Методика прогноз-я ассортим-й струк-ы розн. и опт. товарооб-та
Прогноз-е ассорт-ой стр-ры розн. товаро-таосновывается на основе учета стр-ры товаров за прошлые года, состоянии тов. запасов, возможности закупки тов-в у поставщиков, изменения численности покупателей и покупат-х фондов, предпочтения покупателей, особенности конкретного сегмента рынка. Применяются методы:
· По тов-м, спрос на которые полностью удовлет-ся (достигнутый уровень реализации в расчете на душу населения*численность обслуживаемых потребителей с учетом предполагаемых изменений в них)
· По тов-м, ресурсы которых ограничены (метод учитывает ресурсную обеспеченность, состояние тов-х запасов, возможность закупок товаров за счет нетрадиционных источников поступления (консигнация), объем неудовлетв-ого спроса, возможность переключения неудовлетв-ого спроса на товары-заменители)
· По тов-м, продажа которых развивается по тем же тенденциям, что и общий объем розничного товаро-та или денежных доходов (использование коэф.эластич-и товаро-та, котор. показывает относительное увелич. или уменьш. товаро-та по группам товаров при изменении покупат-ого фонда на 1%)
· По тов-м культурно-бытового назнач. длительного пользования (на основе доли покупат-их фондов, направляемых на покупку этих товаров, с целью повышения обеспеченности населения этими товарами. Для расчетов испол-ся показатели размера покупат-ого фонда идущих на покупку этих товаров, данные о кол-ве людей обеспеченные этими тов-ми, инфа о средних ценах, индекс среднегодового изменения кол-ва семей и изменении их обеспеченности этими товарами)
· По тов-м, которые в наименьшей степени подвержены колебаниям спроса (экон-матем. методы, а именно корреляционно-регрессивный)
Для определения объема опт. товаро-тапо товарной группе применяюися методы:
1. на основе определения общей потребности организаций покупательской зоны обслуживания (розн-ых, общес-го питания, производственных, оптовых, ИП) в товарах конкретной группы и возможностей ее покрытия минуя оптовую организацию. Топт = Потр – Ппр – Тпоср (где Топт – опт. товаро-т по группе товаров; Потр – потребность организаций зоны обслуживания в товарах данной группы; Ппр – объем поступления из прочих источников (минуя опт. организацию); Тпоср – объем оборота посреднической деят-ти орган-ии по данной группе.)
Можно определить оптово-складской оборот, исключив из общего объема оптового товарооборота транзитный с участием оптовой организации в расчетах.
2. По отдельным тов-ым группам, по которым проявляется четкая тенденция зависимости развития опт. Товаро-та от розничного в зоне деятельности опт. организации. Коэф.эластичности будет характеризовать относительное увеличение или снижение оптовой реализации товаров при изменении розничного товарооборота зоны обслуживания на один процент.
3. Если оптовая организация реализует узкий ассорт-т тов-в или имеет небольшой объем товаро-та, примен-ся подход, заключающийся в планировании сначала общего объема опт. товаро-та ,а потом расчетом объемов продаж по тов-м группам. В этом случае применяются методы скольз. средней; удвоенных или уменьшенных средних величин; экстраполяции, динамического ряда; расчеты на основе применения уравнений простой регрессии; экстремумов; на основе расчета многофакторной экономико-математической модели. После определения прогнозной величины общего объема товаро-та необходимо определить его ассортиментную структуру. Основой для прогноз-я являются данные об объеме и ассортименте закупаемых товаров и данные о выделенных квотах. При прогноз-нии стр-ры товаро-та учитывается динамика продаж товаров за ряд лет, и может быть использован метод прогноз-ния потоварно-групповой структуры спроса.
4. расчет объема опт. товар-та по периодам года (кварталам, месяцам). Ппримен-ся методы прогнозирования доли отдельных периодов в общем годовом товарообороте (аналогично доле отдельных групп товаров), но наиболее достоверным следует признать расчет на основе индексов сезонности. Товарооборот конкретного периода определяется путем: годового плана товарооборота*индекс сезонности этого периода.
Организация контроля за ходом выполнения плана товарооборота
Наряду с план-ем и орг-ей, ф-ия контроля выступ в кач-ве осн.задачи рук-ва орг-ии, дающей возм-ть устан отклон-ия рез-ов тек деят-ти от запланир, анализ-ть причины этих отклон-ий и выраб корректир меры для их устран-ия.
Процесс контроля направлен на достиж орг-ей собствен целей, и его сод-ие как ф-и упр-ия состоит из:
-выраб-ки правил, стан-ов, пок-ей и критериев деят-ти;
-измер ее текущ рез-ов;
-выявл-ия откл-ий от устан режима деят-ти и их причин;
-осущ корректировок поведения орг-ии или отд ее звеньев, раб-ов.
Предмет контроля: вся деят-ть орг-ии за исключ высш рук-ва, работа кот провер-ся вышестоящ органами упр и относится к ф-и внешн контроля. Степ соверш-ва системы внутр контроля во многом опред хар-ом распр-ия ф-й и ответст-ти за их надлеж испол-ие, налич четких правил и проц-ур осущ упр д-ий.
Исходя из масштаб и хар-ра деят-ти фирмы, устан-ся масштабы допустим откл-ий, а сист контроля включ в анализ их причин и выр-ку корректир д-ий лишь в том случае, когда факт откл-ие от уст-го стандарта превыш допустим вел-ну.
После сопост-ия достиг рез-ов с устан станд-ми необхрешить, что делать:
• ничего не предпринимать;
• устранять отклонение;
• пересмотреть стандарт.
Предупредительность кон-ля явл осн его чертой, поэтому суть корректир возд-ия: выявл-ие истин причин возник откл-ия от станд образа функц-ия и оператив выр-ки эффектив упр-го реш-ия.
Своевременностьзаключ в уст-ии оптим врем интервалов м/у измер в таком диапазоне, чтобы возмож нежелат откл-ия не привели к кризис ситуациям. Гибкость- оператив коррект-ка, адекват происх измен-ям во внеш и внутр среде орг-ии. Контроль должен быть макс простым, экономичным, удовл-им интересы всех сторон к отвеч-им их потр-ям и возм-ям.
Контролинг — это эффектив система упр-ия, интегрир-ая планир-ие, традиц учет и контроль, маркетинг и обеспеч-ая долговрем конкурентоспос сущ-ие фирмы. Осн принципы этой системы: «Сегодня делать то, о чем другие завтра только будут думать. Контр ф-и в магазине как правило возлага на рук-ля. Внутр контроль провод путем проверки наличности в кассе с кассов чеками. Внеш контроль заключ в передаче в голов орг-ию сводных данных по т/о за каждый день.
С ростом конк-ии на рынке рознич торговли на первый план выходит задача эффектив упр-ия тов зап-ми. Ее реш-ие немыслимо без прим-ия соответ систем автоматиз-ии, базир на соврем техн-ях идентиф-ии тов-ов (штрих-кодирование), их учета с прим-ем сканеров, касс, весов, терминалов сбора данных, а также принят управленч реш-ий.
Автоматизация магазина дает:
- возмож-ть вести учет наличия и движ-ия товара на складе в реал режиме времени.
- контролировать сроки реализации товара;
- избежать уценок, устаревания товара;
- оптимизировать товарные запасы;
- вести контроль и устранять недостачи и хищения;
- организовать прием и выдачу товара;
- значительно уменьшить количество ошибок;
- быстро оформлять необходимые документы.
Преимущества автоматизации:
1. Произ-ся колич и суммов учет остатковов и движ-ия конкр тов на складе и в маг-е
2.Возм-ть прослед за взаимоотн-ми с конкр постав-ом
3.Контроль за своевременным пополнением, товарами торгового зала.
4.Упрощение переоценок товаров.
5.Облегчение работы кассира-оператора
6.Сокращ времени обслуживать покуп-ля за счет считывания кода товара сканером.
7.Упрощение работы с весовым товаром.
8.Отслеж-ие тов-ов с истекшим срокам хран-ия, с просроч сертификатом годности.
57.Система управления розничным т/о.Методы,стимулы,ответственность,организация процесса
Для эффектив упр-ия торг орг-цией треб внедрить информац.систему. Она позволяет автоматиз-ть задачи оператив и упрвленч учета, анализа и план-ия торг операций.Система служит источ инф-ии для анализа отнош-ия покуп-лей к опред произв-лю и его товару.
Планир-ие,орг-ия деят-ти,контроль более результат-ны если основ-ся на мотивац стимулах к достиж-ию высок пок-лей развития т/о.
Стимулир-ие продаж-сов-ть приемов,примен на протяж всего жизн.цикла товра к 3 участникам рынка-продавцу,опт торговцу и покуп-лю.
Важнейш принцип при стимулир продавца-его заинтер-ть в продаже.Стимулы на уровне продавцов:
-целевая премия
-доп отпуск
-соц пакет
-оплата проезда
-премии лучшим сотрудникам
-организ-ия отдыха и др.
Осн ср-ва стимулир-ия роста продаж :
-скидки с цены за объемы
-скидки за включ нового товара в закуп ассортимент
-конкурсы,лотереи
-орг-ия сервиса и обучения
Цельстимулир-ия потребителя –завоевание лояльности потреб-ля к дан орг-ии и продукции.
Средства стимул-ия:
-предст-ие образцов для показа или на пробу
-раздача купонов,гарантир покупку тов со скидкой
-скидка за кол-во
-бесплат сервисное обслуживание
-поощрение премией при покупке тов-в на опред сумму
58. Методика планирования т/о
После определения планов V товарооб на прогноз период приступают к распредел его по кварт,мес,декадам и неделям. Тем самым реализ принцип планиров «сверху вниз»(цели, лежащие в основе плана продаж, спуск вниз по всем уровням иерарх управл и по всем вутригодич периодам). Внутригод этап планиров позвол рук-ву орг-ии построить надежную систему управл развитием розн товарооб в теч года и обесп эф использ ср-в, затр на закупку тов.
Основой для разраб плана розн товарооб во внутригод разрезе служат данные анализа о развитии товарооб за 3-5 предшеств лет и выявленные прогноз резервы его роста, также прогноз пок-ли развития экон-ки страны,региона,обслуж сегмента р-ка(должна обесп-ся ритмичн-то и равном-ть выполн плана в теч года, сез-ть развит товарооб и ур-нь конкурсп-ти орг-ии).
В планиров V роз тов-та(кварт и мес)использ 2 гр методов: эконом-стат и эконом-мат.(составл разработочная табл). При планиров роз тов-та на кварт и мес следует учитыв его сез-ть колебаний за предшеств годы => коэф сезон-ти(позвол скорректир-ть V продаж на план период и увелич реальность плана реализ тов на кварт(мес)). Из-за изменений конъюн р-ка необход производ корректир планов с наступл нов мес и кварт(для равном-ти развит роз тов-та).
После определения месячного, квартального или годового товарооборота необходимо разработать плановое задание по товарообороту каждому отделу, секции (структурному подразделению). Разработано несколько методов планиров тов-та по структур подразд-ям:
*с учетом уд веса отдела (секции) в общем объеме торг пред-я(опред-ся планов уд вес кажд отдела в общ V тов-та орг-ии, рассч-ся план тов-от на предстоящ период и темпы его измен);
*исходя из торг площади, занимаем отделом(секц)(рассч V план тов-та по отделам при отчет нагрузке на 1м2 торг пл, рассч план темп измен по отделам);
*с прицелом на рост конкур-ти орг-ии(заимствов лучшего опыта конкур-в);
*с использованием эк-мат и эк-стат моделей(рассч коэф эластич, темп прироста тов-та каждого отдела, планируем тов-от кажд отдела и общ).