Тема 1. Основы теории поведения потребителя

Система открытого образования

А.С. Головачев

И.В. Головачева

Э.А. Лутохина

Микроэкономика

Курс лекций

Минск

Редакционно-издательский центр

Академии управления при Президенте Республики Беларусь

УДК 330.141.542(076.6)

 
ББК 65.012

Г61

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Головачев А.С., Головачева И.В. Лутохина Э.А. Микроэкономика: Курс лекций. ‑ Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 204 с.

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".

ISBN 985-457-188-2 ã А.С. Головачев, 2003
  ã И.В. Головачева, 2003
  ã Э.А. Лутохина, 2003
  ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003

Минск 2002

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 6

Тема 1. Основы теории поведения потребителя.. 8

Лекция 1. Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя. 8

Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель". 8

Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ. 11

Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности. 16

Предпочтения потребителя и кривая безразличия. 19

Бюджетные ограничения потребителя. 24

Лекция 2. Равновесие потребителя. Эффекты замещения и дохода. 27

Контрольные вопросы по теме № 1 "Основы теории поведения потребителя" 31

Тема2. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ... 33

Лекция 3. Кругооборот факторов производства. 33

Цели и факторы производства. 33

Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура. 35

Лекция 4. Производственная функция. Взаимозаменяемость факторов производства. 42

Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции. 42

Продукт фирмы: общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя. 47

Контрольные вопросы по теме №2 "Теория производства фирмы". 51

Тема 3. Издержки производства.. 52

Лекция 5. Издержки производства. 52

Понятие и классификация издержек производства. 52

Издержки производства в краткосрочном периоде. 56

Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. 61

Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения себестоимости. 69

Контрольные вопросы по теме №3 "Издержки производства". 74

Тема 4. Доходы фирмы... 75

Лекция 6. Доходы фирмы.. 75

Доход фирмы и его виды.. 75

Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды.. 79

Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения. 85

Контрольные вопросы по теме №4 "Доходы фирмы". 87

Тема 5. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции.. 89

Лекция 7. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции 89

Общая характеристика рыночных структур. 89

Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции. 91

Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы.. 96

Контрольные вопросы по теме №5 "Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции". 99

Тема 6. Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции.. 101

Лекция 8. Подходы к трактовке понятия несовершенная конкуренция 101

Фирма в условиях чистой монополии. 102

Лекция 9. Монополистическая конкуренция. 109

Монополистическая конкуренция и поведение предприятий. 109

Лекция 10. Олигополия. 112

Поведение фирмы в условиях олигополии. 112

Антимонопольное регулирование. 118

Контрольные вопросы по теме №6 "Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции". 120

Тема 7. Ценообразование на факторы производства.. 122

Лекция 11. Рынок ресурсов. 122

Особенности ценообразования на рынках ресурсов. 122

Лекция 12. Рынок труда. 132

Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. 132

Заработная плата: сущность, функции, формы и системы.. 142

Лекция 13. Рынок капитала. Инвестиции. Рынок ценных бумаг. 147

Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования. 147

Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы.. 152

Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. 159

Лекция 14. Рынок природных ресурсов. 169

Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли. 169

Контрольные вопросы по теме № 7 «Ценообразование на факторы производства» 174

Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия.. 176

Лекция 15. Механизм микроэкономического регулирования. 176

Понятие и структура механизма микрорегулирования. 176

Менеджмент в системе микроэкономического регулирования развития фирмы: понятие, функции и уровни. 178

Маркетинг в системе управления фирмой. 188

Лекция 16. Государственное регулирование деятельности предприятия 192

Контрольные вопросы по теме № 8 «Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия». 197

Экзаменационные вопросы. 199

ЛИТЕРАТУРА.. 203

ВВЕДЕНИЕ

Микроэкономика - часть экономической теории, ее важный особый раздел. Как и во всей экономической теории, в микроэкономике изучаются экономические отношения людей, их экономическое поведение и деятельность. Ведь именно люди ищут и находят ресурсы, включают их в процесс производства, производят продукты, товары, получают доходы, используют их для содержания семьи и общества в целом.

Отношения людей в экономике усложняются тем, что кроме отношений на предприятии они дополняются затем отношениями на рынке данного товара и других рынках, отношениями с государством, а также внешнеэкономическими отношениями. И все они становятся объектом изучения экономической теории. Микроэкономика, являясь частью этой теории, изучает экономическую жизнь, деятельность людей и их отношения. Вместе с тем, представляя собой часть экономической теории, микроэкономика имеет ряд своих отличительных черт, особенностей, которые и придают ей специфику, делают особым разделом экономической теории.

Первая особенность заключается в том, что микроэкономика главное внимание уделяет изучению не целого (экономики всей страны), а отдельных экономических единиц, т.е. обособленных субъектов-участников экономической жизни, например, фирмы, которые самостоятельно принимают экономические решения и реализуют их в собственной экономической деятельности. Эта особенность микроэкономики называется принципом экономического атомизма.

Вторая особенность микроэкономики - ее опора на исходное предположение о рациональности действий экономических субъектов. Эта рациональность с точки зрения экономики состоит в том, что субъект определяет, с одной стороны, выгоды своих действий, а, с другой стороны, затраты и сопоставляет их друг с другом. Выгодами при таком подходе будут те блага, которые получает данный субъект от своих экономических действий. А затратами - те блага, которых субъект лишается при своих действиях. Рациональность экономического поведения субъекта будет заключаться в его стремлении действовать так, чтобы увеличивать выгоды. Такая особенность подхода в микроэкономике получила название принципа экономического рационализма.

Третья особенность микроэкономики связана с применяемыми ею методами анализа. Экономика вообще и микроэкономика в частности находятся постоянно в процессе движения, изменения. Это делает необходимым изучение не только конечных результатов и выгод, но и тех изменений, которые происходят в самом процессе хозяйствования, в движении. Такими изменениями могут быть дополнительные приросты либо, наоборот, потери, снижения промежуточных результатов. Субъекту микроэкономики (фирме) важно так строить свою экономическую деятельность, чтобы добавочная (т.е. предельная) выгода превышала добавочные (предельные) затраты. Такой метод и носит название принципа предельного подхода.

На основе рассмотренных особенностей можно заключить, что предметом изучения микроэкономики является поиск и выбор рациональных экономических решений и действий отдельными субъектами экономики в процессе их хозяйствования.

Главными субъектами в микроэкономике выступают домашние хозяйства и фирмы. Домашние хозяйства (семья или индивид) в товарно-рыночной экономике являются такими экономическими единицами, которые используют для удовлетворения своих потребностей те доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов - прежде всего труда, а также, если таковые имеются, - земли и капитала. Фирма как экономическая единица - это самостоятельный экономический субъект, который владеет необходимыми ресурсами, осуществляет производство и последующую реализацию созданных товаров и услуг.

Отношения домашних хозяйств и фирм, как основных субъектов микроэкономики, обусловливаются тем, что главными потребителями благ являются домашние хозяйства. Поэтому именно они решают, что потреблять. А фирмы на основе этого должны решать, что им производить.

Изучив микроэкономику вы узнаете, что такое прибыль и цены, издержки явные и неявные, почему существует убывающая доходность, что такое предельная производительность труда и капитала, как минимизировать затраты, как реагировать на отношения с конкурентами и многое другое. Эти знания будут не только интересны, но и, несомненно, полезны в практической деятельности. Более того, без таких знаний невозможно будет изучить и понять следующие разделы экономической теории – макроэкономику, интерэкономику и переходную экономику, в эпоху которой мы с вами живем. Чтобы разобраться в особенностях и сложностях переходной экономики, отраслевых и конкретных экономических науках, нужно будет знать, что они обусловлены не только факторами макроуровня, но и особенностями хозяйствования на микроуровне экономики.

Данный курс лекций подготовлен с учётом взглядов и концепций современных отечественных экономистов и экономических школ Запада. В частности, были использованы результаты иследований учёных Белорусского государственного экономического университета Академии управления при Президенте Республики Беларусь и Беларусского государственного университета Института экономики Национальной Академии Наук Беларуси, которые обобщены в учебнике «Экономическая теория» под редакцией Базалева Н.И. и Гурка С.П. – Мн., 1997, в учебных пособиях «Экономическая теория: Системный курс» под редакцией Э.И.Лобковича. – Мн., 2000 и «Основы микроэкономики» под редакцией Э.А.Лутокиной. – Мн., 1998.

Тема 1. Основы теории поведения потребителя

Наши рекомендации