Прямые налоги и их роль в системе государственного регулирования

Прямые налоги — это налоги, взимаемые в результате приобретения и аккумулирования материальных благ, которые зависят от дохода или имущества, и плательщиками которых непосредственно являются владельцы этих доходов или имущества. Исторически прямое налогообложение возникло ранее, чем непрямое. Первоначальными видами прямых налогов являлись: десятина, подушная или поголовная подать. Следует отметить, что прямые налоги исторически можно разграничить на три главных вида. Объектом первого вида налогов является вещественный капитал, при этом обложению подлежат отдельные виды доходов (налог на землю, налог на имущество, налог с наследств и дарений). Объектом второго вида налогов выступает самостоятельное проявление личного капитала, такого как личный заработок, жилье, профессия (НДФЛ, дивиденды). Объектом налогов третьего вида является совокупная деятельность вещественного, денежного и личного капитала в производстве (налог на прибыль). Основные преимущества прямого налогообложения состоят в следующем: 1. Экономические — прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет. 2. Регулирующие — в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.). 3. Социальные — прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы. Однако следует отметить и недостатки прямых налогов: 1. Организационные — прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности. 2. Контрольные — контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков. 3. Полицейские — прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны. 4. Бюджетные — прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, так как только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена а следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.

7.Косвенные налоги в системе налогообложения: их виды, характеристика, преимущества и недостатки

Косвенные налоги – это налоги, кот устанавливаются в цене товара и их размер прямо не зависит от дохода. Носителями косвенных налогов явл конечные потребители. Виды косвенных налогов: 1) акцизы: •специфические возникли первыми. Особенностью их явл ограниченный перечень товаров, кот ими облагаются (ныне акцизный налог). • универсальные: налог с продаж(объектом налогообложения явл валовой доход на конечном этапе реализации или производства товаров, т.е. данный налог взимается только один раз на одной стадии движения товара); налог с оборота( как и налог с продаж взимается с валового дохода но на всех стадиях движения товара. Недостатком данного налога явл кумулятивный эффект, т.е. в объект налогообложения вкл налоги уплаченные ранее на предыдущих этапах движения товара); НДС (как и предыдущий налог НДС взимается на всех стадиях движения товара, но налогообложению подлежит не валовой доход, а добавленная стоимость. Т.о. НДС сохраняет преимущество налога с оборота и устраняет кумулятивный эффект). 2) пошлина взимается при перемещении товара через таможенную границу. В отличии от др косвенных налогов пошлина имеет не только фискальное значение и яркорегулирующее значение т.к. обеспечивает формирование рациональной структуры экспорта и импорта. 3) фискальная монополия - это прибыль гос-ва от реализации монополизированных гос-вом товаров. При частичной монополии гос-во монополизирует либо процесс ценообразования, либо ценообразование и производство опред видов товаров. При полной монополии гос-во полностью контролирует производство и реализацию отдельных товаров по установленным им ценам. Преимущества: регулярные и большие объемы поступлений средств в бюджет; определяются размером потребления плательщика, а значит не имеют принудительного характера; от них сложнее уклонится; т.к. потреблении более или менее равномерно в территориальном разрезе, косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Недостатки: влияют на процесс ценообразования; соц несправедливы, т.к. оплата налогов прямо не зависит от размера доходов плательщика.

Наши рекомендации