Развитие мировой торговли в1947-2009 гг
Г.В.Турбан
М.И.Балашевич
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС
Г.В.Турбан (главы 1-5)
М.И.Балашевич (глава 6)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. | Динамика и тенденции развития мировой торговли …………………. | |
1.1 | Развитие мировой торговли в 1947-2009 гг. ………………………….. | |
1.2 | Тенденции развития мировой торговли ………………………………. | |
2. | Всемирная торговая организация и регулирование торговли ……….. | |
2.1 | Всемирная торговая организация: образование, основные функции | |
2.2 | Многосторонние торговые соглашения ВТО ………………………… | |
2.3 | Раунды переговоров ВТО ……………………………………………… | |
2.4 | Принципы деятельности ВТО …………………………………………. | |
3. | Деятельность международных корпораций …………………………... | |
3.1 | Понятие международных корпораций, трансфертных цен ………….. | |
3.2 | Этапы развития международных корпораций ………………………... | |
3.3 | Модели инвестирования для реализации стратегий международных корпораций …………………………………………………………….. | |
4. | Современные методы регулирования международного бизнеса ……. | |
4.1 | Нетарифные меры ………………………………………………………. | |
4.2 | Упрощение торговых процедур…………. ……………………………. | |
4.3 | Международная торговля и охрана окружающей среды ……………. | |
5. | Современные методы повышения конкурентоспособности в международном бизнесе ……………………………………………….. | |
5.1 | Создание и работа кластеров ………………………………………….. | |
5.2 | Стратегии горизонтальной интеграции ………………………………. | |
5.3 | Стратегии вертикальной интеграции …………………………………. | |
5.4 | Бенчмаркинг как основа создания конкурентноспособного предприятия ……………………………………………………………. | |
6. | Характеристика сделок фирмы на зарубежном рынке | |
6.1 | Факторы, определяющие масштабы и форму сделки | |
6.2 | Экспорт как форма международной сделки | |
6.3 | Экспортная кооперация | |
6.4 | Международный лицензинг | |
6.5 | Международный лизинг | |
6.6 | Международный франчайзинг | |
6.7 | Международные договоры по управлению | |
Список литературы |
ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
Развитие мировой торговли в1947-2009 гг.
По статистическим данным Всемирной торговой организации международная торговля после Второй Мировой Войны развивалась очень быстрыми темпами (рис.1, рис.2). В 1948 году мировой экспорт товаров составлял 59 млрд. долл. США, импорт – 62 млрд. долл. США, а спустя 60 лет, в 2008 году соответственно 15717 млрд. долл. США и 16127 млрд. долл. США.
| ||||||||||
Рисунок 2[1]- Мировой экспорт товаров Рисунок 34 – Мировой импорт товаров
И с т о ч н и к: составлено по данным И с т о ч н и к: составлено по данным
[20, с.10], [21, с.11] [20, с.11], [21, с.11]
В период с 1950 по 1973 годы ежегодный рост экспорта товаров в среднем составлял 8 %. В 80-ые годы после двух скачков роста цен на нефть, что вызвало инфляцию, мировые показатели экспорта ухудшились. Но в 1990-ых годах внешняя торговля вновь быстро расширялась, в значительной степени за счет появления новых информационных технологий. В период 2000-2007 годов, несмотря на сокращение торговли, вызванное кризисом 2001 года, среднемировой показатель экспорта продолжал расти и составил 6 процентов.
С 1947 по 2008 годы среднемировой показатель роста экспорта товаров составил 6,2%.
Развитие внешней торговли по регионам и странам мира не отличалось равномерностью (таблица 1).
Таблица 1 – Мировой экспорт товаров по регионам в 1948, 1953, 1963, 1973, 1983, 1993, 2003 и 2008 годы4
Регион/год | |||||||||
Объем, млрд. долл. США | |||||||||
Мир | |||||||||
Доля, % | |||||||||
Мир | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |
Северная Америка | 28,1 | 24,8 | 19,9 | 17,3 | 16,8 | 18,0 | 15,8 | 13,0 | |
США | 21,7 | 18,8 | 14,9 | 12,3 | 11,2 | 12,6 | 9,8 | 8,2 | |
Канада | 5,5 | 5,2 | 4,3 | 4,6 | 4,2 | 4,0 | 3,7 | 2,9 | |
Мексика | 0,9 | 0,7 | 0,6 | 0,4 | 1,4 | 1,4 | 2,2 | 1,9 | |
Южная и Центральная Америка | 11,3 | 9,7 | 6,4 | 4,3 | 4,4 | 3,0 | 3,0 | 3,8 | |
Бразилия | 2,0 | 1,8 | 0,9 | 1,1 | 1,2 | 1,0 | 1,0 | 1,3 | |
Аргентина | 2,8 | 1,3 | 0,9 | 0,6 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | |
Европа | 35,1 | 39,4 | 47,8 | 50,9 | 43,5 | 45,4 | 45,9 | 41,0 | |
Германия | 1,4 | 5,3 | 9,3 | 11,6 | 9,2 | 10,3 | 10,2 | 9,3 | |
Франция | 3,4 | 4,8 | 5,2 | 6,3 | 5,2 | 6,0 | 5,3 | 3,9 | |
Италия | 1,8 | 1,8 | 3,2 | 3,8 | 4,0 | 4,6 | 4,1 | 3,4 | |
Великобритания | 11,3 | 9,0 | 7,8 | 5,1 | 5,0 | 4,9 | 4,1 | 2,9 | |
СНГ | - | - | - | - | - | 1,5 | 2,6 | 4,5 | |
Африка | 7,3 | 6,5 | 5,7 | 4,8 | 4,5 | 2,5 | 2,4 | 3,5 | |
Южная Африка | 2,0 | 1,6 | 1,5 | 1,0 | 1,0 | 0,7 | 0,5 | 0,5 | |
Ближний Восток | 2,0 | 2,7 | 3,2 | 4,1 | 6,8 | 3,5 | 4,1 | 6,5 | |
Азия | 14,0 | 13,4 | 12,5 | 14,9 | 19,1 | 26,1 | 26,2 | 27,7 | |
Китай | 0,9 | 1,2 | 1,3 | 1,0 | 1,2 | 2,5 | 5,9 | 9,1 | |
Япония | 0,4 | 1,5 | 3,5 | 6,4 | 8,0 | 9,9 | 6,4 | 5,0 | |
Индия | 2,2 | 1,3 | 1,0 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,8 | 1,1 | |
Австралия и Новая Зеландия | 3,7 | 3,2 | 2,4 | 2,1 | 1,4 | 1,5 | 1,2 | 1,4 | |
Шесть НИС Восточной Азии | 3,4 | 3,0 | 2,4 | 3,4 | 5,8 | 9,7 | 9,6 | 9,0 | |
ЕС | - | - | 27,5 | 38,6 | 30,4 | 36,1 | 42,4 | 37,5 | |
СССР | 2,2 | 3,5 | 4,6 | 3,7 | 5,0 | - | - | - | |
Страны ГАТТ/ВТО | 60,4 | 68,7 | 72,8 | 81,8 | 76,5 | 89,5 | 94,3 | 93,4 | |
И с т о ч н и к: [20, с.10]
Самыми динамичными экспортерами товаров в 1950-73 годы были Западная Европа и Япония. Укреплению позиции Европы в мировой торговле способствовало развитие интеграционных процессов, при которых росла доля внутриевропейской торговли в мировой. В 1953 году она составляла 18,3 процента и повысилась до 31,2 процентов в 1973 году. Но доминирующая доля в мировом экспорте в начале 1950-х годов принадлежала Соединенным Штатам Америки. В 1965 году США заключили с Канадой автомобильное соглашение, что усилило внутрисевероамериканскую торговлю и увеличило долю этих двух стран в мировой торговле.
В то время как Соединенные Штаты Америки и Япония оставались основными экспортерами, в начале 1960-ых значительно увеличили свой экспорт 6 новоиндустриальных стран (НИС) Азии. За два десятилетия после 1963 года доля азиатских НИС в мировом экспорте товаров повысилась с 2,4 процентов до 9,7 процентов. Эти экономически быстро развивающиеся страны первоначально превосходили другие государства в экспорте текстильных изделий, позже – бытовой электроники и продуктов.
В 1973-1983 годы увеличилась доля в мировом экспорте стран Ближнего Востока экспортирующих нефть. По истечении этого периода она уменьшилась из-за падения цен на нефть.
С начала 80-ых годов и в течение следующих двух десятилетий на долю стран в мировом экспорте товаров в значительной степени оказывало влияние колебание товарных цен и обменные курсы.
В 1993 году, после распада Советского Союза и прекращения существования Совета Экономической Взаимопомощи доля стран Западной Европы, Северной Америки и Японии в мировом экспорте товаров достигла пика – более 70%. Вместе с шестью НИС она составляла более 80% в мировой торговле 1993 года.
В 1990-ые годы доля Японии в мировом экспорте товаров началась значительно сокращаться прежде всего вследствие сильного конкурентного давления со стороны НИС и Китая. В промышленно развитых странах в это время начался интеграционный процесс, одной из целью которого было укрепление позиций объединенных стран в мировой торговле. В 1994 году было образовано Северо-Американское Соглашение о свободной торговле (NAFTA), что способствовало увеличению доли Канады и Соединенных Штатов в глобальной торговле. Процесс интеграции также охватил центральноевропейские страны и Балтийские государства. Но эти меры не могли остановить относительное снижение доли США и европейских промышленно развитых стран в мировом экспорте. Уменьшение доли индустриальных стран непосредственным образом взаимоувязано с развитием Китая и образованием Содружества Независимых Государств (СНГ).
Увеличенное доли Китая в мировом экспорте первоначально было за счет текстиля и других трудоемких товаров, таких как обувь и игрушки, но затем - за счет бытовой электроники и потребительских товаров. Позже наибольшую прибыль Китай получал за счет экспорта железных и стальных прутков. В период 1990 – 2007 годов Китай более чем утроил свою долю в мировом экспорте товаров.
Повысилась доля в мировом экспорте стран Африки, Ближнего Востока, Центральной и Южной Америки, которые экспортируют главным образом полезные ископаемые.
На пятерку мировых лидеров в экспорте товаров (Германия, Китай, США, Япония, Нидерланды) в 2008 году приходилось почти 35 процентов всех поставок (табл. 2). Позицию номер один в экспорте товаров в 2008 году занимала Германия с долей 9,1 процента мирового экспорта. В 2009 году экспортером номер один в мире стал Китай.
Таблица 2 - Ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле товарами, 2008 (млрд. долл. США и в %)
Место | Экспортеры | Стои-мость | Доля | Годовое изме-нение, % | Место | Импортеры | Стои-мость | Доля | Годовое изме-нение, % | |
Германия | 1461,9 | 9,1 | США | 2169,5 | 13,2 | |||||
Китай | 1428,3 | 8,9 | Германия | 1203,8 | 7,3 | |||||
США | 1287,4 | 8,0 | Китай | 1132,5 | 6,9 | |||||
Япония | 782,0 | 4,9 | Япония | 762,6 | 4,6 | |||||
Нидерланды | 633,0 | 3,9 | Франция | 705,6 | 4,3 | |||||
Франция | 605,4 | 3,8 | Великобритания | 632,0 | 3,8 | |||||
Бельгия | 475,6 | 3,0 | Нидерланды | 573,2 | 3,5 | |||||
Российская Федерация | 471,6 | 2,9 | Италия | 554,9 | 3,4 | |||||
Великобритания | 458,6 | 2,9 | Бельгия | 469,5 | 2,9 | |||||
Канада | 456,5 | 2,8 | Южная Корея | 435,3 | 2,7 | |||||
Мир | 100,0 | Мир | 100,0 |
И с т о ч н и к: [20, с.11]
В 2008 году влияние современного финансово-эконмического кризиса стало очевидным, но рост мирового экспорта товарами продолжался и составил 15%, несколько ниже, чем в 2007 году (16%), но выше среднегодового показателя в 12% наблюдаемого с 2000 года. Наибольшее падение в торговле при этом наблюдалось в Европе (16%), экспорт в Азии уменьшился на 5%, в Северной Америке – на 7%. Падение экспорта продолжилось в 2009 году. В первом квартале 2009 года оно составило 29% и в наибольшей степени затронуло такие сектора как автомобилестроение (падение 48%), экспорт металла и стали (37%), оборудования телекоммуникаций (29%), интегральных схем (31%).
Что касается структуры мировой торговли товарами, то в мире происходило постоянное увеличение доли товаров промышленного назначения и уменьшение сельскохозяйственных продуктов. В 1950 году доля сельскохозяйственных товаров (включая продукты переработки) в мировом экспорте была больше чем 40 %, в 1999 году – уже меньше 10 %, в 2008 году около 8,5 %.
При этом объемы экспорта сельскохозяйственной продукцией увеличивались достаточно быстрыми темпами. В 2008 г. данный показатель более чем в 3,2 раза превышал уровень 1990 г. (рис.3).
Рисунок 3 – Динамика роста мирового экспорта сельскохозяйственных товаров
И с т о ч н и к: составлено по данным [20, с.52]
В мировой торговле сельскохозяйственными товарами преобладают продовольствие и продукция перерабатывающей промышленности, доля которых достигает почти 80%. Оставшиеся 20% составляет сельскохозяйственное сырье.
По географическим регионам в мировом экспорте сельскохозяйственной продукции с большим отрывом лидирует Европа: в 2008 г. на данный регион приходилось 44,9%. Далее следуют Азия (19,4%), Северная Америка (15,8%), Южная и Центральная Америка (11,7%). Совокупный удельный вес стран СНГ в международной торговле сельскохозяйственной продукцией составляет лишь 3,6%.
При этом доля пятерки лидеров (ЕС, США, Бразилия, Канада, Китай) в мировом экспорте сельскохозяйственной продукции составляла в 2008 году 66,5% (таблица 3).
Следует особо отметить, что, в отличие от товаров промышленного назначения, доля промышленно развитых стран (ЕС, США, Канады) в экспорте сельскохозяйственных продуктов (включая пищевую промышленность) за последние 50 лет значительно повысились: с 40 % в 1955 году почти до 60 % в 2008 году.
Таблица 3 – Ведущие экспортеры и импортеры сельскохозяйственной продукции в 2008 году
Страна | Объем, млрд. долл. США | Доля в мировом экспорте, импорте, % | |
2000 год | 2008 год | ||
Экспорт | |||
Мир | 1341,6 | 100,0 | 100,0 |
1. ЕС (27) | 566,32 | 41,5 | 42,2 |
2. США | 139,97 | 12,9 | 10,4 |
3. Бразилия | 61,4 | 6,3 | 4,6 |
4. Канада | 54,0 | 2,8 | 4,0 |
5. Китай | 42,29 | 3,0 | 3,2 |
6. Аргентина | 37,5 | 2,2 | 2,8 |
7. Индонезия | 32,86 | 2,2 | 2,4 |
8. Таиланд | 31,66 | 1,4 | 2,4 |
9. Малайзия | 27,8 | 1,4 | 2,1 |
10. Австралия | 26,14 | 3,0 | 1,9 |
Импорт | |||
Мир | 100,0 | 100,0 | |
1. ЕС (27) | 611,75 | 42,3 | 43,3 |
2. США | 115,91 | 11,5 | 8,2 |
3. Япония | 80,63 | 10,4 | 6,1 |
4. Российская Федерация | 34,27 | 3,3 | 2,4 |
5. Канада | 31,24 | 2,5 | 2,2 |
6. Корея | 26,36 | 1,5 | 1,9 |
7. Мексика | 25,92 | 2,1 | 1,8 |
8. Гон Конг, Китай | 16,5 | 1,8 | |
9. Саудовская Аравия | 15,86 | 2,0 | 1,1 |
10. Объединенные Арабские Эмираты | 14,64 | 0,9 | 1,0 |
И с т о ч н и к: [20, с.51]
В 2007-2008 гг. на мировом рынке произошло существенное увеличение цен на сельскохозяйственные продукты. В 2008 году в сравнении с 2005 годом цены на продовольствие увеличились на 153%. Особенно значительный рост цен произошел на рис – 243%, кукурузу – 227%, пшеницу – 214%.
Ценовой рост на сельскохозяйственные продукты был обусловлен, прежде всего, значительным спросом со стороны развивающихся стран. Около 12% импорта Африки в 2007 г. приходилось на продукты, что вдвое превысило мировой средний рост. В период с 2002 по 2008 гг. импорт продуктов значительно увеличился в Китае (среднегодовой темп рост 27 %), в новых 12 государствах Европейского Союза (27 %) и в странах СНГ (23%).
Быстрыми темпами развивается и современная международная торговля услугами, оказывая все более существенное влияние, как на развитие национальных экономик, так и мировое хозяйство в целом.
Общий объем экспортируемых услуг в мировой торговле вырос с 155 млрд. долл. США в 1975 году до 3780 млрд. долл. США в 2008 году, то есть за 33 года более чем в 24 раз (рис. 4).
Рисунок 4 – Динамика роста мирового экспорта коммерческих услуг
И с т о ч н и к: составлено по данным [20, с.176], [21, с.7]
Согласно официальной статистики, в мире в 2008 году экспорт услуг составил более 19% всего торгового экспорта (табл. 4). Банковские услуги, страхование, операции на рынке ценных бумаг, строительство, телекоммуникационные услуги преодолели национальные границы.
Таблица 4 – Мировой экспорт товаров и коммерческих услуг, 2008
Объем, млрд.долл.США | Доля в мировом экспорте, % | Темпы роста, % | ||||
2000-07 | ||||||
Товары | 80,6 | |||||
Услуги | 19,4 |
И с т о ч н и к: [21, с. 7]
Однако последние семь лет (2000-07 годы) темпы роста экспорта услуг отставали от темпов роста экспорта товаров (за исключением 2007 года, когда они составили 19 процентов). В 2008 году мировой экспорт коммерческих услуг вырос на 12%. Как свидетельствуют статистические данные экспорт услуг замедлился прежде всего в ЕС и США, на долю которых приходится 60% мирового экспорта коммерческих услуг, и падение соответственно составило 10% и 11%. При этом, несмотря на продолжающийся экономический сад, в 2008 году экспорт коммерческих услуг из России увеличился на 30% по сравнению с 2007 годом, из Бразилии – на 27%.
Географическое распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью. Около 75% стоимости объема услуг экспортируется развитыми странами, 24% - развивающимися и странами с переходной экономикой, 1% - международными организациями. Международная практика свидетельствует, что услуги в основном экспортируются либо промышленно развитыми странами, либо имеющими географическое преимущество.
Доля первой пятерки мировых лидеров в экспорте услуг (США, Великобритания, Германия, Франция, Китай) в 2008 году составляла 35,8% всего мирового экспорта услуг (табл. 5). Для компаний из этих стран большое значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах.
Таблица 5 - Ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле коммерческими услугами, 2008 (млрд. долл. США и в %)
Место | Экспортеры | Стои-мость | Доля | Годовое изме-нение, % | Место | Импортеры | Стои-мость | Доля | Годовое изме-нение, % | |
США | 521,4 | 13,8 | США | 367,9 | 10,5 | |||||
Великобритания | 283,0 | 7,5 | Германия | 283,0 | 8,1 | |||||
Германия | 241,6 | 6,4 | Великобритания | 196,2 | 5,6 | |||||
Франция | 160,5 | 4,2 | Япония | 167,4 | 4,8 | |||||
Китай | 146,4 | 3,9 | Китай | 158,0 | 4,5 | |||||
Япония | 146,4 | 3,9 | Франция | 139,4 | 4,0 | |||||
Испания | 142,6 | 3,8 | Италия | 131,7 | 3,8 | |||||
Италия | 121,9 | 3,2 | Ирландия | 106,2 | 3,0 | |||||
Индия | 102,6 | 2,7 | Испания | 104,3 | 3,0 | |||||
Нидерланды | 101,6 | 2,7 | Корея | 91,8 | 2,6 | |||||
Мир | 100,0 | Мир | 100,0 |
И с т о ч н и к: [20, с.12]
Положение развивающихся стран в мировом экспорте услуг, как и в экспорте товаров, укреплялось по мере их экономического развития и притока иностранного капитала. Это особенно характерно для таких стран Азии, как Китай, Сингапур, Республика Корея. Китай в 2008 году занял пятую позицию в мировом экспорте услуг (3,9 процента) и также в их мировом импорте (4,5 процента). Хотя еще в 2005 году это были девятое и седьмое места соответственно, с мировыми долями в экспорте 3,1 процентов и в импорте 3,5 процентов.
Различные страны значительно отличаются друг от друга по видам и характеру предоставляемых услуг. Так, швейцарские фирмы сильны в банковском деле, торговле, организации материально-технического обеспечения, консалтинге и обучении. Английские фирмы занимают прочные позиции в страховании, аукционной торговле, управлении денежными операциями и в различных областях консультационных услуг. Сингапурские фирмы сильны в судоремонте, обслуживании авиалиний, портов и терминалов. Американским фирмам принадлежит лидерство с операциями на рынке ценных бумаг, в управлении гостиничным хозяйством, в бухгалтерском учете и в рекламе.
Структура международной торговли услугами достаточно сложна. Наибольшее значение в мировой торговле услугами имеет туризм и транспорт. В стоимостном выражении наблюдается их абсолютный рост, в то же время их доля в общем объеме экспорта услуг снижается (таблица 6).
Таблица 6 - Мировой экспорт коммерческих услуг по видам
Виды услуг | Объем, млрд.$ | 2008 г. к 2000 г. % | Доля, % | |||||
2000 г. | 2007 г. | 2008 г. | 1990 г. | 2000 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||
Все коммерческие услуги | 253,2 | |||||||
В том числе: Транспортные Поездки Другие | 255,7 198,3 290,5 | 28,5 33,9 37,6 | 23,3 32,1 44,6 | 22,8 26,5 50,7 | 23,6 25,1 51,2 |
И с т о ч н и к: составлено по данным [20], [21, с.9]
Доля транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг снизилась с 28,5 % в 1990 году до 23,6 % в 2008 году, поездок с 33,9 % до 25,1 %. Соответственно возросла доля «других услуг» - с 37,6 % до 51,2 %. Такая мировая статистика сформировалась, прежде всего, за счет показателей развитых стран. Рост «других услуг» происходил в последнее время благодаря развитию информационных технологий. Наибольший вклад в эту статью экспорта вносят роялти и лицензионные платежи, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, страховые услуги, услуги связи, строительные услуги. Продолжительное же снижение доли транспортных услуг определялось снижением тарифов на перевозки, внедрением новых технологий доставки грузов.