макроэкономика» студенты должны:

Знать:

- методы измерения результатов хозяйственной деятельности в масштабе страны с выявлением причин, тормозящих экономический рост;

- причины безработицы, инфляции , стагнации и содержание экономической политики . направленной на устранение состояния макроэкономической нестабильности;

- содержание понятий «частичного» и «полного макроэкономического равновесия»;

- содержание денежно – кредитной и фискальной политики правительства.;

- соотношение сил рыночной самонастройки и государственного регулирования экономики.

уметь:

-пользоваться различными методами макроэкономического анализа;

-самостоятельно анализировать экономическую действительность народнохозяйственного комплекса;

-решать экономические задачи, рассчитывать макроэкономические показатели.

владеть:

-макроэкономическими показателями и методами анализа.

4. Структура и содержание дисциплины «Макроэкономика»

4.1. Учебно – образовательные модули и их трудоемкость

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа)

Курс Семестр Содержание Затраты времени (в час.) Форма текущего контроля успеваемости
Всего Аудит. Сам. раб.
    Лекционные занятия(всего)  
Модуль 1 Тема 1. Общественное воспроизводство и система национальных счетов. Общественное воспроизводство как процесс непрерывного самоподдержания экономической активности в масштабе страны.Народнохозяйственный кругооборот и его участники. Промежуточные и конечные продукты в экономике, запасы и потоки. Валовой внутренний продукт(ВВП) и валовой национальный продукт(ВНП) как основные показатели производства и потребления. Методы измерения ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. ВВП России, особенности его объема, структуры и темпов роста. Основные показатели системы национальных счетов. Национальное богатство страны. Проблемы приумножения национального богатства России.       Устный опрос. Тестирование и расчеты
    Модуль 2 Тема 2. Макроэкономическое равновесие. – Понятие равновесия и неравновесия на макроуровне. Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Совокупное предложение и факторы, его определяющие. Частичное и полное равновесие. Анализ потребления, сбережений и инвестиций как составных частей совокупного спроса. Функции потребления и сбережения и их практическое значение. Государственные расходы и чистый экспорт как составные части совокупного спроса. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.         Решение задач
    Тема 3. Циклическое развитие экономики, формы кризисов и борьба с ними. Понятие экономической цикличности. Причины циклического развития экономики. Трансформационный кризис в России 90-х гг. 20-го в. и его преодоление. Мировой финансовый кризис начала 21-го в. Устный опрос
    Тема 4. Рынок труда и занятость. Безработица и борьба с ней. – Атрибуты рынка труда: спрос на труд, предложение труда, заработная плата. Полная и неполная занятость. Эффективная занятость. Безработица и ее основные формы в России. Тестирование. Подготовка докладов
    Тема 5. Инфляция как состояние макроэкономической нестабильности. Сущность, причины и формы проявления инфляции. Кейнсианская и альтернативные теории происхождения инфляции. Инфляция в России на исходе 20-го и в начале 21-го вв. и ее причины. Виды инфляции, их взаимодействие. Антиинфляционная политика государства на современном этапе развития производительных сил. Тестирование
    Модуль 3. Тема 6. Экономический рост. Развитие национального хозяйства и экономический рост. Показатели экономического роста. Понятие эффективности общественного производства и ее соотношение с экономическим ростом. Теория экономического роста. Концепция мультипликатора – акселератора. Производственная функция. «Человеческий капитал» как фактор экономического роста. Классическая и кейнсианская модели экономического роста.         Устный опрос
    Тема 7. Финансовая система страны и финансовая политика государства. Ф Финансы как экономическая категория. Функции современных финансов. Финансовая система и финансовые рынки. Б Налоговая система страны. Функции налогов. Бюджетная система России. Основные функции государственного бюджета. Состояние и структура бюджета в России. Основные доходы и расходы бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг. Кейнсианские представления об эффективности дефицитного финансирования. Бюджетная политика России в условиях финансового кризиса. Экономическая природа налогов. Функции налогов. Стимулирующая роль налогов. Кривая А.Лаффера. Тестирование
    Тема 8. Денежно – кредитная политика государства. Роль денег в экономике. Денежные агрегаты. Деньги как ликвидное имущество. Современные концепции денежно – кредитной политики.. . Денежный рынок.Совместное равновесие на рынке благ и рынке денег. Модель IS – LM. Рынок ценных бумаг и проблемы его развития в России. Кредит и его виды. Банковская система России в развитии. Инструменты денежно – кредитного регулирования.   Устный опрос
    Модуль 4. Тема 9. Социальная политика государства. – Основные доходы населения и их уровень в России. Распределение доходов в России и измерение степени их неравенства. Социальная защита населения и борьба с бедностью. Основные направления социальной политики государства в перспективе.       Подготовка докладов
    Тема 10. Современная Россия в мировой экономике. – Место России в мировой экономике. Постсоветская экономика. Научно – технический прогресс и конкурентоспособность российской экономики. Инновационная глобализация: ее результаты и перспективы. Устный опрос
    4.2. Планы практических занятий(всего)  
    Тема 1. Цели и инструменты макроэкономики как науки. Система национальных счетов.   Решение задач
    Тема2. Теория макроэкономического равновесия и российская практика.   Устный опрос. Решение задач.
    Тема 3. Цикличность развития экономики и экономический рост.   Устный опрос
    Тема 4. Полная и эффективная занятость как центральная проблема экономики и социологии.   Дискуссия
    Тема 5. Инфляция и антиинфляционная политика государства.   Устный опрос. Дискуссия
    Тема 6. Финансы и финансовая политика государства на современном этапе развития производительных сил.   Подготовка докладов
    Тема 7. Денежно – кредитная система страны и денежно – кредитная политика.   Устный опрос
    Тема 8. Социальная политика государства и проблемы создания социально ориентированной экономики смешанного типа в России.   Подготовка докладов
    Тема 9. Место России в мировой экономике.   Устный опрос
    4.4. Курсовая работа        
    Всего по курсу:   88(вкл 8-КСР)  
            Зач.
    ИТОГО:      

5. Образовательные технологии при изучении дисциплины «Микроэкономика»

Используются лекционные и семинарские занятия, включая деловые игры, имитационные упражнения и решение задач по темам курса.

Наши рекомендации