Организация управленческих решений

Эволюция развития маркетинга

Современный маркетинг зародился 50 лет назад. Этапы его развития именуются концепциями маркетинга. Все они обоснованно применяются в экономике.

Концепции: концепция совершенствования производства – суть заключается в удовлетворении готовой продукции. 2. Концепция совершенствования товара – согласно этой концепции, производители должны главное внимание уделять товару и его потребительским свойствам. 3. Концепция интерсификации комерчиских усилий и стимулирования сбыта – использования СМИ для продвижения товара. 4. Концепция маркетинга - . 5.концепция социально – этичного маркетинга – призывает производителей быть более честными с обществом. 6. Концепция маркетинга партнерский отношений – главным активом предприятия является партнерские отношения (клиент выступает партнером предприятия)

Управление персоналом

Управление персоналом (англ. Human Resource Management, HRM, HR-менеджмент) — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование.
Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга. В различных источниках могут встречаться и другие названия: управление трудовыми ресурсами, управление человеческим капиталом, кадровый менеджмент, менеджмент персонала.

Содержание управления персоналом

Управление персоналом включает в себя:

I. Поиск и адаптацию персонала:

§ Поиск персонала

§ Знакомство с компанией, правилами, оргструктурой, порядком взаимодействия

II. Оперативную работу с персоналом:

§ Обучение и развитие персонала

§ Оперативная оценка персонала

§ Управление бизнес-коммуникациями

§ Мотивацию персонала и его оплату

§ Организацию труда

III. Стратегическую (только долгосрочную) работу с персоналом:

§ Управление корпоративной культурой

Управление персоналом — одна из важнейших составляющих частей современного менеджмента, это - система идей и приемов эффективного построения и управления организациями и проектами, при наличии соответствующих контроллинговых систем. Например, системы менеджмента качества, системы (мульти-)проектного управления и т. д. и т. п.

Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.

К основным методам управления персоналом относят:

§ Экономические методы — приемы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).

§ Организационно-распорядительные методы — методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении, нормативно-документальном закреплении функций.

§ Социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование и т. п.).

При этом необходимо отметить краткосрочность эффективности «негативного» мотивирования.

Эффективность систем оперативного управления персоналом, если используется системный подход, определяется при соответствующем взаимодействии с менеджментом, ответственным за контроллинговую функцию в организации. В общем можно отметить низкую эффективность воздействий на персонал при отсутствии соответствующих систем менеджмента. Например, эффективность воздействий на персонал с целью повышения качества производимой продукции или услуги будет низка, если в организации отсутствует система менеджмента качества. То же касается и эффективного управления проектами и др. видов деятельности. С другой же стороны недостатки и проблемы систем менеджмента легче обнаруживаются и устраняются с помощью грамотного оперативного управления персоналом.

Специалист по работе с персоналом — HR-менеджер (специалист по кадрам). Предприятия иногда передают рутинные функции по управлению персоналом специализированным кадровым агентствам. Например, могут передаваться кадровым агентствам функции, связные с приёмом сотрудников на работу. Активно развивается деятельность кадровых агентств по оперативной работе управления персоналом в организации. Однако стратегические вопросы управления персоналом остаются в ведении менеджмента организации.

Организация управленческих решений

1. Организация выполнения решений
На предприятиях, как правило распоряжение оформляется за подписью генерального директора и начинает действовать с момента подписания.
Далее составляется план реализации решения.
Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при необходимости – поощрительной деятельности.
Основные формы реализации управленческих решений:
· предписание – официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок;
· деловая беседа – специально организованная встреча с подчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для организации;
· убеждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения;
· разъяснение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения;
· принуждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного вознаграждения;
· наставление – деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения решения;
· сообщение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения решения;
· обучение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения решений;
· совет – деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на выполнение решений;
· тренинг – специально организованная деятельность по разработке и реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений;
· совещание – коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма использования коллективного разума, обмена информацией и опытом;
· заседание – узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач;
· отчет – сообщение специалиста о результатах проделанной работы по выполнению решения;
· деловое слово – твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной форме.
Язык и стиль управленческих решений (служебных документов) заключается в том, что все документы составляются официальным, литературным языком.
Рекомендации:
· недопустимость употребления неологизмов, ненормативной лексики, местных диалектов, метафор, преувеличений (гипербол), сравнений.
· когда приходится составлять документы с множеством технических терминов, используются специальные термины, но их надо расшифровывать, а название терминов написать вплоть до печатных букв.
· если употребляются аббревиатуры, то первый раз в документе ее надо расшифровывать. Также, аббревиатура должна быть благозвучной.
2. Контроль и ответственность руководителей за управленческое решение
Контроль – это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений. Процесс контроля – это с одной стороны, процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов; с другой – процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения.
Контроль подразделяется на:
· предварительный. Осуществляется до начала работ. На этом этапе контролируются правила, процедуры и линия поведения, чтобы убедиться, что работа развивается в правильном направлении. На этом этапе контролируются, как правило, человеческие, материальные и финансовые ресурсы.
· текущий. Осуществляется непосредственно в ходе осуществления работ организацией в соответствии с принятыми решениями. Осуществляется непосредственно начальником и основан на измерении фактических результатов проделанной работы.
· заключительный. Осуществляется после того как работа выполнена. Если в процессе заключительного контроля отсутствует возможность непосредственно влиять на ход выполнения работы, то результаты контроля могут быть учтены при проведении последующих работ.
Иногда функции учета и контроля объединяют в одну функцию. Учет – необходимая информационная база менеджера. Его главная цель – предоставление достоверной информации о ходе и результатах деятельности фирмы, которая кладется в основу принятия управленческих решений.
Важнейшими задачами учета являются:
· сбор, обработка и отображение первичных данных о хозяйственной деятельности,
· систематизация данных с целью получения и обобщения итоговой информации о хозяйственной деятельности,
· создание исходной информационной базы для планирования и осуществления контроля выполнения планов.
Различают три вида хозяйственного учета:
· оперативный,
· статистический,
· бухгалтерский.
Оперативный учет – сбор текущей информации (учет явок, простоев оборудования, запчастей, запасов и т.д.). Данные его используются для текущего управления фирмой.
Статистический учет – изучение и контроль наиболее типичных хозяйственных процессов с помощью статистических методов. Он обеспечивает фирму данными о состоянии и движении производственных фондов и другими информационными материалами.
Бухгалтерский учет – постоянный, непрерывный, сплошной, достоверный учет хозяйственных операций, охватывающий всю деятельность фирмы и всех ее подразделений. Данные бухучета обязательно подтверждаются документально в строго определенной форме.
Мотивация осуществляется по результатам контроля.
Процесс контроля в общем случае должен пройти следующие стадии:
1. Определение концепции контроля
2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса управления).
3. Планирование проверки:
· объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);
· проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);
· субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);
· методы контроля;
· объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный; средства ручные, автоматические, компьютеризированные);
· сроки и продолжительность проверок;
· последовательность, методики и допуски проверок.
4. Определение значений действительных и предписанных.
5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).
6. Выработка решения, определение его веса.
7. Документирование решения.
8. Метапроверка (проверка проверки).
9. Сообщение решения (устное, письменный отчет).
10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).
Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев:
1. Эффективность.
· предотвращение недостатков.
· выполнение обязательств.
2. Эффект влияния на людей.
· удовлетворение.
· обучение.
· доверие.
· страх.
3. Задачи контроля:
· качественная оценка недостатков.
· количественная оценка недостатков.
· устранение недостатков.
4. Границы контроля:
· соблюдение установленных законом обязанностей по проведению проверок;
· соблюдение прав контролируемых;
· соблюдение прав контролирующих.
Контрольные системы могут анализировать довольно широкий класс явлений: от измерения выходов организации до измерения организационного поведения. Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления: корпоративном, дивизиональном, функциональном и индивидуальном.
Функция контроля является всеобъемлющей. Она не является только полномочиями специально назначенного контролера. Функцию контроля должен осуществлять любой руководитель.
Основным инструментом осуществления контроля является обратная связь. Она позволяет установить наметившиеся отклонения в ходе выполнения работ и принять корректирующие решения.
3. Эффективность решений
Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Разработка эффективных решений – основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.
Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения функций управленческого решения как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.
Понятие «эффективность решений» можно рассматривать как эффективность разработки решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям процесса принятия управленческих решений.
При всех сложностях оценки эффективности управленческого труда в большей мере разработаны теоретико-методологические и методические приемы оценки эффективности отдельных мероприятий, чем управления в целом. Так, известны методы оценки эффективности внедрения новой техники, автоматизированных систем управления и др.
До недавнего времени для характеристики экономической эффективности управления на государственном уровне среди других использовался обобщающий показатель – национальный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени, на уровне отрасли – показатель производительности труда, на уровне предприятия – прибыль.
Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». Под эффективностью в широком смысле понимается результат деятельности, достигнутый за счет труда всего коллектива (включая работников аппарата управления). В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности.
Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:
· степень выполнения заказов потребителей;
· доля объема продаж фирмы на рынке и др.
Частными показателями социальной эффективности являются:
· своевременность выполнения заказа;
· полнота выполнения заказа;
· оказание дополнительных услуг;
· послепродажный сервис и др.
Экономическую эффективность управления характеризуют следующие показатели:
· обобщающий показатель, равен доходам разделенным на затраты на содержание аппарата управления;
· частные показатели: доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат предприятия, доля численности управленческих работников в общей численности работающих на предприятии, нагрузка управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления) и др.
Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:
· доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива;
· количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения.
К частным показателям социальной эффективности относятся:
· степень технической оснащенности управленческого труда;
· текучесть работников аппарата управления, квалифицированный уровень кадров и т.п.
Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природно-географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления.
Заслуживает внимания и другой подход к оценке эффективности управленческих решений, ориентированный на использование объемных показателей и удельных качественных показателей.

Бизнес и менеджмент

Ме́неджмент (от англ. management – управление, руководство, менеджмент, администрация, дирекция, умение владеть) — означает разработку (моделирование), создание, максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

Понятие появилось приблизительно в 1930-х годах в США.

Менеджмент ориентирован на 3 основных процесса:

§ бизнес

§ государственный менеджмент

§ некоммерческие организации

Менеджмент состоит из 3 уровней:

§ Менеджмент высшего звена

§ Менеджмент среднего звена

§ Менеджмент низового звена

Менеджмент предприятия

]Функции менеджмента

§ Производство результатов – обеспечивает результативность организации в краткосрочном аспекте.

§ Администрирование – поддержание порядка в организационных процессах.

§ Предпринимательство – определение направления, которого должна придерживаться организация.

§ Интеграция – создание системы ценностей, стимулирующих людей действовать сообща, обеспечение жизнеспособности и эффективности организации в долгосрочной перспективе [7].

[править]Требования к менеджменту

Современный менеджмент — это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия — дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.

1. Лояльность к работающим.

2. 100 % ответственность — как обязательное условие успешного менеджмента.

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей персонала. Постоянное обучение всех, везде и всегда.

5. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

6. Методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству.

7. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности.

8. Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т. п.

9. Этика бизнеса.

10. Честность и доверие к людям.

11. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента.

12. Видение организации, то есть четкое представление о том, какой она должна быть.

13. Качество личной работы, постоянное самосовершенствование.

Реализация принципов управления в современных условиях предъявляет высокие требования к личности менеджера.

[править]Элементы системы менеджмента

Основная статья: Система менеджмента

§ Миссия организации

§ Цели организации

§ Организационная схема подчиненности

§ Подразделения

§ Показатели оценки результативности деятельности (KPI)

§ Регламенты работы

§ Система измерений деятельности

Наши рекомендации