Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Кафедра государственного и муниципального управления

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра государственного и муниципального управления

Денисенко В.А.

ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

Учебно-методический комплекс

Ростов-на-Дону

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ–ФИЛИАЛ

Кафедра государственного и муниципального управления

Денисенко В.А. Принятие и исполнение государственных решений

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает программу учебной дисциплины, перечень тем лекций и семинарских занятий, курсовых работ, вопросов к зачёту, тесты, глоссарий, список рекомендованной литературы.

Предназначен для слушателей очной, заочной форм обучения, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент».

Содержание учебно-методического комплекса соответствует Государственному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление», утверждённому Министерством образования Российской Федерации 17 января 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ…………………………………………………………………..…..4

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ …………………………...………….....8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………………….…….11

ПРОГРАММА КУРСА…………………………………………………………………………….....12

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ЛИТЕРАТУРА……………………………………..…....14

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА………………………..……………..29

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ………………………………………………………………………...…......39

СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К КУРСУ…………………………………………………………..……….41

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………..………………….………54

ОБЩИЕ СВЕДНИЯ О КУРСЕ

Курс «Принятие и исполнение государственных решений» является составной частью процесса подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления, в достаточной мере отвечает задаче вооружения их теоретическими знаниями и практическими навыками. Каждая тема включает в себя предметное поле лекции, задания для семинарского занятия, самостоятельную работу и библиографический список.

Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» состоит в формировании представления у студентов об основах, содержании и особенностях разработок, принятия и исполнения государственных решений в системе сложной иерархической структуры, элементы которой взаимодействуют в рамках единого правового, экономического и финансового пространства, обеспечивающего принятие целенаправленных решений.

Основные задачи изучения дисциплины:

- сформировать у студентов знание теории и практических аспектов процесса разработки, планирования, принятия и исполнения управленческих государственных решений (УГР), организации их эффективной реализации и контроля в системе государственной службы;

- подготовить квалифицированных специалистов, умеющих разрабатывать и реализовывать управленческие государственные решения на основе применения современных моделей управления и принятия решений;

- научить будущих государственных и муниципальных служащих основам теории принятия управленческих решений, методам диагностики и анализа проблемных ситуаций, базирующихся на теории и практике оптимального управления и теории систем;

- развить у обучающихся способности к деятельности: управленческой; информационно-аналитической; проектно-исследовательской; организационной; инновационной.

Формы работы студентов

Посещение лекций, семинарские и практические занятия, работа в парах и малых группах, обсуждение и дискуссии в ходе содокладов, активные методы чтения-понимания текстов, написание эссе, рефератов, выполнение домашних заданий.

Виды контроля

Формы контроля успеваемости и качества подготовки студентов подразделяются на текущий и итоговый.

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, управления образовательным процессом и стимулирования самостоятельной работы студентов. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем (выполнение тестов, написание контрольных работ и т.д.).

Итоговый контроль предназначен для определения достижения учебных целей по изучаемой дисциплине и проводится путём приёма зачёта (в устной форме).

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» у обучающегося происходит формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);

- владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения. В том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);

- умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов (ПК-3);

- владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);

- умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ППК-4);

- умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ППК-5);

- умением организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов (ППК-8).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Компетенция Код по ФГОС/ ООП Показатели достижения результата Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятия УР и готовности нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений ОПК-2 Знать: - виды государственных решений и методы их принятия; - экономические, социальные, политические условия и последствия осуществления государственных и муниципальных решений; - виды ответственности органов и должностных лиц органов управления   - посещение лекций; - подготовка к семинарам, занятиям; - участие в дискуссии; - решение тестовых заданий; - подготовка докладов на семинар
Уметь: - анализировать структуру внешней среды процесса разработки и принятия УР, выявлять внешние связи региона, территории;
Владеть: - методами анализа и выбора альтернатив действий в процессе принятия УР
Владеть навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности ОПК-1 Знать: - особенности процесса нормотворчества; - принципы классификации УР; - виды экспертных оценок; - социальные и природные нормативы, стандарты - посещение лекций; - подготовка докладов на семинар; - изучение УМК по курсу
Уметь: - разрабатывать проекты нормативно и ненормативно-правовых актов, заключение ненормативно-правовых актов в соответствии с правилами юридической практики
Владеть: - навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных решений и программ    
Компетенция Код по ФГОС/ ООП Показатели достижения результата Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Умение определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно наполнять УР в том числе в условиях неопределённости и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации УР   ПК-1 Знать: - системный подход к разработке государственных и муниципальных решений; - классификацию рисков;  
Уметь: - ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных знаний;
Владеть: - методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль); - способностью принимать решения в условиях неопределённости и рисков
Обладать умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятие УР по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов   ПК-3 Знать: - экономические методы, применяемые при разработке УР; - бюджетное устройство и бюджетную систему России - посещение лекционных занятий; - выполнение самостоятельных заданий по темам занятий; - решение тестовых заданий; - рассмотрение практических задач на семинаре  
Уметь: - использовать финансово-кредитные отношения и механизмы в практической работе по разработке и оценке УР; - создавать и актуализировать информационные базы данных для принятия УР, выявлять легализацию криминального пользования имуществом
Владеть: - инструментами финансового регулирования и экономического стимулирования
Владеть навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий и общественно-политических организаций ПК-6 Знать: - алгоритмы разработки УР в структурах исполнительной и Законодательной власти  
Уметь: - использовать механизмы общественного участия в принятии и реализации УР
Владеть: - навыками участия в разработке и реализации УР, в том числе правовых актов, направленных на исполнение полномочий
Компетенция Код по ФГОС/ ООП Показатели достижения результата Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Умение определять параметры качества УР и осуществление административных процессов, выявлять отклонения и применять корректирующие меры ПК-4 Знать: -факторы качества УР, совокупность свойств, предопределяющих эффективность УР  
Уметь: - выявлять отклонения от параметров качества при разработке УР и принятие корректирующих мер
Владеть: - методами оценки экономической и социальной эффективности и качества УР
Умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов ППК-5 Знать: - модели и методы анализа и выбора альтернатив действий в процессе принятия УР - нормативы расходования ресурсов - посещение лекций; - выполнение самостоятельных заданий; - рассмотрение практических заданий на семинаре
Уметь: - критически оценивать информацию, переосмысливать накопленный ответ и конструктивно принимать решения на основе обобщенной информации
Владеть: -способностью к практическому анализу своих возможностей
Умение организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества УР и осуществления административных процессов ППК-8 Знать: - принципы построения эффективной системы различных органов государственного контроля - посещение лекций; - участие в дискуссии; - подготовка к семинарским занятиям
Уметь: - разработать план мероприятий по контролю за исполнением УР и обеспечением достижения намеченного качества
Владеть: - способностью выявлять на всех этапах реализации УР отклонения от намеченных параметров качества решения

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ» В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Принятие и исполнение государственных решений» относится к профессиональному циклу ООП бакалавриата и ориентирована на изучение и приобретение навыков планирования, принятия и исполнения управленческих государственных решений при подготовке студентов. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин общенаучного и профессионального цикла, таких как: «Основы государственного и муниципального управления», «Государствоведение», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Социология управления», «Деловые коммуникации». « Основы делопроизводства», «Теория управления» и т.д. Набор входящих знаний и умений, состоящих в понимании основных принципов управления, основ государственной службы, социологии, психологии, стратегии и теории управления, обеспечивают требуемый знаниевый фундамент для изучения дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений».

Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Государственная и муниципальная служба», «Стратегический менеджмент», «Политическое управление».

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучения –очная

Дисциплина изучается в VI семестре.

По дисциплине курсовая работа не предусмотрена

Вид учебной работы Всего ЗЕТ Всего часов
Общая трудоёмкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего) 1,5
в том числе:
Лекции 0,5
в том числе активных и интерактивных - -
Практические занятия (ПЗ) - -
в том числе активных и интерактивных - -
Семинары (С)
в том числе активных и интерактивных 0,4
Лабораторные работы (ЛР) - -
в том числе активных и интерактивных - -
Самостоятельная работа (всего) 1,5
в том числе:
Подготовка реферата, доклада, эссе 0,2
Изучение лекционного материала 0,3
Подготовка к семинарским занятиям 0,5
Подготовка к дискуссии 0,1
Самостоятельное решение практических заданий по темам программы 0,2
Подготовка к итоговому контролю 0,2
Вид итогового контроля Зачёт

Форма обучения– заочная

Дисциплина изучается в VII семестре.

По дисциплине курсовая работа не предусмотрена.

Вид учебной работы Всего ЗЕТ Всего часов
Общая трудоёмкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего) 0,33
 
Лекции 0,16
в том числе активных и интерактивных - -
Практические занятия (ПЗ) - -
в том числе активных и интерактивных - -
Семинары (С) 0,16
в том числе активных и интерактивных - -
Лабораторные работы (ЛР)   -
в том числе активных и интерактивных - -
Самостоятельная работа (всего) 2,5
в том числе:
Подготовка реферата, доклада, эссе 0,4
Изучение лекционного материала 0,4
Подготовка к семинарским занятиям 0,24
Подготовка к дискуссии 0,2
Подготовка к тестовым заданиям по темам 0,4
Самостоятельное решение практических заданий по темам программы 0,21
Подготовка к итоговому контролю 0.4
Вид итогового контроля Зачёт

Форма обучения– заочная (ускоренная)

Дисциплина изучается в IV семестре.

По дисциплине курсовая работа не предусмотрена.

Вид учебной работы Всего ЗЕТ Всего часов
Общая трудоёмкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего) 0,22
в том числе:
Лекции 0,11
в том числе активных и интерактивных - -
Практические занятия (ПЗ) - -
в том числе активных и интерактивных - -
Семинары (С) 0,11
в том числе активных и интерактивных 0,11
Лабораторные работы (ЛР) - -
в том числе активных и интерактивных - -
Самостоятельная работа (всего) 2,77
в том числе:
Подготовка реферата, доклада, эссе 0,55
Изучение лекционного материала 0,55
Подготовка к семинарским занятиям 0,41
Подготовка к дискуссии 0,41
Самостоятельное решение практических заданий по темам программы 0,27
Подготовка к итоговому контролю 0,55
Вид итогового контроля Зачёт

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы дисциплины и виды занятий – очная форма обучения

Наименование раздела дисциплины Количество часов
Лекции Практические занятия СРС
Решения в системе государственного и муниципального управления
Классификация управленческих решений
Модели. Методология и организация процесса разработки управленческих решений
Анализ внешней среды и её влияния на реализацию альтернатив
Приёмы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска
Контроль и ответственность при реализации управленческих решений
Условия и факторы качества и эффективности управленческих решений
Совершенствование процесса разработки и принятия управленческих решений на основе применения информационно-коммуникационных технологий
Различие методов и технологий разработки решений в государственных, муниципальных структурах и корпорациях (анализ экспертные разработки и принятие управленческих решений)
  Всего:

Разделы дисциплины и виды занятий – заочная форма обучения

Наименование раздела дисциплины Количество часов
Лекции Практические занятия СРС
Решения в системе государственного и муниципального управления
Классификация управленческих решений - -
Модели. Методология и организация процесса разработки управленческих решений
Анализ внешней среды и её влияния на реализацию альтернатив
Приёмы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска
Контроль и ответственность при реализации управленческих решений 0.5 0,5
Условия и факторы качества и эффективности управленческих решений - -
Совершенствование процесса разработки и принятия управленческих решений на основе применения информационно-коммуникационных технологий 1,5 0,5
Различие методов и технологий разработки решений в государственных, муниципальных структурах и корпорациях (анализ экспертные разработки и принятие управленческих решений)
  Всего:

Разделы дисциплины и виды занятий – заочная форма обучения (ускоренная)

Наименование раздела дисциплины Количество часов
Лекции Практические занятия СРС
Решения в системе государственного и муниципального управления
Классификация управленческих решений - -
Модели. Методология и организация процесса разработки управленческих решений
Анализ внешней среды и её влияния на реализацию альтернатив - -
Приёмы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска - -
Контроль и ответственность при реализации управленческих решений
Условия и факторы качества и эффективности управленческих решений - -
Совершенствование процесса разработки и принятия управленческих решений на основе применения информационно-коммуникационных технологий - -
Различие методов и технологий разработки решений в государственных, муниципальных структурах и корпорациях (анализ экспертные разработки и принятие управленческих решений)
  Всего:

ПРОГРАММА КУРСА «ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ»

Наименование раздела темы дисциплины Содержание раздела
Решения в системе государственного и муниципального управления Управленческое решение в системе управления. Сущность управленческих решений. Интеллектуальное содержание управленческой деятельности при разработке решений и получение новых качеств управленческого процесса. Обобщённая схема процесса разработки управленческих решений. Формы разработки и реализации управленческих решений. Функции решения в методологии и организации процесса управления. Ключевые фигуры разработки управленческих решений. Структура и содержание функций, процедур и операций при разработке управленческих решений. Различие схем принятия решений в исполнительных и законодательных органах власти. Роль человеческого фактора в процессе разработки управленческих решений.
Классификация управленческих решений Отличительные особенности управленческих решений. Обыденные и административные решения. Принципы классификации управленческих решений. Типы управленческих решений и формы их поддержки в исполнительных и законодательных структурах. Уровни принятия решений.
Модели, методология и организация процесса разработки управленческих решений Системный подход к разработке управленческих решений. Элементы системного подхода. Требования системного подхода. Процедуры системного подхода. Целевая ориентация управленческих решений. Система целей государственной и муниципальной деятельности. Технологии разработки и реализации управленческих решений, различия алгоритмов разработки в государственных и муниципальных структурах. Инструментальные средства реализации целевых технологий разработки управленческих решений, регламенты. Анализ альтернатив действий. Модели и методы анализа и выбора альтернатив действий в процессе принятия управленческих решений. Виды экспертных оценок.
Анализ внешней и внутренней среды и её влияния на реализацию альтернатив Типология систем, в которых разрабатываются и принимаются управленческие решения. Структура внешней среды процесса разработки и принятия управленческих решений. Анализ и классификация факторов внешней среды. Внешние связи региона, города как системы. Факторы внешней среды региона и муниципального образования.
Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
Приёмы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределённости и риска Понятие неопределенности и риска. Влияние характеристик информации на неопределённости при разработке управленческих решений. Влияние профессионализма персонала на неопределённости при разработке управленческих решений. Основные типы ошибок в управленческой деятельности, увеличивающих неопределенности при разработке управленческих решений. Уровни неопределённости при оценке эффективности управленческих решений. Классификация управленческих рисков при разработке управленческих решений. Составляющие и источники рисков. Методы уменьшения риска при разработке управленческого решения. Способы снижения риска.
Реализация решений. Контроль и ответственность при реализации управленческих решений Нормативно-правовые требования к исполнителям решений. Контроль реализации управленческих решений. Принципы построения эффективной системы контроля. Координация управленческих действий при реализации управленческих решений. Единство процессов контроля и принятия решений. Определения стандартов контроля. Характеристики эффективного контроля. Государственный контроль местного самоуправления. Ответственность и стимулирование при реализации управленческих решений. Виды ответственности. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
Условия и факторы качества и эффективности управленческих решений Факторы качества управленческих решений. Совокупность 7 свойств, предопределяющих эффективность управленческих решений. Методы оценок экономической и социальной эффективности управленческих решений. Основы метода поиска супероптимальных решений.
Совершенствование процесса разработки и принятия управленческих решений на основе применения информационно-коммуникационных технологий и других видов поддержки обеспечения принятия управленческих решений Автоматизированные средства поддержки управленческих функций и основные направления их развития. Типология информационно-коммуникационных технологий разработки управленческих решений. Системы поддержки принятия решений. Исполнительные информационные системы. Системы поддержки работы групп. Особенности и применение экспертных систем в разработке управленческих решений. Географические информационные системы. Технологии управления на базе ситуационных центров. Основные сферы применения информационно-коммуникационных технологий разработки управленческих решений в системе муниципального управления.
Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
Различия методов и технологий разработки решений в государственных; муниципальных структурах и корпорациях (анализ алгоритмов разработки и принятия управленческих решений) Государственное и муниципальное управление является сложным социальным видом управления, что ведёт к усложнению технологий подготовки решений. Выработка и исполнение государственных решений происходит в сложной и динамично меняющейся обстановке, частой смене исполнителей, что требует оперативного многофакторного анализа обстановки на всех этапах работы с управленческими решениями.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарские занятия проводятся по темам, указанным в учебных планах под определенным порядковым номером.

Целью семинарских занятий является уяснение и закрепление знаний по учебному курсу, полученных студентами и слушателями на лекциях.

При подготовке к занятиям студент (слушатель) использует рекомендованную литературу, указанную в конце плана семинарского или практического занятия, а также литературные источники общего списка по курсу. Семинарские занятия должны проходить в форме дискуссий, способствовать выработке у студентов и слушателей соответствующего научно-управленческого мышления, базирующегося на системном подходе к управлению.

Наши рекомендации