Сравнительная характеристика прогрессивной и плоской шкал налогообложения

Вопрос о возврате к прогрессивной шкале налогообложения давно уже обсуждается в нашем обществе. Прогрессивное налогообложение представляет собой систему, при которой большему объекту налогообложения соответствует более высокий уровень налоговых ставок или же с ростом налоговой базы растёт ставка налога.
В Государственную Думу Российской Федерации уже несколько лет поступает законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий введение прогрессивной шкалы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Согласно законопроекту ставка НДФЛ будет зависеть от годового дохода налогоплательщика:

Таблица 3 – Прогрессивная шкала налогообложения согласно законопроекту

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного за год Ставка налога
До 120000 руб. 10%
От 120001 руб. до 500000 руб. 12000 руб. + 15% с суммы, превышающей 120000 руб.
От 500001 руб. до 1,1 млн руб. 69000 руб. + 25% с суммы превышающей 500000 руб.
От 1 100 001 руб. до 2,9 млн руб. 219 000 руб. + 35 % с суммы, превышающей 1,1 млн руб.
свыше 2 900 001 руб. 849 000 руб. + 45 % с суммы, превышающей 2,9 млн руб.

В случае, если годовой доход окажется меньше прожиточного минимума в регионе, НДФЛ платить не придётся вовсе.

Рассмотрим действие данной прогрессивной шкалы налогообложения на налогоплательщика и сравним с плоской шкалой ставок.

Голанов А.Д. и его супруга Голанова А.Л. – их ежемесячный доход в 2015 году из одного источника равен 30000 руб. и 15000 руб. соответственно, следовательно в за год они получают:

· 30000 × 12 = 360000 руб. - Голанов А.Д.

· 15000 × 12 = 180000 руб. - Голанова А.Л.

Согласно прогрессивной шкале, сумма налога, которую требуется уплатить в 2015 году составляет:

· (120000 × 10%) + (240000 × 15%) = 48000 руб. - Голанов А.Д.

· (120000 × 10%) + (60000 × 15%) = 21000 руб. - Голанова А.Л.

Теперь рассчитаем посредством плоской шкалы НДФЛ подлежащий к уплате за 2015 год (без учёта предоставляемых вычетов):

· 360000 × 13% = 46800 руб.

· 180000 × 13% = 23400 руб.

Сравниваем полученные результаты:

Таблица 3.1 – Сводная таблица результатов по шкалам налогообложения

  Прогрессивная шкала налогообложения Плоская шкала налогообложения
Голанов А.Д.
Голанова А.Л.

Исходя из данных таблицы можно заметить, что согласно прогрессивной шкале налогоплательщики с низким совокупным годовым доходом оказываются в более выгодном положении в сравнении с налогоплательщиками уплачивающими НДФЛ согласно плоской шкале. И совершенно противоположная ситуация складывается для налогоплательщиков с более высоким уровнем совокупного дохода. Следовательно, используя прогрессивную шкалу налогообложения государство облегчит налоговое бремя слоев населения с низким уровнем доходов и увеличит нагрузку на налогоплательщиков с высоким уровнем, создавая более справедливую налоговую систему. При этом плоская шкала, предусматривающая единую ставку по налогу вне зависимости от уровня дохода, хоть и позволяет сверхбогатым людям экономить, относительно прогрессивной шкалы, но также плоская шкала сокращает масштабы уклонения от уплаты налогов.

Цель прогрессивной шкалы налогообложения — перераспределение налогового бремени сторону богатых. К факторам влияющим на это относят:

· во-первых, доходы россиян сейчас облагаются далеко неравномерно, данный механизм налогообложения может существенным образом сгладить, столь явную социальную дифференциацию.

· во-вторых, отмена предельного порога даст возможность обеспечить дополнительные поступления соц. взносов и снизить налоговую нагрузку на бизнес;

· в-третьих, введение прогрессивной шкалы налогообложения снизит социальную напряженность.

Как показывает опыт многих стран, прогрессивная шкала НДФЛ позволяет изымать сверхдоходы и возвращать эти средства в оборот посредством создания новых рабочих мест.

Однако в прогрессивной шкале налогообложения можно выделить и ряд недостатков:

1. При введении прогрессивной шкалы налогообложения может возрасти доля так называемой «теневой экономики».

2. Введение прогрессивной шкалы налогообложения может негативно сказаться на собираемости налогов. На сегодняшний день в России для многих предпринимателей сложились сложные экономические условия, и рост налоговых ставок заставит предпринимателей экономить, в первую очередь на зарплатных проектах.

3. В условиях, когда лица с доходами, в миллиарды, не могут себя заставить платить более или менее адекватные налоги, вопрос сбора платежей и дефицита бюджета будут решаться за счет рядовых граждан, для которых 40 % НДФЛ не будет считаться большой суммой. И при известном стечении обстоятельств, в конечном счете, ситуация в России может походить на ситуацию в США, где плательщики до середины июня работают на подоходный налог, а все оставшееся время на страховые взносы, НДС, акцизы и прочие косвенные поборы.

4. Прогрессивная шкала налогообложения ударит в первую очередь по среднему классу населения России, а именно по высококлассным специалистам, малому и среднему бизнесу.

5. Снизится мотивация и, соответственно, производительность труда. Человек который вложил немалые деньги и старание в собственное обучение и личностное развитие, став высококлассным и высокооплачиваемым специалистом будет недоволен тем, что люди, которые не особо задумывались над собственным развитием и теперь получают меньше, платят налогов в % — ом соотношении меньше, чем он.

6. Применение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц приведет к увеличению нагрузки на налоговые органы и как следствие потребует совершенствования налогового администрирования.

В отечественных СМИ можно выделить три основные версии того, как может сказаться на российской экономике введение прогрессивной шкалы налогообложения:

1. Первая версия: введение прогрессивной шкалы налогообложения отбросит экономику России назад. Сторонники данной версии утверждают, что переход России к плоской шкале подоходного налога был оправданным и эффективным, а возврат к прежней, дифференцированной системе может вернуть страну на семь лет назад.

2. Вторая версия: введение прогрессивной шкалы налогообложения приведёт к позитивной динамике. Данная версия основывается на опыте западных стран, где прогрессивная шкала налогообложения проявила себя как довольно таки эффективное средство выравнивания социального неравенства.

3. Третья версия: введение прогрессивной шкалы налогообложения сильно не отразится на экономике страны. По мнению ряда экспертов, никаких существенных изменений в российской экономике в связи с принятием прогрессивной шкалы не отразится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной дипломной работы являлось изучение исторических аспектов зарождение НДФЛ и особенностей его исчисления, предоставления вычетов. В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, была изучена теоретическая основа налога на доходы физических лиц, а именно: изучено значение налога в формировании бюджетов РФ, основные направления совершенствования налога, элементы налогообложения по НДФЛ и другое. Стандартные вычеты условно разделяют на две категории:

- вычеты на детей;

- вычеты на себя.

Они различаются основанием для их применения. Так, вычеты на детей предоставляются родителям, на обеспечении которых находится ребенок.

После изучения теоретических основ, были рассмотрены примеры предоставления налоговых вычетов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации : офиц. текст, действующая ред. – М. : Эксмо-Пресс, 2016. – 1312 с.

3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

4. Васильева Ю. Закрытый перечень Минфин пересмотрит НДФЛ / Ю. Васильева // Российская Газета. – 2010 - № 761;

5. Герасимова Н.В.Налоговые агенты по НДФЛ под особым наблюдением
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 6

6. Елина Л.А.Покупка жилья в ипотеку: заявляем НДФЛ-вычет по процентам "Главная книга", 2015, N 13

7.Заров А. 2 – НДФЛ и 3 – НДФЛ: что, где, когда / А. Заров // Клуб главных бухгалтеров. – 2010 – № 4.

8. Иванов В.Д.Обложение налогом на доходы физических лиц дополнительного отпуска, предоставляемого лицам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2013, N 16

9.Колосова И.Ю. Новации в сфере установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, №1

10. Курилюк Ю.Е Особенности определения налоговой базы по налогам, объектом которых является юридический факт-действие
"Финансовое право", 2012, N 6

11. Мамрукова О.И. Налогообложение инновационной деятельности предприятий в России: проблемы и направления совершенствования "Международный бухгалтерский учет", 2012, N 48

12. Рогозина О.Настоящее и будущее в расчетах по НДФЛ "Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2015, N 22

13. Горшкова Л.Л.Налог на доходы физических лиц: спорные вопросы доначисления "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2011, N 9

14. Ремчуков С. "Детский" вычет по НДФЛ за "бездоходные" месяцы (комментарий к Письму ФНС России от 29 мая 2015 г. N БС-19-11/112"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2015, N 24

15. Хорошилова И.Проверка на риски: удерживаем у физлица НДФЛ
"Российский налоговый курьер", 2015, N 13-14

16. Семенихин В.Продажа недвижимого имущества. НДФЛ: получение имущественного налогового вычета "Финансовая газета", 2015, N 21

17. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998–2002 / Е.Т. Гайдар, В.А. Мау, С.Г. Синельников-Мурылев и др. – М.: Дело, 2003. – 832 с.

18. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах: федер. закон [от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана. – Дата обращения : 16.06.2016.

19. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации : федер. закон [от 29.12.2004 г. № 203-ФЗ] // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – Режим доступа : http://www.garant.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Дата обращения: 15.05.2016.

20. О внесении изменений в статьи 4 и 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" : федер. закон [от 10.07.2012 г. № 110-ФЗ] // Российская газета. – 2012. – 13 июл. – № 5832.

21. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы : федер. закон [от 27.07.2006 г. № 144-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана. – Дата обращения : 12.06.2016.

22. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах : федер. закон [от 02.07.2015 г. № 113-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана. – Дата обращения : 21.04.2016.

23. Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11709/11.

24. Письмо УФНС РФ по г. Москве от 10.04.2009 "О порядке уплаты удержанной суммы НДФЛ за работников и представления ежегодной отчетности по форме 2-НДФЛ" № 20-18/2/034920@ // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно - правовая система.

[1] Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998–2002 / Е.Т. Гайдар, В.А. Мау, С.Г. Синельников-Мурылев и др. – М.: Дело, 2003. – 832 с.

[2] Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998–2002 / Е.Т. Гайдар, В.А. Мау, С.Г. Синельников-Мурылев и др. – М.: Дело, 2003. – 832 с.

[3] О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах: федер. закон [от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана. – Дата обращения : 16.06.2016.

[4] О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации : федер. закон [от 29.12.2004 г. № 203-ФЗ] // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». – Режим доступа : http://www.garant.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Дата обращения: 15.05.2016.

[5] О внесении изменений в статьи 4 и 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" : федер. закон [от 10.07.2012 г. № 110-ФЗ] // Российская газета. – 2012. – 13 июл. – № 5832.

[6] О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы : федер. закон [от 27.07.2006 г. № 144-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/, свободный – Загл. с экрана. – Дата обращения : 12.06.2016.

[7] п. 2 ст. 230 НК РФ

[8] ст. 126.1 НК РФ в редакции Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ

[9] п. 1 ст. 126 НК РФ

[10] Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11709/11.

[11] Письмо УФНС РФ по г. Москве от 10.04.2009 "О порядке уплаты удержанной суммы НДФЛ за работников и представления ежегодной отчетности по форме 2-НДФЛ" № 20-18/2/034920@ // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно - правовая система.

[12] Письма Минфина России от 10.03.2010 N 03-04-08/3-50, от 21.01.2013 N 03-04-05/3-47, от 01.11.2013 N 03-04-05/46788

[13] п. 7 ст. 226 НК РФ

[14] Письмо Минфина России от 22.11.2012 N 03-04-06/3-327

Наши рекомендации