Нарушения служебного этикета

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра управления

сельскохозяйственным производством

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Методические указания

к практическим занятиям на тему

“Служебный этикет”

для слушателей факультета повышения квалификации

и студентов специальности

Э.01.03.00 “Экономика и управление на предприятии”

специализации Э.01.03.17 “Экономическая информатика”

Минск-2001

Методические указания к практическим занятиям на тему “Служебный этикет” для слушателей факультета повышения квалификации и студентов специальности Э.01.03.00 “Экономика и управление на предприятии” специализации Э.01.03.17 “Экономическая информатика” рассмотрены на заседании методической комиссии ФПК и рекомендованы к изданию на ротапринте БАТУ.

Протокол № от 2000 года.

Составители профессор Воробьев Л.А.

доцент Казакевич Л.А.,

ассистент Тарасевич Н.Н.

Рецензент доцент кафедры управления хозяйственными

системами Академии управления при

Президенте Республики Беларусь

к.э.н., доцент Брасс А.А.

Цель занятия

- Ознакомиться с правилами и нормами служебного этикета.

- Изучить требования этикета деловых отношений.

- Получить навыки соблюдения служебного этикета.

СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

Служебный этикет - это совокупность правил поведения работников системы управления, касающихся их взаимоотношения с людьми.

Служебный этикет базируется на нормах общего этикета. Этикет в широком смысле слова - это свод правил общения людей, выработанных многими поколениями.

Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в конкретной ситуации, а что нет.

Служебный этикет включает:

- вежливость и приветливость,

- тактичность,

- скромность,

- ответственность,

- компетентность,

- продуманную линию поведения во внеслужебное время.

Вежливость и приветливость основана на доброжелательности к подчиненным и коллегам. Формальная вежливость, “вежливость сквозь зубы”, за которой скрывается недоброжелательное отношение к человеку без каких-либо серьезных оснований, пренебрежение к работнику не соответствует, конечно, требованиям служебного этикета.

Тактичность - это чувство меры в личных и деловых отношениях, а также умение чувствовать границу, за пределами которой могут возникнуть нежелательные напряженности во взаимоотношениях. Тактичность требует учета своеобразия личности, умения не замечать незначительные оплошности подчиненного, предвидения реакции работников, обладания чувством меры в отношениях с людьми и т.д.

Скромность управленческого работника выражается в его уважительном отношении к человеку труда. Это естественное поведение культурного человека, не допускающего во взаимодействии с подчиненными насмешек, издевок, грубости, хамства, разного рода фамильярностей и т.д.

Ответственность в деловых отношениях имеет особое значение, поскольку безответственность может сорвать выполнение задания, нарушить рабочий ритм, вызвать массу других негативных последствий.

Компетентность - это прежде всего высокий профессионализм руководителя.

Продуманная линия поведения во внеслужебное время особенно важна для руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, так как в сельской местности все всё всегда на виду.

Этикет - это инструмент, которым необходимо владеть, если вы хотите добиться преуспеть в каком-либо деле. Само по себе знание и следование правилам этикета не гарантирует успеха, если нет достаточной профессиональной подготовки или необходимых для данной должности качеств. Однако тот, у кого умение ладить с людьми и безупречно выполнять свою работу сочетается с хорошими деловыми манерами, будет продвигаться по служебной лестнице быстрее, чем тот, кто пренебрегая этикетом, использует недопустимую лексику, невежлив с людьми, нарушает общепринятые нормы поведения, неправильно держит себя с вышестоящими лицами, сослуживцами, подчиненными.

Этикет деловых отношений требует, чтобы руководитель обладал следующими качествами.

1. Способность формировать коллектив. Признаки руководителя, отвечающего этому требованию:

- имеет прочные навыки руководства, последователен;

- поддерживает идеи коллективизма;

- правильно подбирает сотрудников, предъявляет к ним высокие требования;

- заботится обо всех членах коллектива;

- создает положительный климат в коллективе;

- заинтересован в результатах работы каждого члена коллектива;

- использует эффективные методы работы и рационально распределяет обязанности между сотрудниками;

- анализирует работу без критики в адрес конкретных людей;

- поддерживает личное развитие своих сотрудников, поощряет творческий потенциал;

- строит здоровые межгрупповые отношения;

- использует конфликты в конструктивных целях;

- поощряет тех, кто идет на риск;

- стремится к установлению обратной связи.

2. Умение обучать. Качества руководителей, которые хорошо умеют это делать, следующие:

- создает в коллективе положительную среду для учебы;

- помогает анализировать потребности сотрудников в обучении;

- дает сложные поручения и ставит цели, требующие усилий;

- знает сильные и слабые стороны подчиненных, осознает их потенциал;

- помогает другим планировать развитие их карьеры;

- использует возможности развития в процессе работы.

3. Умение руководить. Характеристики менеджера с высоким уровнем способностей руководить следующие:

- понимает, что лежит в основе поведения подчиненных,

- наводит дисциплину, если это требуется,

- развивает добрые отношения с подчиненными,

- устанавливает приемлемые отношения с трудными людьми,

- регулярно анализирует работу подчиненных,

- отдает четкие указания,

- умело делегирует полномочия,

- избегает слишком частого применения негативного подкрепления,

- защищает свой коллектив, если возникает угроза,

- ищет способы максимизации вклада в работу каждого сотрудника.

4. Понимание особенностей управленческого труда. Поведение руководителя при этом следующее:

- хорошо знает принципы и стили управления,

- собственный стиль руководства меняет в зависимости от ситуации,

- анализирует собственные слабости,

- создает позитивную рабочую атмосферу,

- добивается от людей всего, что они могут дать.

5. Умение влиять на людей. Руководитель, способный оказывать сильное влияние:

- держится уверенно, но не вызывающе,

- имеет солидный внешний вид,

- ясно излагает свои мысли,

- дает четкие указания,

- устанавливает доверительные отношения с подчиненными,

- вознаграждает требуемое поведение подчиненных,

- оказывает значительное воздействие на окружающих,

- имеет реалистическое представление о себе.

6. Творческий подход. Руководитель с творческим подходом:

- подготовлен к неопределенности,

- верит в свои способности,

- проявляет настойчивость при выполнении задач,

- может порвать с традициями,

- ценит творческие способности в других людях,

- испытывает потребность в переменах,

- легко относится к новым идеям,

- предпочитает инновационные решения,

- идет на риск, учится на ошибках.

7. Навыки решения проблем. Руководитель, умело решающий проблемы:

- использует систематизированный подход,

- выбирает подходящие методы,

- устанавливает ясные цели для подчиненных,

- определяет ответственных за решение проблем,

- устанавливает четкие критерии успешной деятельности,

- эффективно координирует работу подчиненных.

8. Неостановленное саморазвитие. Это качество предполагает, что руководитель:

- критически оценивает свой опыт,

- много читает и занимается самообразованием,

- верит в свой потенциал,

- старается быть открытым,

- осознает влияние на себя,

- управляет своим профессиональным развитием и карьерой.

9. Четкие личные цели. Руководитель с четкими личными целями:

- постоянно уточняет стоящие перед ним задачи,

- реально оценивает свое продвижение по службе,

- идет на рассчитанный риск,

- поддерживает равновесие между частной жизнью и работой,

10. Четкие личные ценности. Руководитель, демонстрирующий четкие личные ценности:

- постоянно подвергает анализу свои ценности,

- последователен и ведет себя в соответствии с декларированными ценностями,

- активен в жизни и готов отвечать за свои ценности.

11. Умение управлять собой. Руководитель, умеющий управлять собой:

- поддерживает свое здоровье и работоспособность,

- смотрит на неудачи, как на нечто в целом неизбежное и даже полезное,

- обладает большим чувством собственного достоинства,

- способен сносить неодобрение и даже нелюбовь к себе,

- избегает стрессов, принимает не каждый вызов,

- берет на себя только те нагрузки, с которыми может справиться.

- обладает решительностью и оправданной уступчивостью;

- требователен к себе и другим;

- способен работать в стрессовой обстановке.

Нарушения служебного этикета

Нарушениями служебного этикета следует считать следующие "смертные грехи" руководителя.

1. Отказ от личной ответственности.

Многие руководители с трудом мирятся с неудачами, а тем более преодолевают их. Нередко они винят во всем различные обстоятельства, и что ещё хуже, перекладывают ответственность на подчиненных им сотрудников.

2. Препятствие дальнейшему повышению уровня квалификации и росту талантов сотрудников.

Люди, труд которых недооценивается, имеют недостаточную заинтересованность в труде и работают хуже других. В конечном счете, именно слабый сотрудник определяет уровень всей рабочей группы.

3. Проверка результатов вместо оказания влияния на мышление.

Как правило, руководители ожидают достижения поставленных целей и мыслят лишь об этом. Они редко принимают во внимание, что любой приказ может породить у сотрудника определенные чувства и длинные цепочки мыслей, а это имеет решающее значение для достижения успеха.

4. Занятие неправильных позиций.

Кто требует от сотрудников проявления лояльности, должен и сам уметь проявлять лояльность, уметь поддерживать сотрудников в случае допущения ими просчетов.

5. Недооценка важности прибыли.

Любой руководитель вносит свой вклад в дело получения прибыли. Целесообразно иногда давать себе критический отчет в этом.

6. Руководство всеми сотрудниками одинаково.

Каждый сотрудник - это своеобразная личность, особая судьба. У каждого свое происхождение и образование, свой характер, свои сильные и слабые стороны, представления о профессии. Тот руководитель, который считает, что все сотрудники фирмы одинаковы, не может рассчитывать на достижение успеха.

7. Сосредоточенность не на целях, а на проблемах.

Кто постоянно разменивается на решение мелких проблем, не может долго задерживаться в кресле руководителя.

8. Не начальник, а товарищ.

Руководитель должен ощущать свою ответственность перед сотрудниками, а не за них.

9. Игнорирование общих правил.

Точность и четкость руководителя в осознании расходов и доходов, недостатков и потерь предприятия, его общих направлений и путей развития не создают препятствий для его продвижения по службе.

10. Наставление сотрудников.

Руководитель должен достигать намеченных целей, улучшая условия труда сотрудников, стимулируя его, прилагая необходимые усилия и обеспечивая тесное сотрудничество.

11. Допущение невнимания.

Умелые руководители в своей работе показывают пример своим сотрудникам. Они не требуют от них того, что сами не в состоянии сделать.

12. Высокая оценка работы только лучших сотрудников.

Умелым руководителем является тот, кто может дать ощутить большинству сотрудников результаты своего собственного успеха.

13. Манипулирование людьми.

Угрозы, страх, паника - всегда означают неумелое руководство. Опытный руководитель надеется на понимание и готовность всех сотрудников соответствовать принципу: "руководить - значит справляться с самим собой".

ЗАДАНИЕ

Наши рекомендации