Еловые услуги – 46 отраслевых видов услуг. 1 страница
слуги связи – 25 видов.
троительные и сопутствующие им услуги – 4 вида.
истрибьюторские услуги – 5 видов.
бщеобразовательные услуги – 5 видов.
слуги по защите окружающей среды – 4 вида.
инансовые услуги, включая страхование – 17 видов.
слуги по охране здоровья – 4 вида.
уризм и путешествия – 4 вида.
слуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.
ранспортные услуги – 33 вида.
рочие услуги.
Согласно классификации, используемой для статистического учета в Республике Беларусь, основные виды международных услуг включают транспортные услуги, поездки (туристические услуги), услуги связи, строительные услуги, страховые услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, прочие деловые услуги.
фера услуг обычно в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Урегулирование основных принципов международной торговли услугами было одним из дискуссионных вопросов Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ.
Международная торговля услугами:
- в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями, и требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.
-тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг.
-тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.
Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование.
9.Торговая политика: понятие, основные направления.
Торговая политика — относительно самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правительства, связанное с государственным регулированием объемов внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт.
Торговая политика делится на внутреннюю и внешнюю.
На практике в торговой политике выделяют следующие основные направления, которые, как правило, соответствуют важнейшим областям МЭО и закреплены многосторонними международными соглашениями:
· торговля товарами (меры регулирования торговли в материально-вещественной форме)
· торговля услугами (меры регулирования торговли во всех формах)
· международное движение капитала (меры регулирования торговли в сфере инвестиций)
· торговля объектами интеллектуальной собственности
· международная миграция рабочей силы
· регулярное сотрудничество и создание торгово-политических группировок
· валютная политика и валютное регулирование
Во внешней торговле все государства прибегают к регулированию торговли различными методами. При этом используются 2 концепции: протекционизм и свободная торговля. Протекционизм – это политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции посредством тарифных и нетарифных методов. А свободная торговля– это политика государства, противоположная протекционизму и направленная на освобождение международной торговли от всяческих барьеров (либерализация международной торговли).
10.Международная торговля в системе международных экономических отношений.
Влияние межд. торг. на мир эк и мэо закл в след:
1. Усиление взаимосвязи и взаимозавис хоз комплексов отд. стран
2. Реализация рез-ов всех форм мирохоз-ых связей – эксп капитала, межд науч-тех и произв сотр-ва
3. Предпосылки и стимулир-е межд эк интеграции
4. Дальнейшее углубление межд раз труда и глобализации эк-ки.
Важнейшими формами международных экономических отношений являются:
· международная торговля;
· международные валютно-финансовые отношения;
· международное научно-техническое и производственное сотрудничество;
· международная миграция рабочей силы;
· международная миграция капитала и международные инвестиции;
· международная экономическая интеграция и др.
Мировая торговля товарами на протяжении последних 17 лет превышает темпы роста мирового производства товаров в среднем более, чем в 2 раза.
Ученые и аналитики среди основных причин такого роста называют следующие:
1. Научно-техническая революция, способствующая обновлению основного капитала и созданию новых отраслей экономики. Благодаря научно-технической революции появилась возможность производить больше товаров с меньшими затратами и предлагать их потребителям по более низким ценам.
2. Возросшие объемы производства привели к существенному росту спроса на сырьевые ресурсы, хотя доля сырьевых ресурсов в мировой торговле падала на протяжении всего ХХ-го века. Темпы роста торговли сырьем заметно отставали от общих темпов роста мировой торговли из-за создания заменителей сырья, более экономичного его использования и углубления переработки.
3. Возникновение и развитие культуры потребления вследствие роста уровня жизни населения(особенно в индустриальных странах), что привело к увеличению спроса на потребительские товары.
4. Развитие транспорта: наземного, авто, но, в основном, морского, на долю которого приходится львиная доля перевозок в международной торговле (около 60%).
5. Активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке.
6. Философия свободной торговли. Многие ученые-экономисты мира считают, что именно высокие торговые барьеры, которые существовали до второй мировой войны, являлись основной причиной великой депрессии начала 30-х годов. Если до войны средний уровень таможенных пошлин составлял 60% от стоимости производимого товара, то после войны в 1945 году – 25, в 1995 – 4%.
Во внешней торговле все государства прибегают к регулированию торговли различными методами. При этом используются 2 концепции: протекционизм и свободная торговля. Протекционизм – это политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции посредством тарифных и нетарифных методов. А свободная торговля– это политика государства, противоположная протекционизму и направленная на освобождение международной торговли от всяческих барьеров (либерализация международной торговли).
11.Сущность и важнейшие характеристики международной и внешней торговли.
Международная торговля – специфическая сфера, объединяющая внешнеторговые секторы национальных экономик; совокупность внешней торговли всех стран мира.
Внешняя торговля – торговля данной страны с другими странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров, работ, услуг.
В общем виде влияние международной торговли на мировую экономику и МЭО заключается в следующем:
· усиление взаимосвязи и взаимозависимости хозяйственных комплексов отдельных стран
· реализация результатов всех форм мирохозяйственных связей – экспорта капитала, международного научно-технического и проивзодственного сотрудничества
· предпосылка и стимул международной экономической интеграции
· реальное углубление МРТ и глобализации экономики
Факторы, влияющие на МТ:
1. структура мирового хозяйства
2. природно-географические характеристики отдельных стран и мирового хозяйства в целом
3. развитие НТП и НТР
4. развитие процесса вывода капитала и инвестирования
5. развитие мировой валютно-финансовой системы
6. политические факторы (в т.ч. политическая структура мирового общества)
7. развитие регулирования в системе международных отношений
8. процессы международной миграции населения
Показатели внешней и международной торговли:
1. экспорт (вывоз т и к + оказание платных услуг нерезидентам)
Диверсификация экспорта – увеличение количества видов и наименований товаров, работ, услуг, предст-ых для экспорта.
Реэкспорт – вывоз ввезенных т, с целью перепродажи в др. страны (при неизм их виде или с несуществ изм-ми).
Объем и структура экспорта определяются:
- возможностями страны производить конкурентоспособную продукцию,
- потребностями в иностранной валюте,
- позицией в международных отношениях
2. импорт (ввоз в страну т и к + оказание платных услуг нерезидентами)
Реимпорт – ввоз ранее вывезенных товаров. Не относятся товары временного ввоза (экспонаты ярмарок)
Объем импорта и его структура определяются следующими факторами:
- наличие в стране запасов полезных ископаемых и других природных ресурсов,
- демографическая структура,
- степень развитости и специализации экономики,
- уровень жизни населения,
- государственная политика
- объем импорта опосредованно связан с размером вывоза товаров, т.е. с объемом экспорта. (рост объема эксп приводит к росту объема импорта)
Условно всю ввозимую продукцию можно разделить на 2 группы товаров:
1) конкурирующие с национальной продукцией
2) неконкурирующие/ дополняющие нац прод
Чем уже отраслевая структура данного государства, тем шире номенклатура товаров, не конкур. импорта, т.е. тех, которые либо не производятся в данной стране, либо обладают намного более привлекательными потребительскими характеристиками по сравнению с аналогами, производимыми в данной стране.
3. товарная структура экспорта/импорта –перечень и соотношение ввозимых или вывозимых товаров
4. географическая (страновая) структура экспорта/импорта – перечень стран-партнеров
5. динамика экспорта/импорта
6. внешнеторговый оборот страны имеет отношение только к внешней торговле (сумма объемов импорта и экспорта за определенное время)
12.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: методы, принципы, международный опыт.
В процессе реализации современной политики регулирования внешнеторгового обмена проявляется объективная потребность облегчения международного общения при повышении степени интернационализации производства и капитала.
Современная интеграционная политика обладает рядом особенностей:
· значительно расширенный круг регулирующих мероприятий (они давно уже вышли за пределы контроля над внешнеторговыми тарифами, охватывающими практически все отрасли хозяйственной жизни страны)
· возросла роль согласованных международных действий, координирующих усилия различных государств по многосторонней интеграции и либерализации внешнеторговых связей
· современный интеграционный процесс является мощным инструментом повышения эффективности развития внешней торговли, построения долговременного механизма сотрудничества мировой экономики.
Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности – вмешательство административных органов в деятельность по осуществлению внешней торговли с использованием различных форм и методов преимущественно экономического характера.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности — системамер, устанавливаемых государством в целях осуществления внешнеторговой политики и основанных на использовании экономических (тарифных) и административных (нетарифных) методов.
Экономические методы представляют собой стимулирование или дестимулирование участников внешнеэкономической деятельности осуществлять или воздерживаться от осуществления конкретных операций. Экономические инструменты:налоги, пошлины, дотации, субсидии,льготное кредитование и страхование, направление из государственного бюджета ресурсов на развитие экспортных производств и информационной инфраструктуры, проведение исследований в этой сфере.
Административные методы включают различные ограничительные правила и процедуры, вплоть до запрета торговли с отдельными странами. Нетарифные ограничения являются мерами скрытого протекционизма.
Целевое значение государственного регулирования как рыночной категории:
Kmax + Mmin = Эopt
Kmax – максимальный уровень конкуренции на рынке
Mmin – минимальная степень влияния на состояние активности рынка
Эopt – оптимальное соотношение и сочетание конкурентного и организационного фактора в рыночном механизме
Основные способы государственного регулирования в современной практике:
· долгосрочное прогнозирование
Долгосрочное государственное регулирование обеспечивается путем прогнозирования, программирования и стратегического планирования и преследует, главным образом, цели:
- формирования стратегии и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и вписаться в мировой рынок
- интенсификации и экономического роста
- структурной перестройки и модернизации национального хозяйства
- решения социальных проблем
· среднесрочное индикативное планирование
Среднесрочное государственное регулирование реализуется через индикативное планирование, направленно на координирование позиций государства и частного сектора. В его рамках правительство определяет цели по приоритетным отраслям, намечает на каждые 3-5 лет необходимые объемы промышленной продукции, размеры капитальных вложений и желаемые темпы роста.
Затем в плановых комиссиях с участием ведущих компаний разрабатываются конкретные программы развития отдельных сфер, которые объединяются в общую государственную программу.
· краткосрочное оперативное планирование
Краткосрочное государственное регулирование имеет четкий оперативный характер. Это меры государства, направленные на преодоление кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей.
Основными инструментами краткосрочного регулирования служат налоги, цены, квоты, лицензии и тарифы.
Основные средства поощрения экспорта:
- субсидирование
- кредитование
- страхование экспортно-импортных операций
- налоговые льготы
- стимулирование вывоза и ввоза капитала
- активное участие государства в разработке, производстве и сбыте товаров
- долгосрочные капиталовложения в экспортное производство
Стратегия государства в отношении импорта:
· обеспечение защиты национальных отраслей промышленности от иностранной конкуренции
· создание предпочтительного режима для импорта конкретного круга товаров из отдельных стран и регионов
· противодействие дискриминационным мерам других государств
Таможенный тариф – систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из страны товары
Тарифные методы:
1) простой тариф (для каждого товара одна ставка в независимости от страны происхождения) – негибкий инструмент
2) сложный тариф (определение по каждому товару 2 и более таможенных пошлин) – позволяет оказывать давление или предоставлять льготы другим странам
- автономные ставки – вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти, являются наиболее высокими и применяются в отношении товаров, ввозимых из стран, с которыми не заключены торговые договоры и соглашения
- конвенционные ставки – имеют более низкую ставку тарифа, чем автономные; определяются на базе 2- или многосторонних соглашений; применяюся в отношении товаров из стран, заключивших торговые договоры
- преференциальные ставки – самые низкие ставки в соответствии с многосторонними соглашениями; применяются для создания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, торговли с развивающимися странами
Пошлины по форме обложения:
- адвалорные – в % от цены товара
- специфические – денежная сумма с объема, веса, количества
- смешанные – одновременно адвалорная и специфическая
Дополнительные пошлины (ограничен круг применения):
· антидемпинговые – в случа ввоза товаров по ценам, ниже внутренних (если государство считает, что товар наносит ущерб национальным товаропроизводителям)
· компенсационные – в отношении импортных товаров, для которых прямо или косвенно использовлись субсидии (если государство считает, что товар наносит ущерб национальным товаропроизводителям)
· картельные – против товаров из стран, которые дискриминируют государство
Нетарифные методы регулирования торгового оборота – административные количественные ограничения объемов экспорта и импорта.
Наиболее эффективны, т.к.:
1. не связаны международными обязательствами
2. более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике
3. позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка
4. не являются дополнительным налоговым бременем для населения
Количественные ограничения экспорта и импорта– административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту:
· квотирование
· лицензирование
· добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка
· эмбарго
13.Тарифные и нетарифные методы регулирования торговли.
Таможенный тариф – систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из страны товары. Таможенные пошлины – налоги, взимаемые государством с товаров в момент пересечения ими границ в протекционистских либо фискальных целях.
Таможенные тарифы выполняют следующие функции: фискальная – пополнение госбюджета; протекционистская – защита местных производителей от иностранных конкуренции; балансировочная – предотвращения экспорта товаров, внутренние цены, которых ниже мировых.
Тарифные методы:
3) простой тариф (для каждого товара одна ставка в независимости от страны происхождения) – негибкий инструмент
4) сложный тариф (определение по каждому товару 2 и более таможенных пошлин) – позволяет оказывать давление или предоставлять льготы другим странам
- автономные ставки – вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти, являются наиболее высокими и применяются в отношении товаров, ввозимых из стран, с которыми не заключены торговые договоры и соглашения
- конвенционные ставки – имеют более низкую ставку тарифа, чем автономные; определяются на базе 2- или многосторонних соглашений; применяюся в отношении товаров из стран, заключивших торговые договоры
- преференциальные ставки – самые низкие ставки в соответствии с многосторонними соглашениями; применяются для создания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, торговли с развивающимися странами
Пошлины по форме обложения:
- адвалорные – в % от цены товара
- специфические – в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема
- смешанные – одновременно адвалорная и специфическая
Дополнительные пошлины (ограничен круг применения):
· антидемпинговые – в случае ввоза товаров по ценам, ниже внутренних (если государство считает, что товар наносит ущерб национальным товаропроизводителям)
· компенсационные – в отношении импортных товаров, для которых прямо или косвенно использовались субсидии (если государство считает, что товар наносит ущерб национальным товаропроизводителям)
· картельные – против товаров из стран, которые дискриминируют государство
· сезонные – применяются для товаров сезонного характера (например, сельскохозяйственная продукция)
Нетарифные методы регулирования торгового оборота – административные количественные ограничения объемов экспорта и импорта.
Наиболее эффективны, т.к.:
1. не связаны международными обязательствами
2. более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике
3. позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка
4. не являются дополнительным налоговым бременем для населения
В настоящее время основным препятствием развития международной торговли являются нетарифные ограничения. Эти ограничения создают значительную неопределенность в международной торговле из-за своего скрытого характера, что дает возможность правительству действовать более бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами
Количественные ограничения экспорта и импорта– административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту:
· квотирование (представляет собой ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период)
· лицензирование
· добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка
· эмбарго - запрещение государством ввоза в свою страну или вывоза в какую-либо другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей
Наиболее распространенные нетарифные ограничения включают следующие меры:
· - количественные ограничения и сходные административные меры (импортные квоты, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, эмбарго .);
· - ограничительная практика на уровне органов государственного управления;
· - субсидии и другие дотации экспортерам, предпочтительная система государственных заказов, а также дискриминационная налоговая, финансовая, валютная политика и политика регулирования платежных балансов и валютных курсов, создающая преимущества для отдельных потоков торговли или тормозящая их;
· - таможенные процедуры и формальности в том случае, когда они превышают нормальные и общепринятые нормы, что превращает их в дополнительный барьер в торговле, в частности, усложненная процедура таможенной оценки, нечеткая система таможенной классификации, в тех случаях, когда они задерживают таможенное оформление или дают возможность толковать и применять их произвольно;
· - технические барьеры в торговле (санитарно-ветеринарные нормы и стандарты, в тех случаях, когда они затрудняют экспорт или импорт товаров или прямо дискриминируют иностранные товары, промышленные стандарты и требования безопасности, требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговые знаки, экологические нормы и требования).
14.Многостороннее регулирование международной торговли.
Многостороннее регулирование международной торговли осуществляется с 1944 г. параллельно с созданием Бреттон-Вудской финансовой системы.
- создание золотодевизного стандарта (девиз – валюта, обеспеченная золотом)
- главная валюта - $ США
1945 г. – США выходят с предложением о создании международной торговой организации. Поддержка от ООН. Разработан устав МТО.
1948 г. – завершено создание МТО в Гаване на конференции
Устав – Гаванская хартия (подписан более 5о государствами)
Пока ждали ратификации, США не ратифицировали, СССР не подписал.
Первая попытка призвать страны к международному сотрудничеству, шаг к либерализации, режиму наибольшего благоприятствования, дискриминационным мерам.
октября 1947 г. в Женеве группа из 23 стран провела переговоры о тарифных уступках и подписала заключительный акт 1-й тарифной конференции, который включал в себя текст Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).
Протокол ГАТТ вступил в действие 1 января 1948 г.
В дальнейшем развитие международной торговой системы осуществлялось, в основном, под влиянием ГАТТ, к которому присоединилась преобладающая часть государств.
По окончании Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (сентябрь 1986 – декабрь 1993) в рамках ГАТТ была учреждена Всемирная торговая организация (ВТО).
Официальная дата начала функционирования ВТО – 15 апреля 1994 г. (в Марокко г. Маракеш подписано соглашение об учреждении ВТО – 104 государства).
1995-1996 гг. – ГАТТ и ВТО существовали параллельно
Штаб ВТО – более 500 человек (152 страны).
Многосторонняя торговая система (многосторонняя система регулирования международных торгово-экономических отношений) ГАТТ/ВТО – глобальная правовая система регулирования международной торговли.
Основные элементы:
· Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ
· Генеральное соглашение по торговле услугами ГАТС, призванное регулировать на основе принципа недискриминации, режима наибольшего благоприятствования и национального режима такую динамически развивающуюся отрасль мировой экономики, как услуги
· Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности ТРИПС определяет пределы применимости основополагающих принципов ГАТТ к правам интеллектуальной собственности
+ Соглашение по текстилю и одежде
Соглашение по сельскому хозяйству
Соглашение о правительственных закупках (в рамках встречной торговли) и др.
ВТО призвана регулировать торгово-экономические отношения участников организации на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения и для контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда.
ВТО во многом функционирует так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершением процедур принятия решений их выполнением членами организации.
Основополагающие принципы и правила ВТО:
· взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле
· взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения
· регулирование торговли преимущественно тарифными методами
· отказ от использования количественных ограничений
· разрешение торговых споров путем консультации и переговоров
Функции ВТО:
- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда
- проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами
- разрешение торговых споров
- мониторинг национальной торговой политики стран-членов, техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО
- сотрудничество с международными специализированными организациями
Отличие ВТО от ГАТТ:в ГАТТ нормы адаптировались под национальное законодательство, в ВТО приоритет отдан международному правовому режиму