Вопрос 78!упрощенные режимы налогооблажения предприятий!

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

Положительная сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения, в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее следует отметить, что в соответствии с опубликованным Письмом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156 общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, все же не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета.

Упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы.

Создание упрощенной системы налогообложения является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо Налогового кодекса Российской Федерации, исходным, базовым нормативным актом, закрепляющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". К сожалению, пока положения указанного Закона напрямую не предусматривают для субъектов малого предпринимательства возможности применения упрощенной системы налогообложения и учета. Однако нормы Закона закрепляют введение упрощенного порядка предоставления бухгалтерской отчетности.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании гл. 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

В 2010 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" уплачивают по пониженным тарифам страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, но с 1 января 2011 г. они должны будут платить страховые взносы по тем же тарифам, что и организации (предприниматели) на общем режиме налогообложения, - по общим страховым тарифам.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13% либо 30%), налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Организация имеет право перейтина упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 45 млн. рублей. Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент- дефлятор, установленный на следующий календарный год. Установленное ограничение по доходам не применяется в отношении организаций, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", подающих уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды;

3) инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

4) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

5) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

6) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

7) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная пунктом 2 настоящей статьи, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

Объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.

Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговый период— календарный год, а отчетный период — пер­вый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки. В зависимости от выбранного объекта налого­обложения применяется та или иная налоговая ставка:

• если налогоплательщик платит налог с дохода, то ставка равна 6%;

• если налогоплательщик платит налог с дохода, уменьшенного на величину расходов, ставка составляет 15%.

В случае отсутствия прибыли предприниматель будет обязан выпла­тить налог в размере 1% выручки.

Порядок исчисления налога.Налог исчисляется как соответству­ющая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Процедура исчисления единого налога состоит в следующем. Нало­гоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу. Они исходят из ставки на­лога и фактически полученных доходов (или доходов, уменьшенных на величину расходов), рассчитанных нарастающим итогом с начала нало­гового периода до окончания соответственно первого квартала, полуго­дия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных авансов. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организаций (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Порядок уплаты.Налог, подлежащий взносу в бюджет по истече­нии налогового периода, уплачивается не позднее срока, установлен­ного для подачи налоговых деклараций. Налогоплательщики-органи­зации должны представлять эти декларации по итогам года не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по ито­гам отчетного периода — не позднее 25 дней со дня окончания соот­ветствующего отчетного периода. Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Организациям, перешедшим на данный налоговый режим, не надо вести полномасштабный бухгалтерский учет: они ведут Книгу доходов и расходов, а также учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете. Предприниматели ведут лишь Книгу доходов и расходов в по­рядке, установленном гл. 26.2 Кодекса. Они используют кассовый ме­тод начисления выручки, т. е. налог уплачивается ими только после по­лучения реальных денег, а не после формального прохождения сделки по документам.

Разрешено применять УСН на основе патента. Право перехода на этот специальный режим предоставлено индивидуальным предпринимателям, не привлекающим наемных работни­ков (в том числе по договорам гражданско-правового характера), и осуществляющим один из 58 видов предпринимательской деятель­ности, перечень которых определяется Кодексом. Власти региона, на территории которого зарегистрирован предприниматель, должны принять закон о применении этого специального режима на террито­рии субъекта уточнив конкретные списки видов патентной деятель­ности.

Переход на уплату налога по патенту — дело сугубо добровольное, и предприниматель вправе применять «обычную» УСН даже если его деятельность окажется в «патентном» перечне. Перейти на новый ре­жим можно с начала любого квартала, а использовать его — в течение квартала, полугодия, девяти месяцев или года. Если патент приобре­тен менее чем на год, его стоимость также будет пропорционально сни­жена.

О желании получить патент предприниматель должен уведомить соответствующим заявлением налоговую инспекцию, в которой со­стоит на учете. Сделать это необходимо не менее чем за месяц до пере­хода. Выдачу патента (или уведомление об отказе) налоговые органы обязаны произвести в 10-дневный срок.

Оплата патента производится в два приема: треть — в течение 25 дней после начала применения нового налогового режима, а оставша­яся часть — не позднее 25 дней после окончания срока действия патен­та. Если предприниматель первую часть оплаты внесет несвоевремен­но или не полностью, право на «патентную» УСН будет потеряно.

Достоинства и недостатки упрощённой системы налогообложения

Достоинства Недостатки
   

Применение упрощенной системы налогообложения имеет свои достоинства и отрицательные стороны. Несомненным преимуществом «упрощенку» является уплата одного налога, который называется единым, вместо уплаты нескольких налогов (налога на прибыль, НДС, налога на имущество, ЕСН) и, соответственно, заполнение одной налоговой декларации по единому налогу, вместо

Существенным минусом при применении упрощённой системы налогообложения является то, что «упрощенцы» не признаются налогоплательщиками НДС, то есть организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощённой системы налогообложения, рискуют тем, что с ними перестанут сотрудничать покупатели - плательщики НДС, так как они в данном случае не смогут применить вычет по НДС.

Еще один недостаток упрощённой системы налогообложения связан с тем, что доходы и расходы при применении упрощенной системы налогообложения признаются по кассовому методу. Это означает, что при расчете единого налога стоимость товаров (работ, услуг) может быть включена в расходы при выполнении двух условий: товары (работы, услуги) оприходованы и использованы в производственной деятельности или реализованы, товары (работы, услуги) оплачены. Таким образом, при применении упрощённой системы налогообложения необходимо следить не только за приходом и расходом товарно-материальных ценностей, но и за их оплатой.

Для каждого налогоплательщика выбор системы налогообложения и учёта исключительно индивидуален. При этом следует исходить не только из оптимизации налогообложения и снижения затрат на ведение учёта, но и учитывать специфику ведения хозяйственной деятельности.

Наши рекомендации