Анализ сильных и слабых сторон компании, построение модели SWOT-анализа

Рассмотрим SWOT-анализ туристической компании ООО «A&A» в табл. 3.

Таблица 3 - SWOT-анализ компании ООО «A&A»

Сильные стороны (Strengths) Рыночные возможности (Opportunities)
1. высокое качество оказываемых услуг 2. гибкая ценовая политика 3. наличие необходимых финансовых ресурсов 4. высокий уровень квалификации сотрудников 5. надежные поставщики клиентов (многолетние стабильные отношения с зарубежными партнерами) 6. надежный и профессиональный менеджмент 7. хорошая репутация у покупателей (постоянная клиентура - 70% общего числа клиентов) 8. многолетнее пребывание на рынке туристских услуг 1. обслуживание дополнительных групп потребителей (корпоративные клиенты) 2. выход на новый рынок, расширение сферы деятельности 3. совершенствование качества и повышение скорости обслуживания клиентов 4. возможность комплексного обслуживания клиентов
Слабые стороны (Weaknesses) Рыночные угрозы (Threats)
1. низкая прибыльность 2. отсутствие четкой стратегии 3. низкая роль маркетинга 4. низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия 5. неэффективная и немногочисленная реклама 6. сильная зависимость от международных факторов воздействия 7. отсутствие у многих кадров высшего образования по специальности 1. растущее конкурентное давление 2. возможность появления новых конкурентов 3. возможность отмены обязательного лицензирования деятельности турфирм (как следствие, повышение недоверия со стороны клиентов) 4. сезонные колебания

Анализируя SWOT-таблицу, построенную для ООО «A&A», можно выделить некоторые слабости организации, почти все они связаны с низкой ролью маркетинга на фирме: малочисленная неэффективная реклама, отсутствие стратегии, незаинтересованность персонала в развитии предприятия. Возможно, ООО «A&A» следует развить маркетинговый анализ своей деятельности для недопущения в последствие негативных результатов и улучшения деятельности организации в целом.

Главная цель осуществления сегментации фирмой «A&A» - обеспечить адресность туристическому продукту, так как он не может отвечать запросам сразу всех наших потребителей. Посредством сегментации реализуется основной принцип маркетинга - ориентация на потребителя. При этом фирма не распыляет, а концентрирует свои усилия в «направлении главного удара» (наиболее перспективных для него сегментах рынка). Тем самым предполагается повысить эффективность продаж, рекламы, стимулирования сбыта и т.д.

Единого способа сегментации рынка нет. Для того чтобы найти наилучший способ оценки структуры рынка менеджерам по маркетингу приходится пользоваться разными критериями и методами, используя их в отдельности или вместе.

Компанией «A&A» было проведено сегментирование туристического рынка по следующим переменным, приведенным ниже (табл.4).

Фирма ООО «A&A» проводит приблизительное разделение клиентов на следующие группы:

-въездной или выездной туризм;

-групповой или индивидуальный;

-семья или организация.

Таблица 4 - Сегментирование туристического рынка по элементам

Критерии Сегменты спроса
Географические:
- «Географическая цель» поездки клиентов часть света; страна; регион; город
- Направление работы турфирмы Отдельные географические области; все географические регионы
Социо-демографические:
- Возраст молодежный туризм; детский туризм; туризм для людей среднего возраста; для людей "третьего" возраста
- Пол женский туризм; смешанный туризм
- Профессия туриста множество сегментов по профессиональному признаку: специальные туры для сотрудников различных отраслей экономики, политики, общественной жизни
- Профессия главы семьи сегменты по принадлежности к различным социальным слоям общества: высший менеджмент, служащие среднего уровня, рабочие и т.д.
- Тип семьи туризм одиночный; семьи без детей; семьи с детьми; многосемейный туризм
- Национальность этнический туризм
- Религиозные убеждения религиозный туризм
- Величина пункта постоянного проживания большой город; малый город; средний город; сельская местность
- Доход семьи социальный туризм; люкс-туризм; дешевые туры; эксклюзивные туры
Психолого-повседневнические:
- Мотив поездки деловой (корпоративный) туризм; рекреационный; спортивный; познавательный; коммуникативный; отдых; лечение
- Форма поездки индивидуальный туризм; групповой туризм
- Длительность поездки длительные (более 21 дня), средние (7-14 дней), краткосрочные (2-4 дня)
- Источники социальный туризм (отдых; поездки малообеспеченных слоев населения субсидируются системой социального страхования); инсентив-туры; семейный бюджет
- Используемые транспортные средства авто-; авиа-; велотуризм; автобусный; морской и речной круизный; другие виды
- Используемые средства размещения гостиницы; мотели; кемпинги; частные дома и квартиры; апартаменты;другие виды размещения
- Статус пользователя люди, не пользующиеся турпродуктом; те, кто ранее пользовался турпродуктом, но по каким-то причинам перестал им пользоваться; потенциальные пользователи; пользователи-новички; постоянные пользователи
- Интенсивность потребления группы потребителей с низкой активностью; умеренной активностью; высокой активностью
- Степень лояльности Потребители без определенной лояльности; потребители с непостоянной лояльностью; потребители с постоянной лояльностью; потребители с абсолютной лояльностью.

Таким образом, осуществив сегментацию, компания «A&A» выявила группы клиентов, объединенные по тем или иным признакам. Каждому из рыночных сегментов должно соответствовать специфическое туристское предложение. Такой подход позволяет не только удовлетворить имеющийся спрос, но и формировать его.

Образованные с помощью различных сегментационных переменных рыночные сегменты должны быть исследованы для выявления наиболее подходящих для них туристических компаний. Следовательно, за процессом сегментации идет этап отбора целевого рынка.

Анализ затрат

Анализ состава и динамики себестоимости услуг ООО «A&A» по статьям затрат проведен в таблице 5.

Таблица 5 - Структура себестоимости реализации услуг ООО «A&A», тыс. руб.

Показатель Период Изменения
+/- %
Операционные расходы        
Аренда - -
Матеральные затраты 2267,0 15,9
Зар. плата и обязател. отчисления - -
Расходы связанные с персоналом 451,8 451,8 - -
Услуги сторонних организаций 52,0 1,3
в т.ч. услуги по проживанию туристов 214,0 17,1
оплата российских гостиниц 190,0 18,6
оплата иностранных гостиниц 85,0 55,2
Услуги транспорта -143,0 -9,2
в т.ч. ж/д транспорт -14,0 -4,6
авиаперевозчики 29,0 3,1
автобусные перевозки -158,0 -48,9
в т.ч. нерезидентам -7,0 -6,5
Оплата организации питания туристов 62,0 7,5
в т.ч. нерезидентам -7,0 -3,0
Оплата медицинских услуг 18,0 120,0
в т.ч. нерезидентам - -
Стоимость экскурсионного обслуживания -41,0 -28,9
в т.ч. нерезидентам 19,0 82,6
Прочие услуги 3,0 37,5
Амортизация ОФ(12%) 1,2 1,2 0,0 0,0
Реклама 308,0 9,5
Коммунальные услуги 34,0 8,1
Прочие затраты 2,5 3,9 1,4 56,0
Коммерческие расходы 10839,3 26702,1 15862,8 146,3
Итого себестоимость 41648,0 60173,1 18525,1 44,5
в т.ч. Постоянные 9441,2 9475,2 34,0 0,4
Переменные 32206,8 50698,0 18491,1 57,4

На услуги сторонних организаций ООО «A&A» израсходовало в общей сложности 3904 тыс. руб., в том числе:

- на услуги по проживанию туристов – 1468 тыс. руб., из которых 17 тыс. руб. – на размещение в частном секторе за границей,

- 1212 тыс. руб. – оплата российских гостиниц,

- 239 тыс. руб. – оплата иностранных гостиниц.

На услуги транспорта истрачено всего 1403 тыс. руб., в том числе:

- услуги российского железнодорожного транспорта – 288 тыс. руб.,

- услуги авиаперевозчиков – 950 тыс. руб.

- услуги автобусных перевозок – 165 тыс. руб., в том числе нерезидентам России - 100 тыс. руб.

Оплата организации питания туристов составила 888 тыс. руб., в том числе:

- за пределами России – в 229 тыс. руб.

Оплата медицинских услуг составила 33 тыс. руб. (все – российским компаниям).

Стоимость экскурсионного обслуживания составила 101 тыс. руб., в том числе:

- оплата нерезидентам РФ составила 42 тыс. руб. за экскурсии.

Стоимость прочих оказанных российскими компаниями услуг, не вошедших ни в одну из перечисленных выше категорий, - 11 тыс. руб.

Наши рекомендации