Методические указания по изучению курса

Объекты гражданских прав

Учебно-методическое пособие

для магистрантов 1-го курса

очной и заочной форм обучения по направлению подготовки

40.04.01 «Юриспруденция (магистратура)»

Часть 1 (1 семестр)

Хабаровск 2016

ББК Х 3

Х 12

Объекты гражданских прав: Учебно-методическое пособие для магистрантов 1-го курса очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция (магистратура)». Часть 1 (1 семестр) / сост. Н.В. Корнилова, Е.А. Мотлохова – Хабаровск : РИЦ ХГУЭП, 2016. – 104 с.

Рецензент

В.Н. Шмаков,

начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин

Дальневосточного института МВД России, к.ю.н., доцент

Утверждено издательско-библиотечным советом университета в качестве

методических указаний для магистрантов

Объекты гражданских прав

Учебно-методическое пособие для магистрантов 1-го курса очной и заочной форм обучения по направлению подготовки

40.04.01 «Юриспруденция (магистратура)».

Часть 1 (1 семестр)

Редактор Е. Ю. Лаврентьева

Подписано к печати 15.05.2015 г. Формат 60х84/16. Бумага писчая.

Печать цифровая. Усл. печ. л. 5,52. Уч.-изд. л. 3,9. Тираж 20 экз. Заказ

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГУЭП, РИЦ

© Хабаровский государственный университет экономики и права, 2016

Содержание

Введение………………………………………….………………………………...4

Тематический план семинарских занятий для студентов очной и заочной форм обучения……………………………………………………………………..5

Методические указания по изучению дисциплины «Объекты гражданских прав…………………………………………………………………………………8

Программа дисциплины «Объекты гражданских прав»…………………….14

Планы и задания к семинарским и практическим занятиям …………….…...23

Методические указания по выполнению курсовой работы…………….…81

Список рекомендуемых нормативных правовых актов, актов высших

судебных органов, основной и дополнительной литературы……………..85

Вопросы для самоподготовки к зачёту…………………………………......102

Введение

Объекты гражданских прав – это комплексная система законодательства, включающая в себя совокупность правовых норм, регулирующих правовой режим отдельных видов объектов гражданских прав.

Цель изучения дисциплины «Объекты гражданских прав»: формирование у магистрантов знаний о системе объектов гражданских прав в целом; углубленное изучение вопросов гражданского права, касающихся отдельных видов объектов гражданских права.

Задачи изучения дисциплины: изучить положения действующего законодательства, регулирующего правовой режим объектов гражданского права; рассмотреть особенности правового регулирования отдельных видов объектов гражданских прав (недвижимые вещи, ценные бумаги, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага); проанализировать судебную практику в данной сфере.

Результатами изучения дисциплины являются:

- формирование у магистрантов целостного представления о регулировании правового режима объектов гражданских прав;

- развитие навыков и умений по применению норм законодательства об объектах гражданских прав, а также актов толкования высших судебных инстанций в конкретных ситуациях;

- развитие навыков аналитического мышления и выработка различных вариантов решений конкретных задач в отношении отдельных видов объектов гражданских прав.

Нормативную базу курса «Объекты гражданских прав» составляют, в частности: Гражданский кодекс РФ (часть 1,2,3,4) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, Жилищный кодекс РФ 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ, Федеральный закон от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 № 190- ФЗ, Федеральный закон от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещённых до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации», Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 11.03.1997 г. № 48-ФЗ «О простом и переводном векселе», Федеральный закон от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и некоторые другие.

Кроме того, значимыми при изучении объектов гражданских прав являются акты высших судебных органов РФ, например, к таковым относится Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 24.03.2005г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», Постановление Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 г. № 90 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации», постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах». Иные нормативные источники и материалы судебной практики указаны к каждому семинарскому занятию.

По итогам изучения дисциплины «Объекты гражданских прав» магистранты в 1-м семестре сдают зачёт, а во 2-м семестре сдают экзамен. В первом семестре предусмотрено изучение Модулей 1 и 2, а во втором семестре – Модулей 3 и 4. Кроме того, в первом семестре предусмотрено написание курсовой работы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

В соответствии с учебными планами и рабочей программой дисциплины «Объекты гражданских прав» количество часов семинарских и практических занятий у студентов 1-го курса очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» (магистратура) распределяется следующим образом:

Номер темы Название темы Количество часов практических занятий у студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01 Количество часов практических занятий у студентов 1-го курса заочной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01
Модуль 1. Объекты гражданских прав: общая характеристика. Общие положения. Отдельные виды объектов гражданских права
Тема 1. Понятие, признаки и виды объектов гражданских прав. Оборотоспособность объектов гражданских прав. Вещи как объекты гражданских прав: понятие и виды. Денежные средства как объекты гражданских прав. 2 часа 2 часа
Тема 2. Работы и услуги как объекты гражданских прав: понятие, правовая природа и виды 2 часа -
Тема 3. Понятие, признаки и классификации объектов права интеллектуальной собственности. 4 часа -
Тема 4. Нематериальные блага как объекты гражданских прав 2 часа -
Модуль 2. Недвижимые вещи как объекты гражданских прав
Тема 5. Общие положения о регулировании правового режима недвижимого имущества   2 часа 2 часа
Тема 6. Понятие, виды и формы права собственности на недвижимое имущество   4 часа -
Тема 7. Возникновение права собственности на недвижимое имущество   2 часа -
Тема 8. Прекращение права собственности на недвижимое имущество   2 часа -
Тема 9. Ограниченные вещные права на недвижимое имущество   2 часа -
Тема 10. Договоры об отчуждении права собственности на недвижимое имущество   4 часа 2 часа
Тема 11. Договоры о передаче права владения и пользования недвижимым имуществом   4 часа -
Тема 12. Залог недвижимости (ипотека).   2 часа -
Модуль 3. Способы защиты гражданских прав на недвижимое имущество  
Тема 13. Общие положения о способах защиты прав на недвижимое имущество. Вещно-правовые способы защиты прав на недвижимое имущество. Иски о признании права. Признание права собственности в силу приобретательной давности.   2 часа 2 часа
Тема 14. Особенности приобретения права собственности (заключения договора аренды) на земельные участки из государственной (муниципальной) собственности. 4 часа -
Тема 15. Признание права собственности на самовольную постройку. Иск о сносе самовольной постройки. 2 часа 2 часа
Тема 16. Иск об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск). 2 часа 2 часа
Тема 17. Иск об устранении нарушений прав на недвижимое имущество, несвязанных с лишением владения (Негаторный иск) 2 часа -
Тема 18. Иск о выделе доли и разделе общего имущества. Иск об определении порядка пользования общей собственностью. Иск о признании земельной доли востребованной 2 часа -
Тема 19. Недействительности сделок с недвижимым имуществом 2 часа 2 часа
Тема 20. Способы защиты права на недвижимое имущество, вытекающие из договоров. Иск о расторжении договора. Иск о государственной регистрации перехода права. Иск об обращении взыскания на заложенное имущество 2 часа 2 часа
Тема 21. Иск об установлении границ земельного участка. Иск об исправлении кадастровой ошибки. 2 часа 2 часа
Тема 22. Процедура оспаривания кадастровой стоимости недвижимого имущества 2 часа 2 часа
Модуль 4. Ценные бумаги как объекты гражданских прав
Тема 23. Общие положения учения о ценных бумагах.   2 часа -
Тема 24. Общая характеристика эмиссионных ценных бумаг.   2 часа 2 часа
Тема 25. Акция как вид эмиссионной ценной бумаги.   2 часа -
Тема 26. Облигация как вид эмиссионной ценной бумаги. Государственные и муниципальные ценные бумаги.   2 часа -
Тема 27. Иные виды инвестиционных ценных бумаг. 2 часа -
Тема 28. Торговые ценные бумаги. Вексель как вид торговой ценной бумаги.   2 часа 2 часа
Тема 29. Чек как вид торговой ценной бумаги.   2 часа -
Тема 30. Банковский сертификат и сберегательная книжка на предъявителя как торговые ценные бумаги.   2 часа -
Тема 31. Товарораспорядительные ценные бумаги.   4 часа 2 часа
Тема 32. Производные ценные бумаги (деривативы). 2 часа -
Тема 33. Охрана интересов правообладателей ценных бумаг. 2 часа -
Тема 34. Общая характеристика рынка ценных бумаг. 2 часа -

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ»

Изучение дисциплины «Объекты гражданских прав» предусматривает проведение большого объема как аудиторной, так и внеаудиторной работы.

Теоретическую часть курса составляют учебники и учебные пособия по объектам гражданских прав, монографии, научные статьи и иные труды по отдельным темам дисциплины.

При подготовке к семинарскому занятию должны быть изучены положения, как учебной литературы, так и нормативных правовых актов по теме занятия. Необходимо уметь работать с судебными материалами по теме, с их поиском и анализом. Только комплексный ответ, содержащий доктринальные положения, положения норм права, учитывающий особенности их толкования и применения судебными органами, заслуживает высокой положительной оценки.

Работа над вопросами семинарского занятия будет способствовать развитию у магистранта аналитического мышления, умения выбора и применения норм права к конкретным ситуациям, самостоятельности в работе с нормативными актами и судебной практикой.

При решении задач магистрант должен определить темы, требующие изучения, для правильного ответа на вопросы задачи проанализировать все обстоятельства, изложенные в казусе, и дать ответ, обосновав его ссылками на конкретные нормативные правовые акты, постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

В связи с тем, что Вы должны быть готовы как к теоретическим вопросам, так и практическим заданиям, то, несомненно, большое внимание должно быть уделено самостоятельной работе при изучении дисциплины.

Целью самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами самостоятельной работы являются:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений;

- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарских и практических занятиях, для эффективной подготовки к итоговым зачёту и экзамену.

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний и умений по дисциплине, осуществляемый при методическом руководстве, но без непосредственного или частичного участия преподавателя в специально отведённое для этого аудиторное или внеаудиторное время. Основными формами организации самостоятельной работы студентов являются:

а) аудиторная самостоятельная работа под руководством преподавателя – работа, выполняемая на практических, семинарских занятиях под непосредственным руководством, контролем преподавателя и по его заданию. Эта работа может заключаться в решении юридических казусов, заданных преподавателем непосредственно на практическом занятии, построении таблиц, проведении сравнительно-правового анализа норм права и другом. Ответы магистрантов всегда должны быть обоснованы ссылками на нормы права, акты высших судебных органов, подлежащие, по мнению магистранта, применению в рассматриваемом случае. В связи с этим рекомендуется иметь на семинарах и практических занятиях нормативные правовые акты, акты высших судебных органов на бумажном или электронном носителе. С необходимыми нормативными правовыми актами также можно ознакомиться на официальных сайтах компаний «КонсультантПлюс» (http://www.consultant.ru), «ГАРАНТ» (http://www.garant.ru), Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru), Верховного Суда РФ (http://www.vsrf.ru);

б) внеаудиторная самостоятельная работа под руководством преподавателя, в рамках которой преподаватель, с одной стороны, оказывает индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий. Эта работа осуществляется студентом в ходе получения текущих консультаций по дисциплине.

До встречи с преподавателем на консультации студенту рекомендуется изучить теоретический и практический материал по интересующей теме, проанализировать выявленные проблемы теоретического и прикладного характера, осмыслить их, найти варианты решений, записать интересующие вопросы, предложения и обсудить их с преподавателем в ходе беседы;

в) внеаудиторная самостоятельная работа – работа, выполняемая вне аудитории по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Данная работа проводится студентом при подготовке к аудиторным занятиям и зачёту, изучении теоретического материала.

Качественное выполнение этой работы во многом зависит от посещения магистрантами лекционных занятий, следования рекомендациям преподавателей по вопросам изучения дисциплины.

Кроме непосредственного изучения нормативных правовых актов и актов высших судебных органов, весьма важно систематически знакомиться с судебной практикой, публикуемой в Бюллетене Верховного Суда РФ, на официальных сайтах судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

При подготовке к семинарскому и практическому занятиям рекомендуется пользоваться нормативно-правовыми актами, актами высших судебных органов и литературой, перечень которых содержится в настоящих методических указаниях.

Поэтому практические задания и задачи нужно решить письменно. Решение должно быть теоретически обоснованным и содержать указание на подлежащие применению нормы права.

Для успешного решения задач следует обратиться к нормативно-правовым актам, актам их официального толкования, постановлениям Конституционного Суда РФ, а также к общему списку литературы, так и к каждой из тем практических занятий.

При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить прежде всего положения Конституции РФ, как действующих, так и ранее действовавших кодифицированных нормативно-правовых актов.

Необходимо отметить, что законодательство об объектах гражданских прав динамично, а ответы должны быть основаны прежде всего на положениях действующего законодательства. Поэтому при подготовке к практическому занятию следует тщательно изучать положения принятых нормативно-правовых актов. Для их отслеживания необходимо обращаться к таким изданиям, как «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень Верховного Суда РФ» и другим, а также рекомендуется знакомиться с публикациями в юридических изданиях, таких как «Правоведение», «Российская юстиция», «Жилищное право», «Семейное и жилищное право» использовать материалы, содержащиеся в информационно-правовых базах, в частности информационно-правовой системе «Консультант Плюс».

При изучении литературы необходимо конспектировать содержание изучаемого источника с тем, чтобы можно было их использовать в своём выступлении. Необходимо знать дискуссионные вопросы изучаемой темы, точки зрения учёных различных школ на одну и ту же тему, составить собственное мнение по исследуемому вопросу.

К видам самостоятельной работы студентов относятся:

1) подготовка к семинарским и практическим занятиям;

2) написание рефератов и эссе;

3) подготовка презентаций по заданным темам;

4) участие в научных студенческих конференциях.

Методические рекомендации по написанию рефератов и эссе

Реферат – это краткое изложение в письменном виде темы или вопроса с отражением позиции магистранта.

Виды рефератов:

1. В зависимости от количества источников, подлежащих реферированию:

а) обзорные (сводные) рефераты – формируются на основе нескольких первичных источников;

б) монографические рефераты – формируются на основе одного источника;

в) фрагментные рефераты – формируются по одному или нескольким разделам, частям, главам первичного документа.

2. В зависимости от содержательных характеристик:

а) информативные рефераты – краткое изложение содержания первоисточника;

б) индикативные рефераты – фиксируются наиболее значимые моменты первоисточника, такие как новизна, оригинальность, дискуссионные аспекты.

3. По степени выделения (акцентированности) авторской позиции:

а) репродуктивные рефераты – воспроизводят содержание первичного текста реферируемого источника (его части). Различают два вида репродуктивных рефератов:

– реферат-конспект – содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения;

– реферат-резюме – в тезисном виде отражает ключевые (основные) моменты рассматриваемой темы;

б) продуктивные рефераты – содержат творческое или критическое осмысление реферируемого источника с выражением авторской позиции. Различают два вида продуктивных рефератов:

– реферат-доклад – составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу;

– реферат-обзор – имеет развёрнутый характер; в нём наряду с анализом информации первоисточника содержится объективная оценка проблемы.

Структура реферата:

1) титульный лист;

2) оглавление;

3) введение (обоснование значимости темы, определение вида реферата, обзор источников);

4) основная часть (базовый текст реферата, разбитый на пункты в соответствии с содержанием первоисточника или в соответствии с авторским видением структурно-содержательной части работы);

5) заключение (ключевые выводы с обозначением авторской точки зрения);

6) списка использованной литературы (в список необходимо включать только источники, подвергнутые реферированию).

Эссе – вид самостоятельной письменной работы, которая выражает авторскую точку зрения по обозначенной теме или вопросу. В основе эссе лежат именно индивидуальные рассуждения автора с чётким обозначением личной позиции. Точки зрения учёных, примеры из судебной практики, статистические данные могут лишь подкреплять авторское видение проблемы, но они не могут быть положены в основу данного вида работы. В эссе, в отличие от реферата, в котором используется академический стиль изложения материала, допускаются эмоциональные выражения, разговорная речь, образные сравнения и т.п.

Виды эссе:

1. Эссе-дискуссия («за и против») – на основе базовых источников приводятся аргументы в поддержку или опровержение того или иного мнения или предложения. В заключение такого эссе излагается собственная позиция по данному вопросу.

2. Эссе «на высказывание собственной позиции» – формулирование собственной позиции по вопросу, обозначенному в теме эссе. В таком эссе рекомендуется привести противоположную позицию, а затем привести аргументы в подтверждение собственной точки зрения и в опровержение иных мнений. В качестве аргументов могут выступать ссылки на научные источники, статистические данные, примеры из судебной практики. В заключение эссе авторская позиция представляется в сжатом, предельно концентрированном виде.

3. Тезисное эссе – автор высказывается в поддержку только одного мнения или суждения, приводя соответствующие аргументы.

4. Эссе, предлагающее решение проблемы – кратко описывается проблема, и обзорно рассматриваются существующие варианты её решения. Автор должен либо обоснованно присоединиться к одному из названных вариантов, либо предложить собственный – с доводами в его поддержку. В заключение суммарно предлагается путь решения, поддерживаемый или предлагаемый автором эссе.

В зависимости от объема текста выделяют: а) мини-эссе – не более 500-700 слов; б) развернутые эссе – не более 2000-3000 слов.

Структура эссе. Эссе не имеет жесткой структуры, не претендует на научность, соответственно, не требует введения и заключения, не делится на главы и параграфы. В случае выполнения эссе как самостоятельной контрольной работы, его структура включает в себя: титульный лист; введение; основная часть; выводы.

Методические рекомендации по подготовке презентаций

Работа над презентацией включает в себя следующие этапы:

– накопление и отбор материала;

– систематизация материала;

– подготовка тезисов (краткого изложения основной мысли);

– выработка структуры презентации.

При подготовке презентации необходимо выбрать фон слайдов. Не стоит выбирать цветовые решения, содержащие слишком большое количество цветов (оптимально использовать не более 3 цветов). Презентация должна быть строгой по форме. Допускается использование фотографий, иллюстраций, анимации, но они не должны быть легкомысленными. Титульный слайд презентации должен содержать сведения об авторе презентации и теме. Подписи к схемам, таблицам, рисункам, в том числе тезисы должны быть чёткими, краткими, отражать ключевые аспекты рассматриваемой темы (вопроса). Точки в названиях, подписях под картинками не ставятся. Содержание презентации должно быть чётко структурировано. Каждый новый слайд должен логически вытекать из предыдущего. Не следует делать слишком большие презентации, оптимальной является презентация из 10–15 слайдов. Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой.

Программа дисциплины «Объекты гражданских прав»

Модуль 1. Объекты гражданских прав: общая характеристика. Общие положения. Отдельные виды объектов гражданских права

Понятие, признаки и виды объектов гражданских прав. Оборотоспособность объектов гражданских прав. Вещи как объекты гражданских прав: понятие и виды. Денежные средства как объекты гражданских прав.

Понятие виды объектов гражданских прав. Имущество как основной объект гражданских прав. Вещи как объекты гражданских прав: недвижимые и движимые вещи; делимые и неделимые вещи; индивидуально-определенные вещи и вещи, определенные, родовыми признаками; потребляемые и непотребляемые вещи; главная вещь и принадлежность; простые и сложные вещи; плоды, продукция и доходы.

Деньги, валютные ценности: особенности гражданско-правового режима.

Работы и услуги как объекты гражданских прав: понятие, правовая природа и виды

Понятие работы в гражданском праве. Понятие услуги в гражданском праве. Отграничение понятий «работа» и «услуга». Виды работ по Гражданскому кодексу РФ: подрядные работы (бытовой, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ) и работы по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Виды услуг по Гражданскому кодексу РФ: фактические, юридические, комплексные.

Наши рекомендации