Тема 2. Исторические предпосылки и необходимость социальной деятельности организации

Этапы становления теории социального менеджмента. Этапы истории трудовой деятельности человечества. Вертикальная дифференциация труда, субординация, принуждение к труду. Горизонтальная дифференциация труда. Трудовая этика индустриального производства.

Первые опыты управления социальным развитием на западе в 19 веке «Эксперимент Р.Оуэна». Научная организация труда Ф.Тейлора. Идея социального развития Эммерсона, социальная служба Г.Форда. Доктрина «человеческих отношений» (М. Фоллет, Э. Мейо); системный анализ социальной группы (Джордж К. Хоманс), теория малых групп (Курт Левин), концепция социальной структуры и социальной ситуации (Роберт Кинг Мертон), «X-Y» - концепция Д.Макгрегора и значение этих теорий в развитии социального менеджмента. Новая школа, связанная с развитием кибернетики и проникновение в науку, и практику управления математических методов и ЭВМ.

Американско-японская концепция социального менеджмента.

Взгляды русских ученых А. К. Гастева и Г. М. Керженцева и др. в области социального менеджмента.

Тема 3. Модели корпоративной социальной ответственности за рубежом и способы их реализации

Вклад корпоративной социальной ответственности в конкурентоспособность и развитие организации. Ключевые концепции (модели) социально-ответсвенного бизнеса зарубежом. Принципы социальной ответственности. Бизнес и общество: взаимозависимость и взаимообусловленность развития. Стратегические планы и роль социальных индикаторов. Социально-ответственная деятельность, как часть корпоративной стратегии. Этапы внедрения системы управления вопросами КСО. Сущность «целостного подхода» и социальная включенность корпорации. СОП, как эффективный инструмент стратегического развития компании: факторы влияния. Новая парадигма социальной ответственности в международном бизнесе и ее элементы. Основные факторы влияния и управленческие преимущества использования концепций КСО. Корпоративная социальная ответственность и формирование конкурентных преимуществ компании. Пути развития КСО за рубежом.

Тема 4. КСО: роль в создании положительного имиджа и деловой репутации компании.

Понятие «корпоративный имидж», «деловая репутация».

Корпоративный кодекс, как средство формирования прозрачности корпоративной структуры. Корпоративные стандарты и социальная политика компании. Эволюции концепции корпоративной социальной ответственности: классический подход (Милтон Фридман), теории корпоративного альтруизма (комитет по экономическому развитию), теория «разумного эгоизма». Интегрированный подход к социальной ответственности (90-е годы).

Компоненты социальной ответственности: организационная, экономическая, правовая, экологическая, филантропическая, этическая ответственность. Связь корпоративной социальной ответственности бизнеса и его деловой репутации.

КСО, как особый социально-экономический институт, регламентирующий взаимоотношения организаций с заинтересованными сторонами внешней и внутренней среды.

Опыт зарубежных стран в управление социальным развитием. Социальная деятельность организации в США. Концепция качества трудовой жизни. Концепция социальной политики ФРГ. Принцип «социальной солидарности» Швеции. Социальное партнерство в Западной Европе. Принципы управления персоналом в Японии. Западная и восточные модели социального управления.

Тема 5. Характеристики и принципы социальной ответственности

Предпосылки для развития движения в области социальной ответственности. Роль идеи достижения цели «устойчивого развития» (экономический, социальный и экологический аспекты) и ключевых факторов долгосрочной стратегии успеха. Генеральный договор ООН о социальной ответственности. Десять принципов социальной ответственности.

Концепция корпоративной социальной ответственности в Европейской союзе. Международные стандарты социальной ответственности бизнеса. Международный стандарт SA 8000:2001 «Социальная ответственность». Области корпоративной социальной ответственности. Область прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды, противодействия коррупции. Условия в РФ для восприятия принципов корпоративной социальной ответственности. Этические и моральные принципы в деловой среде. Принципы государственного регулирования КСО.

Формы организации КСО. Инструменты реализации программ КСО: гранты, спонсорская помощь, социально-значимый маркетинг, эквивалентное финансирование, социальные инвестиции, добровольное участие сотрудников в реализации социальных программ.

Тема 6. Социальная ответственность в области прав человека и трудовой практики.

Приоритеты в социальной политики организации. Создание рабочих мест, обеспечение достойных условий труда и уровня оплаты работников, повышение квалификации и профессиональной подготовки кадров.

Участие в решении отдельных социальных вопросов работников организации (лечение, отдых, условия жизни). Понятие качества трудовой жизни. Технологические, организационные, внешнесредовые и личностные критерии оценки качества трудовой жизни. Основные принципы повышения качества трудовой жизни.

Концепции качества трудовой жизни: перспективы роста, вознаграждения за работу, безопасность, социальная защищенность, морально-психологическая атмосфера, общественная значимость организации, реализация социальных программ. Дополнительные выплаты, пенсии, льготы.

Коллективный договор как инструмент реализации КСО. Содержание коллективного договора. Роль КСО в регулировании социально-трудовых отношений. Юридические аспекты формирования и регуляции социально-трудовых отношений в организации: Декларация прав человека, Конституция РФ, трудовое законодательство, рекомендации МОТ, соглашения и коллективные договоры и т.д. Международная организация труда (МОТ), как высшее звено регуляции социально-трудовых отношений на мировом рынке труда. Системы регуляторов социально-трудовых отношений (нормативы, стандарты, индикаторы).

Наши рекомендации