Переменные и постоянные издержки

Постоянные издержки FC (англ. fixed costs) — это издержки, которые не зависят от объема производства. Затраты на поддержание производственного потенциала фирмы включают расходы на содержание административного аппарата, арендную плату, амортизационные отчисления. Проценты за кредит не зависят от объемов производства в конкретный период и относятся к постоянным издержкам.

Переменные издержки VC (англ. variable costs) — это издержки, зависящие от объема производства. Они увеличиваются (уменьшаются) пропорционально масштабам бизнеса:

  • затраты на сырье, материалы,
  • рабочую силу,
  • комиссионные торговым посредникам.

Валовые издержкиТС (англ. total costs) – сумма постоянных и переменных издержек.

Средние издержки - издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара.

Выделяют:

  • средние постоянные издержки AFC (англ. average fixed costs), которые рассчитывают путем деления постоянных издержек фирмы на объем производства;
  • средние переменные издержки AVC (англ. average variable costs), исчисляемые путем деления переменных издержек на объем производства;
  • средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия АТС (англ. average total costs), которые определяют как сумму средних переменных и средних постоянных издержек или как частное от деления валовых издержек на объем выпуска.

Предельные издержки

Прирост продукции за счет увеличения на единицу использования какого-либо переменного фактора называется предельным продуктом этого фактора. Поскольку фирма сталкивается в первую очередь не с количеством используемых ресурсов, а с их денежной оценкой, то ее интересует прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции, который называется предельными издержками фирмы МС (англ. marginal costs):

,
Переменные и постоянные издержки - student2.ru

где DVC — прирост переменных издержек; DQ — вызванный ими прирост объема производства.

18. Стоимость и себестоимость продукции. Структура себестоимости и ее значение для работы предприятия. Понятие стоимости продукции Стоимость продукции. Включает в себя затраты на производство предприятия-производителя + плюс прибыль собственника + пропорциональное участие предприятия в общественных расходах (налоги как источник оплаты затрат абстрактного труда) В практических расчетах на российских предприятиях используется такая форма группировки издержек производства, как себестоимость. Понятие себестоимости Себестоимость показывает, во что обходится производство товаров предприятию. В зависимости от функционального назначения и методов установления существует несколько видов себестоимости:
  • нормативная себестоимость — служит для определения потребностей, пропорциональных планируемому объему производства;
  • фактическая себестоимость — устанавливается на основе данных бухгалтерского учета.
Структура себестоимости Различают себестоимость:
  • цеховую;
  • общезаводскую;
  • полную (коммерческую).
Цеховая себестоимость (неполная производственная себестоимость) К данному виду себестоимости относят издержки, на которые реально может влиять линейное подразделение: · материальные затраты (соответствие норм расхода сырья фактическим) · расход энергоносителей · расход фонда оплаты труда и т.д. Общезаводская (полная производственная) себестоимость Включает:
  • материальные затраты;
  • амортизационные отчисления;
  • оплату труда;
  • накладные расходы;
  • отчисления на государственное социальное страхование;
  • отчисления по обязательному медицинскому страхованию;
  • выплата по процентам за кредиты банка;
  • налоги и т.д.
Полная (коммерческая) себестоимость: Полная производственная себестоимость + прибыль = полная (коммерческая) себестоимость (выраженная в оптовой цене) Пути снижения себестоимости На каждом предприятии есть свои пути и средства снижения затрат, но есть и общие. Общую основу снижения себестоимости составляет рост эффективности производства, улучшение использования всех его факторов. Таблица
Пути снижения себестоимости Экономия живого труда Более высокие темпы роста производительности труда по сравнению с ростом затрат
Экономия овеществленного труда Рациональное использование сырья, мате риалов, топлива Эффективность использования оборудования
Сокращение административно-управленческих расходов Совершенствование управления производством
19. Деятельность фирмы в краткосрочном и долговременном периоде. Общий, средний и предельный доход. Долгосрочный период — это период времени, достаточно продолжительный для того, чтобы предприятие было способно изменить все свои факторы производства. Краткосрочный период — это такой период времени, в течение которого затрачиваемые фирмой ресурсы не могут быть изменены. В долгосрочном отрезке времени полностью меняется предназначение предприятия, его цели, возможности, окружение, перспективы. Изменениям в краткосрочной перспективе противостоит так называемый «эффект парохода», не позволяющий осуществить резкое изменение курса. Понятие дохода предприятия Доход предприятия – это денежное выражение итогов хозяйственной деятельности за временной период. Совокупный доход представляет собой выручку от продаж произведённой продукции плюс доход от альтернативного использования капитала (в т.ч. сдачи в аренду имущества предприятия, доход от инвестиций временно свободного капитала предприятия в различные виды активов и т.д.). Выручка предприятия. Объем реализованной продукции и валовой доход от этой реализации, равный сумме денег, которую получает предприятие от продажи товаров по рыночным ценам: При оценке эффективности производственной (основной) деятельности производственного предприятия обычно используют понятие «валовый доход». Валовой доход Валовой доход = Р • Q , где Р — цена единицы продукции, Q — количество произведенной продукции. Валовый доход представляет произведение дохода от продажи одного изделия на общее количество выпущенных изделий. Предельный доход В деятельности предприятия возможен предельный доход. Под предельным доходом понимается дополнительный доход полученный за счет дополнительного выпуска и продажи изделий. Если вся продукция реализуется по одной цене, то доход от реализации дополнительной единицы продукции будет равен цене товара. Если же при изменении объема выпуска товаров происходит изменение цены товара в сторону уменьшения, то общий доход уменьшается на величину снижения цены реализации всех единиц товара. Средний доход В этом случае цена единицы продукции выступает как доход на единицу продукции или средний доход. Средний доход считается делением всего дохода (валового+предельного) на общее количество проданной продукции (валовой+предельной). Прибыль предприятия Прибыль представляет превышение доходов над издержками или разницу между валовым доходом и валовыми издержками производства. Общим для всех теорий прибыли и дохода является признание факта того, что прибыль является превышением над издержками, т.е. – прибыль есть доход за вычетом издержек. 20. Прибыль, норма прибыли. Прибыль предприятия Прибыль — генератор рыночной экономики, показатель эффективности деятельности предприятия. Увеличение прибыли — сигнал к расширению производства. С ее помощью осуществляется распределение ресурсов отраслям и сферам экономики; получение прибыли является основным стимулом снижения издержек производства. Прибыль представляет превышение доходов над издержками или разницу между валовым доходом и валовыми издержками производства. Общим для всех теорий прибыли и дохода является признание факта того, что прибыль является превышением над издержками, т.е. – прибыль есть доход за вычетом издержек. Различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль составляет превышение дохода над явными (бухгалтерскими) издержками. Экономическая прибыль — это разница между общей выручкой от продаж и всеми издержками (как явными, так и неявными).
 
  Переменные и постоянные издержки - student2.ru

Плата за использование предпринимательских способностей определяйся как нормальная прибыль.

Если сравнить величину полученной прибыли с величиной затраченного капитала, то получим показатель нормы прибыли. Это относительная величина

 
  Переменные и постоянные издержки - student2.ru

где р’ — норма прибыли; р — абсолютная прибыль; (c+v) — издержки производства, затраты капитала.

Норма прибыли — реальная категория рыночной экономики, определяющая для производителя степень выгодности его предприятия.

В экономике России эффективность работы предприятий определяется с помощью показателя уровня рентабельности, характеризующей степень доходности, прибыльности работы предприятий. Уровень рентабельности рассчитывается двумя способами:

1. Отношение прибыли предприятия к себестоимости производимой продукции, выраженное в процентах. Этот показатель нацеливает предприятие на снижение себестоимости продукции и учитывает только текущие затраты предприятия на производство продукции, не оценивая степень использования закрепленных за ним средств производства. Поэтому вторым способом расчета уровня рентабельности является следующий:

2. Отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств предприятия. Этот показатель ориентирует предприятие на более эффективное использование находящихся в его распоряжении средств производства.

21. Закон роста производительности труда и закон убывающей предельной производительности. Проблема минимизации издержек и максимизации прибыли. Закон роста производительности труда Один из основных законов экономики, лежащий в основе развития общества в целом: по мере научно-технического прогресса доля любого труда в изделии убывает; в пределах убывающей доли любого труда доля машинного труда возрастает, а доля живого человеческого труда уменьшается; в пределах убывающей доли живого труда доля умственного труда возрастает, а доля физического труда убывает. Закон убывающей предельной производительности. По мере использования средств производства, предельная производительность убывает пропорционально их износу и наступает момент когда дополнительные затраты ресурсов не дадут прироста продукции. Проблема минимизации издержек и максимизации прибыли заключается в том, что при определённой степени износа оборудования дополнительные издержки не только не приводят к увеличению прибыли, но и приводят к её уменьшению. Поэтому в реальной экономической деятельности дополнительные затраты ресурсов как правило не приводят повышению рентабельности за счет предельного выпуска продукции. Этим объясняется преимущество инновационного роста (интенсивного типа) над модернизацией (экстенсивным типом роста)   22. Эффект масштаба производства. Понятие эффекта масштаба производства Под масштабом понимается масштаб фирмы, измеренный объемом выпуска. Положительные и отрицательные последствия роста масштаба производства Эффект масштаба может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный эффект вызван: • распространением постоянных издержек на большее количество единиц продукции; • повышением производительности труда в связи с более узкой специализацией рабочих мест и более совершенным разделением труда; • техническими преимуществами от использования более крупного физического капитала. Отрицательный эффект масштаба производства Основная причина существования отрицательного эффекта от масштаба заключается в том, что при расширении масштабов деятельности фирмы растут управленческие расходы, усложняется, бюрократизируется управление фирмой. Поэтому рост управленческих расходов может превысить экономию от масштаба, и это вызовет рост средних издержек. 23. Рынок труда и заработная плата. Рынок труда — это совокупность социально-трудовых отношений по поводу найма и использования работников в общественном производстве. От других рынков он отличается тем, что объектом купли-продажи на нем является товар, не отчуждаемый от владельца, т.к. способность к труду является свойством человеческой личности. Ценой специфического товара на рынке труда является заработная плата, или цена труда. Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата — это денежная сумма, которую работник наемного труда получает за свой дневной, недельный, месячный труд Реальная заработная плата — масса благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Реальная заработная плата находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от уровня цен на товары и услуги. Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения — домашние хозяйства. 24. Рынок капитала и ссудный процент. Существуют различные подходы к определению данной категории, но наибольшее распространение получили два направления, характеризующие капитал как совокупность средств производства («вещная концепция») или как денежную сумму («монетарная»). А. Смит рассматривал капитал как накопленный труд: «Не на золото или серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира»[1] По мнению Д. Риккардо, капитал - это средство производства. Субъектами спроса на капитал являются бизнес, предприниматели; субъекты предложения капитала - это домашние хозяйства. Спрос на капитал — это спрос на инвестиционные средства, а не просто на деньги. В современных условиях большое влияние на функционирование рынка капитала оказывает инфляция. Поэтому различают номинальную и реальную ставку процента. Номинальная ставка — это процентная ставка, определенная при получении кредита. Реальная ставка — номинальная ставка с поправкой на инфляцию. Она равна разнице между номинальной ставкой и уровнем инфляции. При принятии решения о взятии ссуды предприниматель ориентируется прежде всего на реальную ставку. 25. Рынок земли и рента. В условиях рыночной экономики земля и другие природные ресурсы (вода, воздух, полезные ископаемые, леса и др.) являются товаром. На них предъявляется спрос, как и на другие факторы производства — труд и капитал. Цена земли, как и других факторов производства, зависит от соотношения спроса и предложения на рынке. Земля является главным средством сельскохозяйственного производства. Владелец земли, сдающий землю в аренду, получает доход, называемый рентой. Дифференциальная рента I выражает экстенсивное ведение сельского хозяйства, при котором рост продукции осуществляется за счет расширения посевных площадей. Дифференциальная рента II предполагает интенсивное ведение сельскохозяйственного производства, что означает дополнительное вложение капитала в землю — применение передовой агротехники, мелиорации, удобрений и т.д. В результате улучшается плодородие почвы, растет урожайность. Повышение производительности труда и снижение издержек производства приводит к образованию сверхприбыли, лежащей в основе дифференциальной ренты II. По истечении срока аренды при заключении нового договора земельный собственник повышает арендную плату, присваивая дифференциальную ренту II.   26. Совершенная (свободная) конкуренция. Монополия.

Конкуренция на рынке обусловлена столкновениями экономических интересов субъектов экономических отношений (производителей, посредников и потребителей), как между группами названных субъектов, так и внутри этих групп. Различают два основных вида конкуренции:

  • совершенная (свободная конкуренция), при которой право выбора потребителем ничем не ограничивается;
  • несовершенная, при которой право выбора потребителя ограничивается тем или иным способом (способами).

В несовершенной конкуренции выделяют монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.

  Несовершенная конкуренция   Совершенная (свободная) конкуренция
Монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Количество продавцов на рынке один несколько крупных ограниченное множество
Степень разнообразия продукции нет низкая низкая высокая
Преграды на пути выхода на рынок для новых участников максимум в основном - технологического и наукоёмкого свойства различного рода препоны (как коррупционного так и криминального свойства) нет
Наличие товаров-заменителей нет немного немного максимум
Влияние фирмы на определение цены товара полное чаще всего - тайный ценовой сговор цены завышены из-за значительной коррупционной составляющей и почти полным отсутствием конкуренции высокая степень конкуренции ограничивает аппетиты продавцов, вынуждая снижать цены и совершенствовать условия продаж

Монополия - тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.

Наши рекомендации