Спрос на продукт фирмы. Валовой, средний

И предельный доход фирмы

В условиях рынка продукта совершенной конкуренции имеется множество мелких независимо действующих фирм-производителей (продавцов). Каждая фирма производит и реализует незначительную долю рыночного объема предложения продукта, не может влиять на цену своего товара и вынуждена все единицы продукции продавать по одинаковой равновесной рыночной цене при всех возможных объемах выпуска.

Из определения спроса (D), приведенного в § 5.1, ясно, что кривая спроса (DD) показывает общее количество продукта, которое потребители готовы приобрести по каждой из возможных цен. С другой стороны кривая спроса (DD) показывает максимальную цену, которую готовы заплатить потребители за единицу продукта при всех возможных объемах покупок. В условиях совершенной конкуренции фирмы предлагают потребителям все возможные объемы произведенного продукта по одинаковой цене за единицу товара, а потребители, следовательно, имеют возможность купить любой предлагаемый объем продукта по одинаковой цене за одну единицу. Т.е. в условиях совершенной конкуренции спрос на продукт (DD) имеет вид горизонтальной линии (рис. 7.5), является совершенно эластичным и совпадает с кривой цен (Р) на продукт.

Определение валового дохода фирмы (TR) и формула для его подсчета (TR = P · Q) приведены в § 7.1.

Средний доход (average revenue, AR) – величина дохода фирмы на единицу продукции от общего объема производства и продаж за определенный период времени; подсчитывается по формуле:

Спрос на продукт фирмы. Валовой, средний - student2.ru 7.8

Из формулы 7.8 видно, что кривая, отражающая зависимость средней выручки (AR) от объема выпуска продукции (Q), является в то же время кривой спроса (DD) на данный продукт.

Предельный доход (marginal revenue, MR) – величина, на которую увеличивается валовой доход фирмы в результате увеличения объема произведенной и реализованной продукции на одну единицу; подсчитывается по формуле:

Спрос на продукт фирмы. Валовой, средний - student2.ru 7.9

В условиях совершенной конкуренции, когда все единицы продукции при любом объеме производства продаются по одной цене, производство и продажа еще одной любой единицы продукции увеличивает валовой доход фирмы на цену единицы продукции. В итоге в условиях совершенной конкуренции цена единицы продукции равна среднему доходу и равна предельному доходу (P = AR = MR) (табл. 7.3) и кривая спроса (DD) совпадает с кривыми цен (Р), среднего дохода (AR) и предельного дохода (MR) (рис. 7.5).

Постоянное увеличение валового дохода фирмы (TR) в условиях совершенной конкуренции при производстве и реализации еще одной единицы продукта на неизменную цену единицы продукта (табл. 7.3) ведет к тому, что кривая валового дохода фирмы (TR) имеет вид прямой восходящей линии, угол наклона которой определяется ценой единицы продукта (рис. 7.5).

Таблица 7.3

Валовой (TR), средний (AR) и предельный (MR) доход фирмы

в условиях совершенной конкуренции

Цена 1 т яблок, Р (тыс. руб.) Объем производства и продаж яблок, Q (т) Валовой доход, TR (тыс. руб.) Средний доход, AR (тыс. руб. на т) Предельный доход, MR (тыс. руб. на конкретную т)

 
  Спрос на продукт фирмы. Валовой, средний - student2.ru

Рис. 7.5. Кривые цен (Р), спроса (DD), среднего дохода (AR),

предельного дохода (MR), валового дохода (TR)

фирмы в условиях совершенной конкуренции

В условиях рынка чистой монополии фирма-производитель за первую единицу своей продукции назначает самую высокую цену, ориентируясь на самого богатого покупателя. Чтобы продать две единицы продукции фирма-производитель рассчитывает на покупательную способность второго по состоятельности потребителя или уже частично удовлетворенного первого потребителя и в соответствии с законом спроса понижает цену не на вторую, а на обе единицы продукции. Т.е. все больший объем продукта потребители готовы купить только по меньшей цене за единицу продукции. (Случай ценовой дискриминации, когда каждый покупатель или группы покупателей получают один и тот же товар по разным ценам не рассматривается в данном пособии). Для каждого последующего увеличения своих продаж фирма-монополист каждый раз снижает цену на все единицы нового объема продаж, поэтому предельный доход (MR) от продажи каждой последующей единицы товара все меньше новой цены единицы продукции (Р) (табл. 7.4) и кривая предельного дохода (MR) лежит ниже кривой спроса (DD) на продукт фирмы-монополиста (рис. 7.6). Валовой доход (TR) фирмы-монополиста по мере увеличения объема производства и продаж при одновременном снижении цены единицы продукции сначала увеличивается снижающимся темпом, достигает максимума, а затем понижается, так как TR = P · Q, где в идеале Q изменяется от 0 до Q при одновременном изменении Р от Р до 0 (табл. 7.4, рис. 7.6).

Таблица 7.4

Валовой (TR), средний (AR) и предельный (MR) доход фирмы

в условиях чистой монополии

Цена 1 котла для газовой котельной, Р (млн руб.) Объем производства и продаж котлов, Q (шт.) Валовой доход, TR (млн руб.) Средний доход, AR (млн руб. на котел) Предельный доход, MR (млн руб. на конкретный котел)
- - (160 - 0) / (1 – 0) = 160 (280 – 160) / (2 – 1) = 120 (360 - 180) / (3 - 2) = 80 (400 - 360) / (4 - 3) = 40 (400 - 400) / (5 - 4) = 0 (360 - 400) / (6 - 5) = -40 (280 - 360) / (7 - 6) = -80 (160 - 280) / (8 – 7) = -120 (0 – 160) / (9 – 8) = -160

Спрос на продукт фирмы. Валовой, средний - student2.ru

Неэластичный участок кривой спроса
а)

б)

Рис. 7.6. Кривые цен (Р), спроса (DD), среднего дохода (AR),

предельного дохода (MR), валового дохода (TR)

фирмы в условиях чистой монополии

Из рис. 7.6. видно, что когда спрос на продукцию фирмы-монополиста эластичен, то уменьшение цены единицы продукции ведет к росту валового дохода фирмы, а при неэластичном спросе – к уменьшению валового дохода фирмы.

Следует отметить, что фирмы в условиях олигополии и монополистической конкуренции имеют возможность регулировать цену своего продукта, но только в меньших масштабах, чем фирма-монополист. Таким образом, все рассуждения касающиеся фирмы-монополиста, относятся и к фирмам в условиях олигополии и монополистической конкуренции, только кривые для фирмы в условиях олигополии будут более пологими, чем для фирмы-монополиста, а для фирмы в условиях монополистической конкуренции более пологими, чем для фирмы в условиях олигополии.

Наши рекомендации