Цели и задачи освоения дисциплины

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Мировая экономика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Направление подготовки: 080100 "Экономика"

Профили подготовки: Мировая экономика,

Финансы и кредит,

Налоги и налогообложение,

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Форма обучения: очная

Тула 2011 г.

Методические указания для самостоятельной работы студентов составлены доц., к.э.н. Смирновой С.Н.. и обсуждены на заседании кафедры "Мировая экономика"факультета экономики и менеджмента,

протокол № 7 от «30» августа 2011 г.

Зав. кафедрой _______________________В.И. Белоцерковский

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов направления подготовки 080100 «Экономика» очной формы обучения при изучении дисциплины «История экономических учений» может включать следующие виды работ:

- подготовку к практическим занятиям, к промежуточной аттестации;

- самостоятельное изучение разделов (тем) дисциплины;

Организация преподавателями самостоятельной работы студентов включает:

- разработку учебно-методической документации по дисциплине, в том числе ч. методических указаний для самостоятельной работы студентов;

- разработку и доведение до сведения студентов планов проведения практических занятий;

- обеспечение студентов сведениями об источниках информации для подготовки к участию в практических занятиях (учебная литература, периодические издания, электронные ресурсы, учебно-методический комплекс ТулГУ и т.д.);

- проведение консультаций;

- разработку критериев оценки качества самостоятельной подготовки студентов.

Контроль самостоятельной работы студентов включает:

- оценку активности и качества работы на практических занятиях;

- оценку полноты использования источников информации;

- контроль освоения дисциплины в процессе промежуточной аттестации.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «История экономических учений» является обеспечение знания студентами общей логики становления и развития экономической науки с древнейших времен до настоящего времени, что составляет основы профессиональной культуры экономиста.

Задачами освоения дисциплины являются:

- изучение основных этапов и направлений развития экономической науки, а также вклада выдающихся представителей различных школ экономической мысли;

- изучение методологических подходов и методов исследования теоретических проблем;

- формирование историзма, масштабности и реализма экономического мышления;

- аккумуляция экономического опыта и использование его для решения современных экономических проблем

Дисциплина «История экономических учений» относится к дисциплинам базовой части учебного цикла Б3 Профессиональный цикл. Для успешного освоения необходимы подготовка студента в соответствии с требованиями, предъявляемыми к поступающим в вуз, знание дисциплин «История», «Иностранный язык», изучаемых в университете. Освоение данной дисциплины служит базой для изучения таких дисциплин, как «Микроэкономика», «Макроэкономика».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций (ОК) в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- сознанием социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

1. Знать:

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории, основные особенности и представителей ведущих школ и направлений экономической науки;

2. Уметь:

- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы, инструменты на микро- и макроуровне;

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

3. Владеть:

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

- сознанием социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

Преподавание дисциплины строится на базе лекций, практических занятий, самостоятельной работы сту­дентов, сдачи зачета.

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

1.1. Предмет, методы и функции истории экономических учений

1. 2. Экономическая мысль Древнего мира

1.3. Экономическая мысль Древней Руси

Задания для самостоятельной работы:

1. Чьи интересы выражает свод законов царя Хаммурапи и каково его значения для экономического развития Древнего Вавилона?

2. Как рассматривали общественное разделение труда Платон и Ксенофонт?

3. Охарактеризуйте взгляды Аристотеля на справедливый обмен

4. В чем отличие Домостроя Ксенофонта от Домостроя Сильвестра?

5. Охарактеризуйте основные положения Русской Правды. Сравните законы царя Хаммурапи с Русской правдой.

Темы докладов и рефератов

1. Экономическая мысль древнего и средневекового Китая

2. Экономические аспекты проектов «идеального государства» Платона.

3. Экономические взгляды Аристотеля

4. Экономическая мысль Древней Руси: Русская Правда, Поучение Владимира Мономаха

5. Нобелевские лауреаты по экономике: В. Леонтьев.

Задания для самопроверки

1. По Аристотелю экономия – это…

а) домоводство;

б) производство продукции;

в) искусство управления;

г) предпринимательство.

2. В идеальном государстве Платона управлять должны…

а) воины; б) земледельцы; в) философы; г) торговцы

3. К выдающимся представителям античной экономической мысли относятся:

а) Ксенофонт, б) Конфуций, в) Каутилья, г) Платон

4. К особенностям русской цивилизации можно отнести….

а) индивидуализм

б) коллективизм

в) нестяжательство

г) стремление разбогатеть любой ценой

5. Метод исследования, состоящий в том, что при изучении экономических учений учитывается, что они отражают представления различных социальных групп, называется…

а) сравнительный анализ,

б) конкретно-исторический подход,

в) плюралистический подход,

г) экономическое ретромоделирование

Рекомендуемая литература

1. Синельник Л.В. История экономических учений [Электронный ресурс] – КноРус, 2010- Электронная версия книги. – Гл. 1. –С. 11-20.

2. Автономов, В.С. История экономических учений : учеб. пособие для экон. вузов / В.С. Автономов [и др.];под ред.: В.С.Автономова и др. — М. : ИНФРА-М, 2004 .— Гл. 1- С. 11-27.

Наши рекомендации