Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация.

Монополия (чистая монополия). Ситуация, при которой в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. Из этого следует, что:

· Рыночный спрос совпадает со спросом на продукцию монополии.

· Отрицательный наклон кривой спроса на продукцию обусловливает наличие у производителя монопольной власти.

· Монополия, в отличие от конкурентной фирмы сама устанавливает цену на свою продукцию, выбирая некое сочетание (Рm, Qm), соответствующее определенной точке на кривой спроса. Формируя уровень цены самостоятельно, монополия выступает как price-maker.

· Существуют барьеры для входа в отрасль (юридические или экономические). В зависимости от причин порождающих монополию она может быть естественной или искусственной. Барьерами естественных монополий являются:

ü экономия от масштаба (Российские железные дороги - РЖД),

ü контроль над редкими ресурсами (нефтяное менсторождение),

ü государственные ограничения (патентование и лицензирование ограниченного количества производителей).

Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией.Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

Предельная выручка монополии.

Если объем выпуска монополии возрос на единицу, то чтобы продать новое количество товара, монополист вынужден снизить цену на все имеющееся теперь у него количество товара в соответствии с законом спроса.

Рновое = P + Δ Р (Δ Р < 0). Очевидно, что падение цены при возрастании объема выпуска на единицу будет соответствовать наклону кривой спроса в этой точке, т.е. Δ Р/ Δ Q (это выражение отрицательно).

Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация. - student2.ru Таким образом, рассчитывая прирост выручки, вызванный увеличением объема выпуска на единицу, т.е. предельную выручку, необходимо учесть это понижение уровня цены,которое затронет, естественным образом, весь объем продаж.

Рис. 28.

Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация. - student2.ru (34)

Выведем в общем виде математически:

Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация. - student2.ru Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация. - student2.ru ;

Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация. - student2.ru ;

Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация. - student2.ru ;

Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация. - student2.ru ;

Рис. 29 Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация. - student2.ru .

Как видим линии Р(Q) и МR(Q) выходят из одной точки, но угол наклона МR в два раза больше, чем у кривой спроса, поэтому МR делит отрезок [0; Qd ] на рисунке 29 пополам.

Оптимум монополиста.

Определим, какое сочетание (Рm, Qm) будет выбирать монополия для получения максимальной прибыли. Рис.30.

Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация. - student2.ru

Рис.30.

До тех пор пока монополия, расширяя объем выпуска, получает предельную выручку (т.е. MR), превышающую уровень предельных издержек (MС), она заинтересована в наращивании объема выпуска, так как, когда MR > MC, реализация этой дополнительной единицы продукции позволяет монополии увеличить свою прибыль на величину равную MR- MC. Аналогично, в том случае, если MC > MR, производство дополнительной единицы продукции уменьшает прибыль монополии на величину MC - MR .

Как и любая другая фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, монополия будет выбирать такой объем выпуска, при котором будет достигаться равенство предельной выручки и предельных издержек ( MR=MC).

Выбрав оптимальный объем, монополист установит на него цену в соответствии с существующим на рынке спросом. Рис.31.

Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация. - student2.ru

Рис.31.

Qm -выпуск, максимизирующий прибыль монополии;

Рm - уровень цены, который установит монополия, по установленному раньше Qm.

Так как Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация. - student2.ru , следовательно

монополист всегда выбирает участки эластичного спроса, где Edp < -1, (Edp - коэффициент эластичности спроса по цене).

Прибыль монополии

π = TR(Q) - TC(Q)= P(Q)∙Q - TC(Q) = Q∙( P(Q) - AC) (35)

У монополии, как и у фирмы совершенного конкурента, может быть несколько различных состояний. Монополия может:

· получать сверхприбыль (P(Q) >AC),

· получать нормальную прибыль (P(Q) = AC),

· минимизировать убыток (P(Q) <AC),

· покидать отрасль.

На рисунке32прибыль монополии соответствует площади прямоугольника Рz Рm m z. Монополия получает сверхприбыль (экономическую прибыль больше нуля, так как (P(Q) >AC).

Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация. - student2.ru

Рис. 32.

Есликривая средних издержек пройдет выше кривой спроса - монополия будет иметь убытки: равные площади прямоугольника Рz Рm m z на рисунке 33.

Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация. - student2.ru

Рис. 33.

Бесприбыльность (безубыточность) будет иметь место в том случае, если кривая средних издержек будет касаться кривой спроса. Монопольное положение фирмы не гарантирует существования прибылей, фирма - монополист может нести убытки. Уровень прибыли в отрасли не всегда может служить индикатором монопольной власти.

Степень монопольной власти можно определить с помощью индекса Лернера LI (Lerner index).

Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация. - student2.ru (36)

Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и LI = О. Для чистой монополии индекс Лернера можно выразить через ценовую эластичность спроса на товар:

Стратегия монополии. Монопольная власть. Ценовая дискриминация. - student2.ru (37)

Поскольку монополия всегда выбирает эластичный участок кривой рыночного спроса, на котором эластичность спроса по цене имеет значение от - 1 до -∞, то величина индекса Лернера может изменяться от 1 до 0.

Чем больше цена отклоняется от предельных издержек, тем сильнее рыночная власть фирмы и больше величина индекса Лернера.

Наши рекомендации