Типы, виды и модели экономического роста.

В экономической теории выделяют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

1. При экстенсивном типе увеличение объема производства достигается за счет использования большего количества прямых факторов предложения. При этом типе роста сохраняются постоянные пропорции между темпами роста объема производства и общими издержками на его создание. Это означает, что эффективность производства не изменяется.

2. При интенсивном типе увеличение объема производства достигается за счет качественного совершенствования и лучшего использования следующих прямых факторов предложения:

- новых технологий;

- НТП;

- повышения производительности труда;

- использования более квалифицированной рабочей силы;

- экономии ресурсов.

При этом типе роста темпы роста объема производства будут превышать темпы изменения общих издержек производства, то есть будет расти эффективность производства.

Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

Совокупный спрос и его факторы.

Совокупный спрос - общий спрос на товары и услуги в стране, который может быть предъявлен при данном уровне цен, или это сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии высокого уровня инфляции, рост совокупного спроса стимулирует увеличение объёма выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет, в основном, рост цен.

AD- совокупный спрос.

Структура совокупного спроса:

1) спрос домохозяйств на потребительские товары и услуги (С);

2) спрос предпринимателей на инвестиционные товары (I);

3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

4) спрос на чистый экспорт (разница между объемами экспорта и импорта) (Xn).

AD=C+I+G+Xn.

Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке.

Движение вдоль кривой АД показывает изменение величины совокупного спроса, а изменение совокупного спроса будет происходить при смещении кривой АД вправо или влево.

Факторы совокупного спроса.

Ценовые факторы.

Движение вдоль кривой АД показывает изменение величины совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения И.Фишера.

M×V = P×Q.

Из этой формулы получим: Типы, виды и модели экономического роста. - student2.ru а Типы, виды и модели экономического роста. - student2.ru

Типы, виды и модели экономического роста. - student2.ru Отрицательный наклон кривой АД объясняется следующим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств, М/Р, а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.

Существенное влияние на уровень совокупного спроса оказывают: эффект процентной ставки, эффект богатства и эффект импортных товаров.

1. Эффект процентной ставки, эффект Кейнса состоит в том, что, чем выше ставка процента, тем ниже спрос на инвестиционные ресурсы. Удорожание кредита приведёт также к сокращению потребительских расходов на товары длительного пользования.

2. Эффект богатства, эффект Пигу проявляется в изменении реальной стоимости и покупательной активности финансовых активов и доходов населения. Снижение цен будет способствовать росту реальных доходов и росту совокупного спроса. Повышение цен будет снижать покупательную способность домашних хозяйств и совокупный спрос.

3. Эффект импортных товаров (закупок) - если цены на товары внутри страны растут, то их экспорт сокращается. Вместе с тем увеличивается спрос на более дешёвые импортные товары. В результате объем чистого экспорта уменьшится, как и совокупный спрос.

Неценовые факторы (детерминанты) - действуют при данном фиксированном уровне цен. Графически это может быть представлено смещением кривой совокупного спроса вправо, когда совокупный спрос увеличивается, и влево, когда совокупный спрос уменьшается.

1. Потребительские расходы, которые зависят:

а) от благосостояния потребителей (чем выше благосостояние, тем выше совокупный спрос);

б) ожидания потребителей, связанные с прогнозом изменения их дохода;

в) задолженности потребителей (чем больше задолженность, тем меньше совокупный спрос и наоборот);

г) налогов, чем выше налоги, тем меньше совокупный спрос и наоборот.

2. Различные формы инвестиционных расходов, которые зависят от:

а) изменения процентных ставок;

б) ожидаемой прибыли от инвестиций;

в) налогов с предприятий;

г) новых технологий, которые приводят к росту инвестиционных расходов и росту АД;

д) наличия избыточных мощностей (это приводит к снижению совокупного спроса.

3. Государственные расходы, чем они выше, тем выше совокупный спрос и наоборот.

4. Расходы на чистый экспорт, чем они выше, тем выше совокупный спрос.

5. Размеры национального дохода стран-экспортеров.

6. Изменение валютных курсов. Если курс собственной валюты возрастает, то страна может больше закупать импортных товаров, и меньше продавать своих. В результате чистый экспорт сокращается.

Наши рекомендации