Приобретенным в результате изучения дисциплины

ВНУТРИФИРМЕННОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Методические указания

по выполнению контрольной работы

Архангельск

2006г.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией

Института экономики, финансов и бизнеса

Архангельского государственного технического университета

« 31 » марта 2005 г.

Составители:

Э.И. Карпенко, доцент;

С.Ю. Угловская, ст. преп.

Рецензент

Е.Н.Пономарева, ст. преп.

УДК 338.

Карпенко Э.И., Угловская С.Ю. Внутрифирменное планирование: Методические указания по выполнению контрольной работы. Архангельск: Изд-во АГТУ, 2005г. – 15 с.

Предназначены для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения специальностей 060400 (080105.65) «Финансы и кредит», 0611 (080507.65) «Менеджмент организации», очной и заочной форм обучения специальности 060800 (080502.65) «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».

©Архангельский государственный

технический университет, 2006

ã Карпенко Э.И.,

Угловская С.Ю., 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………..
Цели и задачи изучаемой дисциплины …………………………………
Требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины …………………………………………
Методические указания по выполнению контрольной работы ……….
Теоретическая часть ……………………………………………………...
Практическая часть ………………………………………………………
Состав и структура контрольной работы ……………………………….
Правила оформления контрольной работы …………………………….
Экзаменационные вопросы ……………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………….
Список рекомендуемой литературы …………………………………….
Приложение ………………………………………………………………

Введение

Планирование - это средство обоснования любого дела.

В последние годы уровень планирования на предприятиях снизился. Такое положение обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Объективные причины заключаются в недостатках централизованной системы планирования, созданной в дореформенный период, которая оказалась неадекватной изменившимся условиям работы предприятий. Субъективные причины обусловлены недостаточной квалификацией руководителей и специалистов предприятий, противоречиями между экономической наукой и практикой хозяйствования.

Анализ зарубежной и отечественной практики хозяйствования показывает, что рыночные механизмы регулирования экономики не отвергают идею планирования. Скорее, наоборот, в условиях нестабильности рыночной конъюнктуры, обусловленной динамизмом внешней среды, в которой работают предприятия, место и роль планирования возрастают. Любое хозяйственное решение, принимаемое в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования как будущего результата, так и условий его реализации, что можно осуществить только с помощью средств и методов планирования. Поэтому изучение и практики внутрифирменного планирования занимает важное место в подготовке специалистов экономико-управленческого профиля.

Цели и задачи изучаемой дисциплины

Формирование у будущих специалистов необходимых профессиональных знаний и расчетно-аналитических навыков, выбора оптимальных вариантов социально-экономических планов развития предприятия.

Требования к знаниям, умениям и навыкам,

приобретенным в результате изучения дисциплины

Специалист должен иметь необходимые профессиональные знания и практические навыки для выполнения следующих видов работ:

- исследование рынка и определение видов и объемов производства товаров, работ, услуг;

- разработка прогрессивных нормативов и норм расхода экономических ресурсов на производство продукции, работ, услуг;

- разработка краткосрочных целей и стратегических планов развития предприятия и его структурных подразделений;

- выбор оптимальных методов, форм и систем планирования;

- координация работы персонала предприятия в сфере планово-экономической деятельности.

Студент должен знать основные принципы и методы планирования, важнейшие плановые показатели и способы их расчета, систем внутрихозяйственных планов и механизм их взаимодействия, уметь самостоятельно разрабатывать планы-проекты и способы их осуществлять в современных условиях производства.

Методические указания по выполнению

контрольной работы

Контрольная работа по дисциплине «Внутрифирменное планирование» предусмотрена учебным планом для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения специальностей 0604 (080105.65) «Финансы и кредит», 0611 (080507.65) «Менеджмент организации» и по дисциплине «Планирование на предприятии» - для студентов очной и заочной форм обучения специальности 0608 (080502.65) «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».

Цель контрольной работы – проверить усвоение студентами основных теоретических положений курса, умение применять на практике приобретенные навыки планирования на предприятии.

Контрольная работа содержит две части:

1. Теоретический вопрос.

2. Практическое задание.

Теоретическая часть

Номер варианта для первого задания студент выбирает по последней цифре своей зачетной книжки.

Последняя цифра номера зачетной книжки
Номер варианта

Тема 1. Стратегическое и тактическое планирование.

1. Сущность и структура стратегического планирования.

2. Особенности стратегического планирования.

3. Типы и элементы стратегии.

4. Технология планирования стратегии.

5. Содержание и функции тактического планирования.

6. Содержание и структура тактического плана.

7. Порядок разработки тактического плана.

8. Зарубежный опыт тактического планирования.

Тема 2. Планирование производственной программы.

1. Структура и показатели производственной программы предприятия.

2. Методика планирования производственной программы:

2.1.Технология планирования производственной программы;

2.2.Анализ выполнения плана производства;

2.3. Анализ портфеля заказов;

2.4.Расчет производственной мощности;

3. Планирование выпуска продукции.

4. Планирование выполнения производственной программы.

Тема 3. Планирование инновационной и инвестиционной деятельности.

1. Сущность инвестиций и инвестиционного процесса.

2. Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности.

3. Методика оценки инвестиционных проектов:

3.1. Показатель чистого приведенного эффекта;

3.2. Рентабельность инвестиций;

3.4. Норма рентабельности инвестиций;

3.5. Срок окупаемости инвестиций;

4. Анализ альтернативных проектов и выбор наиболее предпочтительного.

5. Порядок и методика составления плана инвестиций.

6. Составление Бизнес-плана.

7. Сводное планирование инвестиций.

Тема 4. Планирование риска.

1. Хозяйственный риск: сущность, место и роль в планировании.

2. Виды потерь и риска.

3. Показатели риска и методы его оценки.

4. Методы снижения риска.

5. Методика анализа и планирования риска.

Тема 5. Планирование продаж.

1. Цели и задачи планирования продаж.

2. Технология обоснования плановых решений по объему продаж

3. Исследование конъюнктуры рынка:

3.1. Анализ продаж за предшествующий период;

3.2. Сегментация рынка;

3.3. Выбор целевого рынка;

3.4. Определение емкости рынка;

3.5. Прогноз развития рынка;

4. Планирование ассортимента.

5. Оценка конкурентоспособности.

6. Планирование цены:

6.1. Классификация цен;

6.2. Методы планирования цены;

6.3. Технология планирования цены.

7. Прогнозирование величины продаж.

Тема 6.Планирование потребности персонала.

1. Содержание, задачи и технология планирования потребности в персонале.

2. Анализ выполнения плана по труду за предшествующий период.

3. Планирование производительности труда.

4. Планирование трудоемкости производственной программы.

5. Расчет баланса рабочего времени.

6. Расчет потребности в персонале.

Тема 7. Планирование средств на оплату труда.

1. Цели, задачи и технология планирования средств на оплату труда.

2. Состав средств на оплату труда.

3. Анализ фонда заработной платы.

4. Планирование фонда оплаты труда.

5. Планирование средств фонда потребления.

6. Планирование фонда заработной платы.

Тема 8. Планирование потребности в материально-технических ресурсах.

1. Цели, задачи и содержание планирования потребности в материально-технических ресурсах.

2. Определение потребности в материально-технических ресурсах.

3. Изучение рынка сырья и материалов.

4. Планирование закупок материальных ресурсов.

Тема 9. Планирование издержек.

1. Цели, задачи и содержание планирования издержек.

2. Состав затрат, включаемых в плановую себестоимость продукции, работ, услуг.

3. Планирование снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам.

4. Расчет плановых калькуляций себестоимости продукции.

5. Планирование сметы затрат на производство продукции.

6. Планирование себестоимости товарной и реализуемой продукции.

Тема 10. Планирование финансов.

1. Цели, задачи и функции финансового планирования.

2. Содержание финансового плана:

2.1. Методика разработки финансового плана:

2.1.1. Анализ финансового положения предприятия;

2.1.2. Планирование доходов и поступлений;

2.1.3. Планирование расходов и отчислений;

2.1.4. Проверка финансового плана.

Практическая часть

Во втором вопросе студент должен:

1. Дать характеристику конкретного предприятия.

2. Описать работу планово-экономического отдела.

Студент может воспользоваться примерным планом.

1. Характеристика предприятия:

1.1. Организационно-правовая форма.

1.2. Организационная структура предприятия.

1.3. Структура управления предприятием.

1.4. Вид основной деятельности.

1.5. Краткая характеристика продукции, работ, услуг.

1.6. Конкуренты.

И т.д.

Работа планово-экономического отдела.

На разных предприятиях такие отделы могут иметь другое название (планово-экономическая служба, планово-финансовый отдел и т.д.).

Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства, осуществляет планово-экономический отдел. Он же организует проведение комплексного экономического анализа деятельности предприятия, принимает участие в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства. Важнейшими задачами планово-экономического отдела также являются организация и совершенствование внутрипроизводственного хозяйственного расчета, разработка цен на продукцию и услуги предприятия.

В состав планово-экономического отдела могут входить следующие структурные подразделения (секторы, бюро, группы): технико-экономического планирования, себестоимости, цен, экономического анализа, учета и статистики, калькуляции, нормативов и др.

Планово-экономический отдел взаимодействует со многими подразделениями предприятия: главной бухгалтерией предприятия, отделами главного конструктора, метрологии и стандартизации, технического обучения, рационализации и изобретательства, главного технолога, главного механика, главного энергетика, сбыта, маркетинга, организации труда и заработной платы, капитального строительства, материально-технического обеспечения и др., а также всеми основными, вспомогательными и обслуживающими цехами.

В данной части необходимо рассмотреть работу экономического отдела предприятия, проанализировать взаимодействие с другими отделами. Следует показать, чем занимаются работники отдела, можно приложить краткие должностные инструкции, распределение обязанностей и т.д. Необходимо рассказать, каким образом составляется штатное расписание, планируется заработная плата, составляются сметы, калькуляции и по возможности привести их в работе.

Наши рекомендации