Самоустраненность государства

Сила территорий прирастает силой транспорта

Наши мудрые предки позаботились о будущих поколениях и оставили в наследство России огромную территорию площадью в 17 тысяч кв. км, простирающуюся с Запада на Восток, включая Сибирь, Дальний Восток и Камчатку с их природными богатствами. По территории наша страна занимает первое место в мире. В 18 веке Ломоносов предрекал: «Могущество России будет прирастать Сибирью». Но чтобы это пророчество сбылось, территория должна быть обжита, что сделать без транспорта невозможно. В свою очередь он нуждается в развитой сети транспортных коммуникаций, о чем должно беспокоиться заботливое государство. Только в этом случае территориальный капитал запускается в государственный оборот, обретает силу и мощь, работает на экономику страны, делает территории пригодными и доступными для нормальной жизни и хозяйствования.

Неподъемное территориальное бремя для транспорта

Веками Россия прилагала немалые усилия к тому, чтобы жители Сибири и Дальнего Востока не чувствовали себя оторванными и затерянными на удаленных периферийных пространствах, могли беспрепятственно перемещаться по всей российской территории. Долгое время этим целям служили обычные дороги. В 19 веке появились железные дороги, проложенные до Тихого океана, которые скрепили территориальное единство России транспортными узами, позволили ей запустить силу Сибири и Дальнего Востока в хозяйственный и деловой оборот для наращивания экономической мощи России. Еще более эффективным транспортным средством, стала авиация, появившаяся в 20 веке.

Политика аэрофикации, проводившаяся в советское время по обеспечению широкого доступа населения к услугам воздушного транспорта, привела к тому, что к 1991-му году в России сложилась довольно развитая аэропортовая и аэродромная сеть, состоявшая из 1450 объектов. Это позволяло государству поддерживать устойчивое транспортное равновесие в обеспечении населения воздушным сообщением по всей территории России, включая Сибирь и Дальний Восток. Эта сеть стабильно обслуживала значительные потоки авиапассажиров. В 90-ом году «Аэрофлот» перевез 140 миллионов пассажиров, и значительную долю в этом пассажирском потоке занимали жители Сибири и Дальнего Востока. До сих пор этот объем перевозок недосягаем для российских авиаперевозчиков. Если в 20 веке российское государство проложило воздушные коммуникации по всей стране, то в 21 веке их поддержание оказалось вдруг совершенно не под силу «невидимой руке рынка», ставшей регулятором авиаперевозок в России.

Самоустраненность государства

«Рука» безжалостно пустила под откос тысячу с лишним аэродромов, оставив миллионы россиян, живущих в отдаленных районах России, без услуг авиации. Российским перевозчикам теперь летать особо некуда, а, следовательно, на таком жалком рынке маршрутной сети особенно не заработаешь. Отсюда доля российских перевозок в мировом балансе авиаперевозок ничтожна. Если США и Европа уверенно идут к достижению объемов перевозок по 1 миллиарду пассажиров в год к 2020 году (уже сейчас только американские перевозчики перевозят свыше 850 миллионов пассажиров в год), то наши показатели поднимаются немногом более 90 миллионов пассажиров в год (на самом деле это 7-8 миллионов реальных, а не статистических, потребителей авиационных услуг, таковы тонкости, вернее, хитрости статистики авиаперевозок). Все это свидетельствует о глубоком застое в развитии авиаперевозок в стране. И это недостойно для титула великой авиационной державы, каковой считалась Россия в 20 веке.

В 21 веке гражданской авиации России подтвердить этот титул фактически нечем. Сокрушительный удар по ее добротному советскому наследию нанесла экономическая и правовая политика государства в отношении аэропортов и аэродромов. В ее основе лежит наивная вера в то, что в рыночных условиях можно все заботы государства об аэропортовой сети с себя снять и переложить их на рынок, который де решит жить тому или иному аэродрому/аэропорту или нет, исходя из рентабельности, прибыльности, уровень которой подвержен текучке и нестабильности. Образно говоря, копеечный подход стал главным в судьбе аэродромов и аэропортов, которым не повезло с месторасположением, особенно если они размещены в Сибири и Дальнем Востоке. Такой самоустраненности государства от поддержания аэродромной сети в должном виде нет нигде. Наоборот, в самых «крутых» западных экономиках государство жестко контролирует и регулирует деятельность аэропортов и аэродромов и при этом частному капиталу созданы привлекательные условия для инвестиций. В Европе в аэропортовой и аэродромной деятельности участвуют около 10 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. В России их всего 250.Таким образом, мировым авиационным сообществом давно уже осознана губительность веры в регулирующие силы рынка. Только в России правительство во всем полагается на рынок, хотя многие россияне, особенно живущие в Сибири и Дальнем Востоке, пожинают плоды «мохнатой руки рынка» на себе.

На плахе рынка

С 1991-го по 2015 год количество аэродромов в Российской Федерации сократилось на 1168 (на 01.01.1991 г. действовало 1450 аэродромов). Сегодня в России от былой аэродромной сети осталось 282 аэродрома. (Кстати, такое же количество аэродромов размещено в одном из 51 штатов США - Аляске). Закрытие аэродромов происходило, как правило, в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, где зачастую отсутствуют альтернативные виды транспорта - автомобильные, железнодорожные и водные коммуникации. Указанные территории составляют 70% территории России, и воздушный транспорт зачастую является единственным средством транспортного сообщения.

В 2011 году Счетная палата Российской Федерации установила недоступность услуг авиакомпаний для миллионов граждан, и, прежде всего, на местных авиалиниях Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера в силу закрытия в этих регионах аэродромов и аэропортов. В результате почти 20 миллионов сибиряков и дальневосточников лишились в 21 веке услуг гражданской авиации, доступных им ранее, и от былого транспортного равновесия в обеспечении населения регионов авиаперевозками ничего не осталось. Возникли огромные районы удаленных от центра территорий, пребывающих в транспортной глуши. В таких условиях пророчество Ломоносова о прирастании могущества России Сибирью вряд ли может сбыться.

Наши рекомендации