Меры ответственности установлены и Законом № 2034-ХИ

Так, ст. 5 этого документа запрещает и при­знает в установленном порядке неправомерной деятельность хозяйствующего субъекта, зани­мающего доминирующее положение на товар­ном рынке, в т.ч. совместно с другими хозяй­ствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интере­сам других хозяйствующих субъектов или по­требителей посредством:

- изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание
или поддержание дефицита на товарном рын­ке, необоснованного и преднамеренного повы­шения или снижения цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост
или падение;

- установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов.

· 3. Регулирование цен на товары, произво­димые и реализуемые субъектами естественных монополий

Естественная монополия -- система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства(в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами,в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Субъект естественной монополии -- юридическое лицо Республики Беларусь, осуществляющее производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии (ст. 1 Закона № 162-З).

В соответствии со ст. 3 Закона № 162-З, сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются:

· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

· транспортировка газапо магистральным и распределительным трубопроводам;

· передача и распределение электрической и тепловой энергии;

· централизованное водоснабжение и водоотведение;

· услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

· услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

· услуги транспортных терминалов, аэропортов;

· обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

·

· Механизм регулирования цен на товары,(работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, базируется на ведении Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий, на основании Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года "О естественных монополиях",

· путем установления:

· фиксированных цен (тарифов);

· предельных цен (тарифов) и порядка их определения и применения.

· Фиксированная цена (тариф) -- регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;

· Предельная цена (тариф)-- регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами;

· Установление фиксированных отпускных цен :

· – на основные виды топливно-энергетических ресурсов (нефть сырая собственной добычи (для государственных нужд) и нефтепродукты, вырабатываемые из нее и реализуемые потребителям по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь);

· – на газ природный и сжиженный;

· – на электрическая и тепловая энергия;

· – на лекарственные средства, производимые предприятиями республики (по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь);

· – на драгоценные металлы в изделиях и ломе, скупаемые у физических лиц;

· – на услуги связи, оказываемые населению и юридическим лицам;

· – на перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным и автомобильным транспортом;

· – на коммунальные услуги населению.

·

· Выбор конкретного способа регулирования цен (тарифов) определяется органами государственного управления исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в Республике Беларусь.

·

·

Наши рекомендации