Методические указания к изучению
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
по учебно-методической работе
и качеству образования
д.э.н., профессор
________________В.И. Малюк
«24» декабря 2009 г.
Рег. № М-765
ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ
Методические указания к изучению дисциплины
и выполнению контрольной работы
для студентов заочной формы обучения
Специальность080301 - Коммерция (торговое дело)
Санкт-Петербург
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания
Составители:
канд. экон. наук, доц. А.Л. Ющенко
канд. экон. наук, ст. преп. А.И. Брешев
Рецензент
канд. экон. наук, доц. О.Е. Сахновская
Подготовлено на кафедре
коммерческой деятельности и предпринимательства
Одобрено научно-методическим советом факультета
предпринимательства и финансов
Отпечатано в авторской редакции с оригинал макета,
представленного составителями
Ó СПбГИЭУ, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Общие положения…………………………………………….. | |
2. | Методические указания к изучению дисциплины………….. | |
3. | Методические указания к выполнению контрольной работы…………………………………………... | |
3.1. Общие положения……………………………………….. | ||
3.2. Требования к представлению контрольной работы…… | ||
4. | Контрольные задания…………………………………………. | |
5. | Требования к оформлению контрольной работы………………………………………………………….. | |
6. | Список литературы……………………………………………. | |
Приложение1. Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины)……….. | ||
Приложение 2. Пример оформления титульного листа контрольной работы………………………… |
Общие положения
Основная цель дисциплины «Товароведение и экспертиза товаров» состоит в том, чтобы дать студентам необходимый объем современных теоретических знаний в области стандартизации и метрологии, управления качеством и сертификации, научить их практическим методам работы с нормативной документацией и средствами контроля.
В условиях современной рыночной экономики товар рассматривается как один из факторов формирования конкурентного положения предприятий, вследствие чего наука товароведение является необходимой при построении стратегических планов развития предприятия.
Коммерческое товароведение и экспертиза рассматривает товар как объект коммерческой деятельности.
Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.
В основе дисциплины «Товароведение и экспертиза товаров» лежат вопросы классификации, кодирования товаров, методик формирования ассортимента, оценки условий хранения, транспортировки, построения конкурентоспособной товарной стратегии, проведения экспертизы.
Эти знания являются основой для последующего изучения дисциплин, связанных с процессами коммерческой политики, маркетинга, ценообразования и т.д.
Объекты изучения - предметы и средства труда - промышленные материалы и оборудование, товары народного (широкого) потребления (ТНП). Являясь товаром, они обладают и его свойствами как экономической категории - меновой и потребительской стоимостью. В условиях возрастающей роли товарно-денежных отношений в общественном производстве знание товарных характеристик для специалистов коммерции является насущной необходимостью.
Дисциплина «Товароведение и экспертиза товаров» в подготовке специалистов коммерции ориентирована на новые условия развития общества, при котором роль специалистов коммерции, биржевой деятельности, логистики, маркетинга и ценообразования становится определяющей в достижении успеха предприятия.
Высокий уровень профессиональных знаний специалистов коммерции обеспечивает успех их взаимодействия с потребителями товаров, со службами контроля качества, обществами защиты прав потребителей, арбитражными службами и таможенным контролем. Знание технических, технологических, экологических свойств товаров, методов их оценки, сертификации, экспертизы, условий обеспечения сохранности - важная основа - коммерческого успеха предприятия.
Методические указания к изучению
Дисциплины
Перед изучением материалов дисциплины необходимо обязательно ознакомится с её структурой и содержанием согласно Приложению 1.
Содержание дисциплины предполагает изучение особенностей подхода к понятию товара в товароведении и принципов товароведной классификации и кодирования товаров; подробное рассмотрение ассортиментной, качественной и количественной характеристик товаров и средств товарной информации.
После изучения понятийного аппарата дисциплины и вышеуказанных вопросов необходимо изучить специфику формирования, сохранения и оценки ассортимента и качества товара; навыки работы со стандартами и другими нормативными документами; выбирать номенклатуру показателей качества товаров и оценивать их значения для принятия оптимальных решений проблем, возникающих в деятельности товароведа. Особое внимание необходимо уделить вопросам фальсификации, идентификации и экспертизы товаров.
Студент должен знать номенклатуру и свойства важнейших материалов, их назначение, принципы маркировки, взаимозаменяемость, условия хранения и транспортировки. Эти знания необходимы для правильного определения потребности в материалах и оборудования, грамотного оформления заявок, нормирования расхода материалов, решения вопросов выбора, замены и экономии материальных ресурсов, организация их приемки, хранения и транспортировки.