Тема 2: абсолютные и относительные

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Студента (ки) финансово-экономического факультета

группы____________

ФИО______________________________

ОРЕЛ - 2012

ТЕМА 1: СВОДКА И ГРУППИРОВКА

СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Задача 1.

Известны следующие данные о результатах сдачи абитуриентами вступительных экзаменов в баллах:

18, 17, 18, 16, 16, 12, 16, 14, 20, 15, 18, 19, 17, 20, 14, 12, 19, 18, 14, 15, 20, 19, 17, 16, 17, 18, 19, 20.

Построить:

1) ранжированный ряд

2) ряд распределения абитуриентов по результатам сдачи ими вступительных экзаменов, выделив 4 группы абитуриентов с равными интервалами

3) ряд, делящий абитуриентов на поступивших в вуз, учитывая, что проходной балл – 15.

Решение:

1) Ранжированный ряд – это распределение единиц совокупности по возрастанию или убыванию.

2)

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru

Построим групповую таблицу, разбив абитуриентов на 4 группы:

Группа абитуриентов по результатам экзаменов Количество абитуриентов
   
   
   
   
Итого  

3) Не поступившие –

Поступившие –

Задача 2.

Имеются следующие данные о численности рабочих мест и товарообороте в среднем на одного продавца по 30 магазинам.

№ магазина Число рабочих мест Товарооборот на одного продавца, тыс. руб.

Построить:

1) групповую таблицу, разбив все магазины на несколько групп по числу рабочих мест;

2) комбинационную таблицу, дополнительно разбив сказуемое на несколько групп по величине товарооборота

Решение:

1) Для определения числа групп используется формула Стерджесса

n = 1 + 3,322 lg N =

Определим величину интервала:

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru

Построим групповую таблицу, разбив все магазины по числу рабочих мест.

Группы магазинов по числу рабочих мест Количество магазинов
   
   
   
   
   
   
Итого:  

2) Построим комбинационную таблицу, дополнительно разбив сказуемое на несколько групп по величине товарооборота.

При построении комбинаций таблицы дополнительное число групп сказуемого должно быть меньше числа групп предшествующей группировки.

Пусть n = 4, тогда

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru

Группа магазинов по числу рабочих мест Группы магазинов по величине товарооборота Количество магазинов
       
           
           
           
           
           
           
Итого:          

Задача 3:

Имеются основные показатели деятельности коммерческих банков одного из регионов на 01.01.11 г. (цифры условные)

(тыс. руб.)

№ банка Капитал Работающие активы Уставный капитал
20 710 11 706 2 351
19 942 19 850 17 469
9 273 2 556 2 626
59 256 43 587 2 100
24 654 29 007 23 100
47 719 98 468 18 684
24 236 25 595 5 265
7 782 6 154 2 227
38 290 79 794 6 799
10 276 10 099 3 484
35 662 30 005 13 594
20 702 21 165 8 973
8 153 16 663 2 245
10 215 9 115 9 063
23 459 31 717 3 572
55 848 54 435 7 401
10 344 21 430 4 266
16 651 41 119 5 121
15 762 29 771 9 998
6 753 10 857 2 973
22 421 53 445 3 415
13 614 22 625 4 778
9 870 11 744 5 029
24 019 27 333 6 110
22 969 70 229 5 961
75 076 124 204 17 218
56 200 90 367 20 454
60 653 101 714 10 700
14 813 18 245 2 950
41 514 127 732 12 092

В качестве группировочного признака следует взять уставный капитал.

Образуйте четыре группы банков с равными интервалами. Осуществите типологическую, структурную и аналитическую группировку.

Решение:

Величину интервала определим по формуле

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru

Обозначим границы групп:

- 1-я группа;

- 2-я группа;

- 3-я группа;

-4-я группа.

После того как определен группировочный признак - уставный капитал, задано число групп - 4 и образованы сами группы, необходимо отобрать показатели, которые характеризуют группы, и определить их величины по каждой группе.

Показатели, характеризующие банки, разносятся по указанным группам, и подсчитываются итоги по группам. Результаты группировки за­носятся в таблицу, и определяются общие итоги по совокупности единиц наблюдения по каждому показателю (табл. 2).

Таблица 2. Группировка малых и средних коммерческих банков одного из регионов по величине уставного капитала на 01.01.11 г.

№ груп­пы Группы банков по величине уставного капитала, тыс. руб. Число банков, ед. Работающие активы, тыс. руб. Капитал, тыс. руб. Уставный капитал, тыс. руб.
         
Итого      

Структурная группировка коммерческих банков представлена в табл. 3.

Таблица 3. Группировка малых и средних коммерческих банков одного из регионов по величине уставного капитала на 01.01.11 г.

№ группы Группы банков по величине уставного капитала, тыс. руб. Число банков, ед. Уставный капитал % к итогу Капитал % к итогу Работающие активы, % к итогу
         
Итого 100,0 100,0 100,0

Из табл. 3 видно, что в основном преобладают ……………………… на долю которых приходится ……….% всего капитала.

Более конкретный анализ взаимосвязи показателей можно сделать на основе аналитической группировки (табл. 4).

Таблица 4. Группировка малых и средних коммерческих банков одного из регионов по величине уставного капитала на 01.01.11 г.

№ груп­пы     Группы банков по величине уставного капитала, тыс. руб.     Число банков, ед.     Капитал, тыс. руб. Работающие активы, тыс. руб.
всего в среднем на один банк всего в среднем на один банк
           
Итого    
В среднем на один банк      

Величины капитала и работающих активов прямо взаимозависимы, и чем крупнее банк, тем эффективнее управление работающими активами.

Задача 4:

Имеются следующие данные о распределении коммерческих банков по объявленному уставному фонду:

Регион 1 Регион 2
Группы банков по уставному фонду, тыс. руб. Удельный вес банков в общем их числе, % Группы банков по уставному фонду, тыс. руб. Удельный вес банков в общем их числе, %
До 100 100-500 500-1000 1000-5000 5000-20000 свыше 20000 До 100 100-300 300-500 500-700 700-1000 1000-3000 3000-5000 5000-10000 свыше 10000
итого итого

С целью сравнения осуществите вторичную группировку коммерческих банков, для чего выделите следующие группы банков по объявленному уставному фонду: до 100, 100-500,500-100, 1000-5000, 5000-10000, свыше 10000.

Сделайте соответствующие выводы.

Решение:

Вторичная группировка коммерческих банков по объявленному уставному фонду: (группировка единая)

№ группы Группы банков по уставному фонду, тыс. руб. Удельный вес банков в общем их числе, % Расчет
Регион 1 Регион 2
       
       
       
       
       
       
  Итого

ТЕМА 2: АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

ВЕЛИЧИНЫ

Задача 1.

В отчётном периоде поставка молочной продукции в торговую сеть характеризуется следующими данными:

Вид продукции Объём поставки, т.
Молоко 3,2 %
Молоко 6 %
Кефир
Ряженка 6,2
Сметана
Творог

Определите общий объём поставки молочной продукции торговой сети города в отчётном периоде, если существуют следующие коэффициенты пересчёта молочной продукции: молоко 3,2 % - 1; молоко 6% - 6; кефир – 1; ряженка – 2; сметана – 8,5; творог – 6,5.

Решение:

С учётом представленных коэффициентов, общий объём поставок составит:

Q =

Задача 2.

Имеются следующие данные о производстве продукции промышленными предприятиями города в отчётном периоде:

Предприятия отрасли План, млн. руб. Факт, млн. руб.
1. Машиностроение 66,4
2. Текстильная промышленность 17,6
3. Пищевая промышленность 21,5 22,1
Итого 102,5 106,1

Определите относительные величины выполнения плана.

Решение:

% выполн = тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru

% выполн1=

% выполн2 =

% выполн3 =

% итого =

Задача 3.

Прирост выпуска продукции отрасли по плану в отчётном году должен составить 7,5%. Фактически рост выпуска продукции в базисном году составил 109,5%. Определите относительную величину выполнения плана отраслью по выпуску продукции.

Решение:

Задача 4.

По плану отчетного года уровень годовой производительности труда работников должен возрасти по сравнению с прошлым годом на 3%. План по уровню производительности труда перевыполнен на 2%.

Определите фактический и плановый уровень производительности труда, если известно, что в прошлом году уровень составлял 170 тыс. руб.

Решение:

Задача 5.

По данным фирмы имеются следующие данные, в млн. руб.

№ фирмы Объём реализованной продукции в прошлом году Плановое задание, в % Фактический объём продукции в отчётном году
32,6
48,5 52,7
102,5
итого   -  

Определите в целом по фирме:

1) размер планового задания по росту объёма реализованной продукции в отчётном году;

2) процент выполнения плана;

3) показатель динамики реализованной продукции.

Решение:

1. ПЗ =.

ОППЗ = тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru

ОППЗ =

2. ОПВП = тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru

ОПВП =

3. ОПД =

Таким образом, фирма в целом

Задача 6.

Имеются следующие данные о составе посевных площадей в агрофирмах области:

Вид продукции Посевная площадь
А Б
1.Зерновые 570,6 595,9
2. Технические 105,6 34,6
3. Картофель 27,9 17,8
4. Кормовые 276,8
Итого: 1003,1 925,1

Определите относительные величины структуры.

Решение:

Вид культуры Структура посевной площади
А Б
1. Зерновые    
2. Технические    
3. Картофель    
4. Кормовые    
Итого:    

d= d=

d2A= d=

d= d=

d4A= d=

Задача 7.

Имеются следующие данные о численности мужчин и женщин в области, тыс. чел.

Группы населения по возрасту Мужчины Женщины
От 0 до 44 80,3 83,1
От 45 и старше 20,1 41,2
Итого 100,4 124,3

Определите относительные величины координации (база – 1000 чел.)

1) для всего населения

2) в возрасте от 0 до 44

3) от 45 и старше

Решение:

1)

2)

3)

Задача 8.

Производство промышленной продукции отдельными предприятиями характеризуется следующими данными:

Виды продукции №1 №2 №3 №4
1. Сталь, млн. т. 20,2
2. Цемент, млн. т.
3. Электроэнергия, кВт/ч

Определите относительные величины сравнения.

Решение:

Задача 9.Имеются данные о розничном товарообороте области за 2010 г., млрд. руб.:

Розничный товарооборот — всего........................................14 403,3

по формам собственности:

государственная ..............................................................1 445,7

негосударственная ........................................................12 957,6

в том числе частная...............................................10 723,1

Определите показатели структуры розничного товарооборота по формам собственности и показатели координации.

Решение:

Задача 10.

Среднегодовая численность населения области в 2010 г. была 3540,7 тыс. человек. Из них занято в экономике 1926,2 тыс. чел. (в 2009 г. было занято 1957,1 тыс. чел. при общей численности населения 3418,1 тыс. чел.), безработные составили 55,4 тыс. чел. Среди безработных лица с высшим образованием – 3 тыс. чел., молодежь в возрасте от 16 до 29 лет – 7,8 тыс. чел., женщины – 38,4 тыс. чел.

Определите относительные величины динамики, структуры, координации и интенсивности. Сделайте выводы.

Решение:

1.ОПД = тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru =

ОПД =

Т.о., за год численность населения.

2.ОПС = тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru %

ОПСвыс =

ОПСмол =

ОПСж =

Таким образом,

3.ОПК = часть 1/ часть 2

ОПК =

Т.е.,

ОПИ =

ТЕМА 3: СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ.

Задача 1.Заработная плата за неделю у 5-ти рабочих одного цеха составила 6500 руб., 4955 руб., 5323 руб., 5630 руб., 6150 руб.

Определите средний уровень заработной платы рабочих

Решение:

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru

Задача 2.Имеются следующие данные о показателях работы предприятий отрасли за отчетный период:

Показатель № предприятия
   
Объем продукции, тыс.шт. 9,0 9,8 8,5 8,6 9,1
Стоимость реализованной продукции, тыс. руб.
Прибыль, тыс. руб.

Определите средние уровни каждого показателя по предприятиям отрасли.

Решение:

Задача 3:

Предприятием были выделены одинаковые денежные суммы на приобретение акций 2-х видов, при этом цена вида акций А - 1000 руб., а вида В - 1800 руб. Рассчитайте среднюю цену акции.

Решение:

Так как, в исходных данных совокупные показатели денежной суммы не известны, но сказано, что они одинаковы, а известны только индивидуальные значения признака, то для расчета воспользуемся средней гармонической простой:

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru .гарм. = тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru =

Задача 4:

Имеются следующие данные о коэффициентах роста среднедушевых доходов населения:

Годы
Коэффициент роста 1,056 1,06 0,96 1,022

Определите средний коэффициент роста доходов населения.

Решение:

Так как, в исходных данных представлены относительные величины в виде перечня показателей, то воспользуемся формулой средней геометрической простой:

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru геом. = тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru =

Задача 5:

Имеются следующие данные по величине товарных запасов, тыс. руб.:

На 01.01.2011 – 53123,6;

На 01.04.2011 – 54165,7;

На 01.07.2011 – 52173,8;

На 01.10.2011 – 55630,2;

На 01.01.2012 – 60886,3.

Задание:определите среднюю величину товарных запасов.

Решение:Так как исходные данные представлены на определённые даты, то используется формула средней хронологической.

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru =

Задача 6.

Имеются данные об опыте работы предпринимателей:

Стаж, лет Число предпринимателей
в сфере обслуживания населения, чел. в сфере производства, %

Определите средний стаж предпринимателей по каждой сфере деятельности.

Решение:

Задача 7.Имеются следующие данные

Рабочие Произведено деталей за неделю, шт. Часовая выработка, шт/ч
1-ый
2-ой
3-й

Задание:

определите следующую выработку одного рабочего

Решение:Так как данные представлены в виде произведения вариант на соответствующие частоты, то используется формула средней гармонической взвешенной:

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru

Задача 8:

Продажа подержанных автомобилей на товарной бирже города характеризуется следующими данными:

Дата торга Реализовано авто в шт. Средняя цена авто, в у.е. Дата торга Выручка от продажи авто, у.е. Средняя цена авто, у.е.
4.02 120,5 3.03
17.02 118,7 9.03 120,5
28.02 20.03
      26.03 123,2
               

Определите среднюю цену одного авто в феврале и марте, а так же ее абсолютное и относительное изменение.

Решение:

1. тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru .арифм. = тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru =

2. тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru .гарм. = тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru =

3. ОПД =

Таким образом, за месяц на товарной бирже средняя цена одного автомобиля ……………………..

Задача 9:

Распределение пенсионеров города по размеру назначенных пенсий с учетом компенсационных выплат на начало года характеризуется данными:

Размер пенсии, руб. Удельный вес пенсионеров, %
До 2500 2500—3000 3000—3500 3500—4000 Свыше 4000

Определите средний размер пенсии, моду и медиану.

Решение:

1. тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru = тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru

Так как, исходными данными являются интервальные величины, то для перевода их в дискретные необходимо определить середины интервалов, ((нижняя граница интервала + верхняя граница)/ 2).

Для определения середины интервала в открытом интервале к середине интервала предыдущего значения прибавляется величина интервала, (применяется только для рядов с равными интервалами).

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru =

2. Конкретное значение моды для интервального ряда определяется формулой:

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru

где тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru - нижняя граница модального интервала;

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru - величина модального интервала;

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru - частота, соответствующая модальному интервалу;

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru - частота, предшествующая модальному интервалу;

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru - частота интервала, следующего за модальным.

Мо=

3. Формула медианы в интервальном ряду распре­деления будет иметь следующий вид:

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru

где тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru - нижняя граница медианного интервала;

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru - величина медианного интервала;

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru - полусумма частот ряда;

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru - сумма накопленных частот, предшествующих медианному интервалу;

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru - частота медианного интервала.

Найдем медианный доход.

Ме =.

Вывод:

Задача 10:

По данным исследований получены следующие данные по среднедушевому доходу в месяц, руб.:

Среднедушевой доход Удельный вес домохозяйств, %
до 1500 1500-1900 1900-2600 2600-3400 3400 и выше

Определите среднемесячный доход домохозяйств, моду, медиану.

Решение:

Для преобразования интервального ряда в дискретный, построим вспомогательную таблицу.

xi fi xi . fi
     
     
     
     
     
     
     
     

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru

Мо=

Ме =.

Задача 12.Имеются данные о распределении естественной убыли в 200 партиях товара.

Естественная убыль, % Количество партий
7-9
9-11
11-13
13-15
15-17
итого

Задание: определите средней % естественной убыли, моду, медиану.

ТЕМА 4: РЯДЫ ДИНАМИКИ

Задача 1.Имеются следующие данные о выпуске книг и брошюр, журналов и газет РФ (тыс. печатных единиц)

Годы
уi 41,2 28,7 30,4

Задание:определите вид ряда динамики и его средний уровень.

Решение: представленный ряд динамики является интервальным, поэтому его средний уровень рассчитывается по формуле средней арифметической простой:

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru

Задача 2.Списочная численность работников фирмы в 2008 году оставила:

на 1 января – 530 чел.,

на 1 марта – 570 чел.,

на1 июня – 520 чел.,

на 1 сентября – 430 чел.,

на 1 января следующего года – 550 чел.

Задание:определите вид ряда динамики и его средний уровень.

Решение:представленный ряд динамики является моментным, поэтому его средний уровень рассчитывается по формуле средней хронологической:

тема 2: абсолютные и относительные - student2.ru .

Задача 3:

Имеются данные об объеме реализации продукции фирмы «Паллада», в которую до 2005 года входило 10 предприятий, а с 2006 года – 12.

V реализации, млн. руб.
Продукция 10 предприятий. - - - -
Продукция 12 предприятий. - - -
Сопоставимый ряд                

Необходимо получить единый сопоставимый объём реализации путем смыкания рядов.

Задача 4:

Объем реализации организаций розничной торговли в одном из регионов в 2003 –2010 гг. характеризуется следующими данными, млн. руб.

Годы
Объем реализации, млн. руб. 15,5 20,2 19,8 20,0 21,8 24,0 24,6 25,1

Для анализа ряда динамики определите:

1) цепные и базисные:

а) абсолютные приросты;

б) темпы роста;

в) темпы прироста;

2) для каждого года абсолютное значение 1 % прироста;

3) в целом за весь период среднегодовой абсолютный прирост и среднегодовой темп прироста.

Результаты оформите в виде таблицы, сделайте выводы.

Решение:

1) проанализируем полученный ряд динамики, используя следующие показатели:

Наши рекомендации