Тема 1.3. Методы гос регулирования
Тема 1.2. Роль государства в сглаживании циклических колебаний экономики.
Антициклическое регулирование – политика краткосрочной стабилизации – комплекс гос мероприятий, которые проводятся в направлении, противоположном проявившимся колебаниям экономической конъюнктуры.
Государство проводит политику экспансии, в условиях нисходящей и низкой конъюнктуры, и политику рестрикции, используемой государством в период восходящей и высокой конъюнктуры. При достижении целей антициклического регулирования государство использует инструменты фискальной (бюджетно-налоговой) и монетарной (денежно-кредитной) политики.
Инструменты, которые применяются в фазе спада и депрессии:
1. Сокращение налогов (или отдаление во времени момента их уплаты), которое приводит к наращению склонности к потреблению, стимулированию потребительского и инвестиционного спроса домохозяйств и компаний.
2. Увеличение государственных расходов как инвестиционной, так и социальной направленности, порождающих мультипликативный эффект.
3. Денежно-кредитная экспансия. Оживление конъюнктуры достигается путём притока в экономику дополнительной денежной массы.
При фазе роста:
1. Повышение налогов
2. Понижение расходов => снижение экономического роста; снижение дефицита бюджета, а возможен - профицит.
Современные концепции:
1) Неокейссианское направление (Дж. Кейнс)
- Регулирование совокупного спроса и ставит целью воздействия на народное хозяйство в целом
2) Неоконсервативное, развивается на базе классической школы:
- Регулирование совокупного предложения создание стимулов деятельности компаний.
Проблема лагов: внутренний и внешний лаг. Лаг признания, лаг решения, лаг между моментом принятия решения и началом действия; лаг воздействия.
Тема 1.3. Методы гос регулирования.
Вопросы:
1. Прямые и косвенные методы.
2. Административные и экономические методы регулирования.
Ответы:
Реализация целей гос регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью разнообразных экономических приёмов, форм и способов целесообразного воздействия на социально-экономические процессы. Это находит своё воплощение в конкретных методах гос регулирования. Исторический опыт продемонстрировал, что спектр применяемых методов постоянно расширяется, что связано с двумя основными причинами:
1) Постоянный рост масштабов и усложнение структуры экономики как единого комплекса на фоне растущей глобализации.
2) Объективная необходимость предугадывания (прогнозирования) и адекватного реагирования на изменение действия множества факторов, причём это реагирование должно опережать прогнозируемые изменения.
В этой связи становится необходимым решение двух взаимосвязанных задач:
1. Поиск и применение разнообразных комбинаций методов регулирования соответствующих конкретной ситуации.
2. Учёт возможных негативных последствий в сопряжённых сферах экономики.
Все используемые методы гос регулирования в зависимости от характера целей делятся на 4 большие группы: прямые, косвенные, административные и экономические.
1. Деление методов на прямые и косвенные осуществляется методу «Степень непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений». Прямые методы оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, и вынуждает принимать решения, опирающиеся не на самостоятельный выбор, а на предписания государства.
Косвенные методы предусматривают применение инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения необходимости обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. То есть государство не вмешивается напрямую в процесс принятия управленческих решений, а создаёт предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономические субъекты тяготели к тем вариантам, которые выгодны на данном этапе государству. Преимуществом косвенных методов является то, что их влияние не нарушает рыночной ситуации в целом. Недостатком является временной лаг.
Методы
Прямые | Косвенные |
Гос субсидирование | Налоги |
Гос предпринимательство | Штрафы |
Сложившаяся система гос регулирования | Преференции Квоты |
Таможенные пошлины Экономическая информация |
Приведённая классификация показывает, что косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений.
2. По организационно-институциональному критерию методы гос регулирования делятся на: административные и экономические.
Административные методы базируются на силе гос власти к принуждению. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой базы. Цель их применения создание таких правовых условий которые стимулируют частное предпринимательство. Административные методы выполняют следующие функции:
1) Обеспечение стабильного законодательства
2) Защита конкурентной среды
3) Гарантирование права собственности и свободы принятия самостоятельных экономических решений
В странах с развитой рыночной экономикой применение административных методов ограничено. Наиболее часто они используются, в каких либо критических ситуациях (в период войн, кризисов). Степень применения административных методов будет различна в зависимости от сферы экономики, на которую они направлены. Административные методы делятся на 3 группы:
· Меры запрета
· Меры принуждения
· Меры разрешения
Экономические методы представляют собой меры гос воздействия с помощью которых создаются определённые условия направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Экономические методы связаны или с созданием дополнительного экономического стимула или с опасностью финансового ущерба. К наиболее часто используемым экономическим методам относят:
Ø инструменты финансовой политики.
Ø средства денежно-кредитной или монетарной политики.
Ø Прогнозирование, программирование и планирование экономики.
Ø Меры воздействия гос сектора экономики являющегося самостоятельным комплексным инструментом