Анализ взаимодействия общественности и государства при определении требований к товарам, работам, услугам.

Важным моментом в установлении правил нормирования является их общественная значимость и влияние на взаимодействия бизнеса и власти. Так, второй вид нормирования, а именно установление требований к товарам, работам и услугам, которые закупают заказчики, оказывает прямое воздействие на негосударственный сектор экономики. Так, установление требований к закупаемым мониторам, к примеру, ограничение размера диагонали, может негативно сказаться на бизнесе, реализующем бытовую технику.

В 1997 году в документах Программы развития ООН появилось новое понятие “good governance”. Это понятие впоследствии переросло в концепцию государственного управления, при которой эффективное государственное управление рассматривается как осуществление экономической, политической и административной власти в целях руководства делами страны на всех уровнях. Предполагается, что управление строится на основе принципов разделения властей, народовластия, выборности и подотчётности институтов исполнительной власти, верховенства закона, политического плюрализма, инклюзивности и транспарентности, партисипативности, независимости средств массовой информации, имеет демократический характер. Одновременно эффективность управления понимается как достижение целей в установленные сроки и с минимальными затратами общественных ресурсов. Сочетание демократичности и эффективности взаимно предполагают и обуславливают друг друга. "Good Governance" обозначает степень соответствия деятельности государственных служащих ключевым ценностям государственного управления.

При этом подходе государство гарантирует защиту конкуренции и отсутствие необоснованных дискриминирующих барьеров для бизнеса.

Стоит отметить, что установление нормативных свойств товаров непосредственно затрагивает интересы бизнеса и воздействует на товарные рынки. Поэтому акты, устанавливающие требования к отдельным товарам, работам, услугам в рамках нормирования до принятия подлежат обязательному общественному обсуждению.

При этом общественное обсуждение на данный момент реализовано двумя обязательными этапами. На первом этапе проект акта размещается в ЕИС для общественного обсуждения в рамках функциональной возможности сайта. С подробным описанием данного пункта можно ознакомиться в приложении №1.

В результате, к обсуждению проекта акта приглашается неограниченное количество лиц и организаций, которые могут писать свои замечания и предложения. По результатам рассмотрения этих обращений в ЕИС размещаются ответы на данные обращения.

Второй этап подразумевает обязательное общественное обсуждение проекта акта (изменений в акты) о требованиях к товарам (работам, услугам) на общественном совете при органе государственной власти (местного самоуправления). При этом реализация указанного этапа может осуществляться двумя способами.

Первый способ предусматривает рассмотрение актов о требованиях к товарам (работам, услугам) на общественных советах при органах власти, органов управления внебюджетными фондами, органов местного самоуправления. Этот способ строится на основании ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Так общественные советы при федеральных органах исполнительной власти по общему правилу формируются на конкурсной основе, организатором конкурса является Общественная палата Российской Федерации, а требования к кандидатурам в состав общественного совета при федеральном органе исполнительной власти разрабатываются соответствующим федеральным органом исполнительной власти совместно с Общественной палатой Российской Федерации. Состав общественного совета, сформированный из числа кандидатур, отобранных на конкурсной основе, утверждается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти по согласованию с советом Общественной палаты Российской Федерации. Наряду с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» деятельность общественных советов на федеральном уровне также регламентируется Федеральным законом от 04.04.2005 № 32 ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2006 № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам», Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 № 481 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации». Особое место в системе нормативных правовых актов, регулирующих деятельность общественных советов, занимает Стандарт деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (Типовое положение), подготовленный Общественной палатой Российской Федерации совместно с Открытым правительством и утвержденный протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства от 29 мая 2014 г. № 4 (документ дорабатывается). Порядок формирования общественных советов органами власти субъекта Российской Федерации или муниципальными органами Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ не установлен. В этой связи правовую основу деятельности общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации составляют законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а на муниципальном уровне – акты органов местного самоуправления.

Вторым способом является создание общего для всех органов власти общественного совета для обсуждения актов о нормировании, в который бы вошли в зависимости от уровня данного органа: представители федеральных/региональных/местных ассоциаций и союзов предпринимателей, независимые эксперты от органов власти/местного самоуправления, другие заинтересованные лица и специалисты в различных областях[12].

На указанных обсуждениях формируется целостная позиция о необходимости или избыточности принятия акта (изменений в акт) о нормировании требований к товарам, работам, услугам.

Описанный механизм позволяет акторам доносить до властных структур свою позицию, избежать ущемлений конкуренции и «взвесить» интересы общества требующие, с одной стороны, ограничение закупок заказчиками товаров (работ, услуг) с избыточными свойствами и характеристиками, чтобы повысить эффективность расходования бюджетных средств, а с другой стороны, требующие тщательной оценки воздействия принимаемых решений на негосударственный сектор экономики.

Учитывая изложенное, проанализируем соответствие механизма общественного обсуждения актов о нормировании с основными положениями концепции “Good governance”.

Так, широко используемая в мире методика ООН по оценке «качественного управления» учитывает ключевые ценности различных подходов:

Ценности правового подхода

Верховенство права— наличие справедливых законов и действенная защита прав человека, особенно для демократических меньшинств.

Равенство и отсутствие дискриминации - равный подход ко всем гражданам.

Ценности политического подхода

Участие (participation) — участие граждан в процессе принятия государственных решений, как непосредственное, так и через организации гражданского общества

Оперативность (responsiveness) — административные процессы в разумное время обеспечивают вовлечение и дают возможность участия всех заинтересованных лиц.

Ориентация на консенсус (consensus oriented) — используются механизмы посредничества и иные способы для достижения общего согласия при принятии решений в интересах всех членов общества.

Ценности менеджеристского подхода

Результативность и эффективность (effectiveness and efficiency) -органы власти производят результаты, которые удовлетворяют общественные ожидания, и в то же время наилучшим образом используют ресурсы, находящиеся в их распоряжении, заботясь о воспроизводстве этих ресурсов.

Универсальные организационные ценности

Прозрачность (transparency)

Подотчетность (accountability)[13]

Таблица 2 Соотношение концепции Good Governance и актов о нормировании

Ценности концепции “Good governance” Акты об установлении требований к товарам, работам, услугам
Ценности правового подхода
Верховенство права Принятие актов об установлении требований четко регламентировано законодательством
Равенство и отсутствие дискриминации Сама идея общественного обсуждения указанных актов преследует цель не допустить рыночной дискриминации
Ценности политического подхода
Участие К участию приглашается неограниченный круг лиц
Оперативность Временные рамки четко регламентированы, что позволяет предотвратить затягивание процедур
Ориентация на консенсус Органы власти не могут оставить без внимания обращения граждан, оставленные в ЕИС, а также мнения экспертов на заседаниях общественных советов
Ценности менеджеристского подхода
Результативность и эффективность Внедрение требований к товарам позволит повысить эффективность бюджетных расходов при сохранении прежней результативности деятельности
Универсальные организационные ценности
Прозрачность Общественное обсуждение отвечает принципу открытости
Подотчетность Любые мнения, высказанные в рамках предусмотренных процедур оформляются документально.

Наши рекомендации