Тема 3: ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ АВАРИЯХ, КАТАСТРОФАХ И

Высшего профессионального образования

«Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара»

Кафедра МП и БЖД

БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие

Тема 3: ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ АВАРИЯХ, КАТАСТРОФАХ И - student2.ru

Тема 3: ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ АВАРИЯХ, КАТАСТРОФАХ И - student2.ru Тема 3: ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ АВАРИЯХ, КАТАСТРОФАХ И - student2.ru Тема 3: ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ АВАРИЯХ, КАТАСТРОФАХ И - student2.ru АГПИ им.А.П.Гайдара – 2011 г.

УДК 355,58 (075,8)

ББК 68,9 я73

Б40

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара»

Рецензенты:

А.И.САБУРЦЕВ, доцент, кандидат биологических наук,

начальник штаба ГО ГОУ ВПО «АГПИ им.А.П.Гайдара»

В.И.ОМЕЛЬЧЕНКО, руководитель Комитета

Гражданской защиты и пожарной безопасности г.Арзамаса

Е.Е.КОНЮХОВ, доцент, кандидат медицинских наук

доцент кафедры теории и методики физвоспитания и ОБЖ

ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Калюжный Е.А.

Б40 Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Е.А. Калюжный

С.В. Михайлова, С.Г. Напреев, Д.Г. Сидоров; АГПИ им.А.П.Гайдара. -

Арзамас: АГПИ, 2011. – 300 с.

Учебное пособие составлено согласно государственного образовательного стандарта 2005 года по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

В пособии раскрыты основные компоненты личности безопасного типа: предупреждение, уклонение и преодоление опасности; основные вопросы национальной, международной, экономической, информационной и экологической безопасности; рассмотрены структура и задачи РСЧС и ГО, предупреждение и ликвидация ЧС природного, техногенного и социального характера.

Содержание учебного пособия охватывает основные стороны безопасной организации учебного процесса в образовательных учреждениях: организацию противопожарного режима, антитеррористических мероприятий, действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, структуру ГО в учебных заведениях, организацию и проведение «Дня защиты детей».

Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».

УДК 355,58 (075,8)

ББК 68,9 я73

© Калюжный Е.А., 2011.

© Михайлова С.В., 2011.

© Напреев С.Г., 2011.

© Сидоров Д.Г., 2011.

© Арзамасский государственный

педагогический институт им. А.П.Гайдара, 2011.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….……….6

Тема 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД…………………..…………………..7

1.1. Определение и значение основных понятий науки БЖД……………………7

1.2. Личностные факторы, определяющие безопасность

жизнедеятельности…………………………………………………...………11

Тема 2: КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ………….…….14

2.1. Определение и классификация чрезвычайных ситуаций…………….……14

2.2. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера…………17

2.3. Классификация и причины ЧС техногенного характера…………….…….20

2.4. Определение и классификация ЧС социального характера……………….23

Тема 3: ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ АВАРИЯХ, КАТАСТРОФАХ И

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЯХ……………………………….………….…24

3.1. Общие требования и правила поведения учителя и учащихся

при угрозе ЧС…………………………………………………………….…..24

3.2. Правила поведения населения и действия учителя при ЧС

природного характера………………………………………………………..26

3.3. Правила поведения населения и действия учителя при ЧС

техногенного характера…………………………………………………...….42

3.3.1. Аварии с выбросом АХОВ……………………………………………..42

3.3.2. Аварии с выбросом радиоактивных веществ……………………..…..44

Наши рекомендации