Единоличный исполнительный орган

Единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) действует от имени ЗАО без доверенности, в том числе:

· представляет его интересы;

· издает приказы;

· совершает сделки;

· дает обязательные для всех работников АО указания;

· утверждает штаты.

Необходимо учитывать, что Закон не запрещает совмещать лицом осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором, генеральным директором), и членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) должностей в органах управления других организаций. Однако, такое совмещение допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Одним из эффективных средств обеспечения надлежащего исполнения генеральным директором (управляющей организацией, управляющим) и членами правления общества своих обязанностей является предусмотренная законодательством ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями. Обществу рекомендуется активно использовать право обращаться в суд с требованием о возмещении убытков указанными лицами не только для того, чтобы возместить понесенные им потери, но также и для того, чтобы стимулировать их исполнять свои обязанности надлежащим образом.

В соответствии с действующим законодательством (ст.71 Закона) генеральный директор (управляющая организация, управляющий) и члены правления общества несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Понятие реестра ЗАО. Содержание реестра


Общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации не позднее одного месяца с момента государственной регистрации общества. Положение о реестре акционеров АО разработано в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах", Временным положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (Приложение к Постановлению Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 12.07.95 N.3) и другими правовыми актами Российской Федерации.

Реестр акционеров – банк информации закрытого акционерного общества. Это своего рода – стержень, основа акционерного общества, без которого не могло бы быть нормального функционирования общества. Именно в реестре ведется учет размера уставного капитала, количества, номинальной стоимости акций, распределенных среди учредителей ЗАО или иного, заранее определенного круга лиц; о каждом зарегистрированном лице держателя акций; об акциях общества, выкупленных им за счет собственных средств, их количестве, номинальной стоимости и категориях (типах); о выплате дивидендов и многой другой информации.

Реестр ЗАО является основным документом, подтверждающим право владения акциями Общества и использования вытекающих из него прав и обязанностей.

Наряду с понятием "реестр" в законодательстве выделяется категория "система ведения реестра", которая по содержанию шире «реестра» и охватывает, в том числе его. Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

Ведение реестра – это обязанность ЗАО, такой вывод следует из п.2 ст.44 Закона об АО - общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.

В ЗАО, где число акционеров не более 50, держателем реестра является само общества, и ему не требуется специальный регистратор, в отличие от ОАО.

Однако, для самостоятельного ведения реестра акционеров общество должно иметь в штате сотрудника с аттестатом ФКЦБ России на право осуществления регистраторской деятельности, приобрести сертифицированный программный продукт, разработать собственные правила ведения реестра.

В частности, в соответствии с п.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, эмитент, осуществляющий самостоятельное ведение реестра акционеров, обязан разработать пакет необходимых документов и обеспечить:

1. ведение лицевых счетов;

2. ведение учета ценных бумаг на эмиссионном и лицевом счете эмитента;

3. ведение регистрационного журнала;

4. ведение журнала учета выданных, погашенных и утраченных сертификатов (в случае документарной формы ценных бумаг);

5. хранение и учет документов, являющихся основанием для внесения записей в реестр;

6. учет запросов, полученных от зарегистрированных лиц, и ответов по ним, включая отказы от внесения записей в реестр;

7. учет начисленных доходов по ценным бумагам;

8. осуществление иных действий, предусмотренных законодательством.

Не предусмотрено исключений даже в том случае, когда одному акционеру принадлежит 100% акций общества.

Фактически это означает, что в акционерном обществе должен быть специалист, обладающий необходимыми знаниями, который должен осуществлять все операции по реестру не менее 4 часов каждый рабочий день недели (п.5 Положения о ведении реестра).

В такой ситуации, как отмечают исследователи, для законопослушного эмитента выгоднее обратиться к услугам независимого регистратора.

Правила ведения реестра должны быть доступны для ознакомления заинтересованным лицам. В правилах внутреннего документооборота и контроля должен быть определен порядок обработки и хранения документов реестра, приведены формы внутренних документов регистратора, обязанности должностных лиц и персонала регистратора, а также порядок осуществления внутреннего контроля. Правила внутреннего документооборота и контроля должны предусматривать:

- способы регистрации, обработки, хранения и архивирования документов;

- порядок доступа к архиву;

- способы сохранения электронных данных;

- порядок установления паролей при работе с программой ведения реестра;

- систему внутреннего контроля и порядок проверки данных, вводимых в систему ведения реестра;

- способы восстановления данных в случае их утраты;

- меры противопожарной безопасности.

Реестр должен содержать данные, достаточные для идентификации зарегистрированных лиц. Фактически реестр составляет совокупность журналов: регистрационный журнал; общие сведения об акционерном обществе; лицевые счета; журнал выписок из реестра акционеров. В реестре открываются отдельные лицевые счета акционеров, номинальных держателей акций и лиц, на имя которых зарегистрирован залог акций, а также эмиссионный и лицевой счета общества. Каждый лицевой счет имеет свой номер, который является исключительным в пределах всего реестра. Лицевой счет зарегистрированного лица должен содержать:

- данные, содержащиеся в анкете зарегистрированного лица;

- информацию о количестве ценных бумаг, виде, категории (типе), государственном регистрационном номере выпуска ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете зарегистрированного лица, в том числе обремененных обязательствами и (или) в отношении которых осуществлено блокирование операций;

- список операций, представляющий часть регистрационного журнала, содержащую записи по лицевому счету зарегистрированного лица.

В случае, если невозможно однозначно идентифицировать зарегистрированное лицо, его лицевому счету присваивается статус "ценные бумаги неустановленного лица".

Для лицевых счетов физических лиц основанием для присвоения такого статуса является отсутствие в реестре данных о документе, удостоверяющем личность зарегистрированного лица, или несоответствие данных о документе, удостоверяющем личность, требованиям, утвержденным для такого вида документов (при условии отсутствия ошибки регистратора). Для лицевых счетов юридических лиц основанием для присвоения статуса "ценные бумаги неустановленного лица" является отсутствие данных о полном наименовании, номере и дате государственной регистрации юридического лица, месте его нахождения.

Каждое зарегистрированное в реестре лицо имеет право удостовериться, что оно внесено в реестр акционеров. Документом, подтверждающим права зарегистрированных лиц на акции общества, является выписка из реестра акционеров. Выписка из реестра акционеров не является ценной бумагой и ее передача другому лицу не означает перехода прав собственности на акции. При выдаче выписки из реестра акционеров заполняется журнал выписок из реестра акционеров.

ОБЩИЙ ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЗАО

Реорганизация ЗАО


Действующее законодательство не содержит легального определения реорганизации ЗАО. Однако систематический анализ норм Закона позволяет сформировать основные признаки реорганизации. Во-первых, реорганизация представляет собой прекращение деятельности общества, сопровождающееся общим правопреемством. Во-вторых, реорганизация общества (кроме реорганизации в форме присоединения), согласно ст. 8 Закона об АО, является способом создания акционерного общества наряду с его учреждением вновь. Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно). В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо. Закон "Об акционерных обществах" определяет порядок добровольной реорганизации общества. Другие основания и порядок реорганизации общества (в т.ч. принудительной) определяются Гражданским кодексом и иными федеральными законами. Важно подчеркнуть, что моментом, с которого общество считается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения), признается момент государственной регистрации вновь возникших юридических лиц [2, п.4 ст.15].

В соответствии с действующим законодательством реорганизация может быть осуществлена в форме:

· слияния;

· присоединения;

· разделения;

· выделения;

· преобразования.

1.Слияние как форма реорганизации ЗАО

Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. При слиянии появляется новое общество, и Закон не ограничивает количество обществ участвующих в слиянии, отмечая лишь, что в слиянии участвуют два и больше обществ. Все имущественные права и обязанности каждого общества переходят к ЗАО, которое возникает в результате слияния. Чтобы достигнуть цели слияния, общества заключают между собой договор о слиянии. В данном соглашении определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. Такой договор обладает рядом особенностей, на которые необходимо обратить внимание. Как верно отмечают исследователи, нетрудно заметить, что подобный договор не вписывается в рамки ни одного из поименованных в ГК РФ и имеет существенные отличия от наиболее близких к нему по характеру договоров о совместной деятельности (простом товариществе) и учредительных договоров.

2. Присоединение как форма реорганизации

В соответствии с п.1 ст.17 Закона, под присоединением общества понимается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. Между присоединяемым обществом и обществом, к которому осуществляется присоединение, заключается договор о присоединении. Такой договор, как и договор о слиянии обществ обладает рядом особенностей. В соглашении о присоединении определяются порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение.

Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, также как и при слиянии, выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении договора о присоединении. Совет директоров (наблюдательный совет) присоединяемого общества выносит также на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта. Как и при слиянии обществ, при присоединении в определенных законодательством случаях требуется согласие уполномоченных государственных органов (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Главное отличие в процедуре присоединения от слияния заключается в том, что государственной регистрации в случае реорганизации в форме присоединения подлежит не само акционерное общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительному документу. Само же общество, к которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации (как это имеет место при других формах реорганизации), а с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества. При присоединении одного общества к другому, к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным актом.

3. Разделение как форма реорганизации

Под разделением общества понимается прекращение деятельности общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам [2, п.1 ст.18]. Реорганизация в форме разделения означает, во-первых, прекращение деятельности общества, во-вторых, в результате разделения ЗАО возникают как минимум два новых общества, каждое их которых подлежит государственной регистрации. Законодатель установил такой порядок реорганизаций общества: совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме разделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме разделения, порядке и об условиях разделения, о создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса. Именно на основе разделительного баланса, переходят права и обязанности от реорганизуемого общества к новым обществам. Решение вопросов о реорганизации общества в форме разделения выносится на общее собрание общества. Это следующие вопросы:

· о реорганизации общества в форме разделения;

· о порядке и об условиях разделения;

· о создании новых обществ;

· о порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ;

· об утверждении разделительного баланса.

После этого созываются общие собрания каждого из вновь созданных обществ, которые утверждают уставы своих ЗАО, избирают советы директоров, исполнительные органы и решают др.вопросы. В Законе подчеркивается, что каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.

4. Выделение как форма реорганизации

Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего [2, п.1 ст. 19].

Основой для выделения из АО еще одного общества является разделительный баланс – по нему передаются имущественные права и обязанности вновь образуемому обществу.

Как отмечают исследователи, при составлении разделительного баланса возможны различного рода злоупотребления в пользу одного или нескольких сторон. Например, известны случаи, когда при разделении общества на несколько обществ пассив реорганизуемого общества концентрировался в одном из новых обществ, которое вскоре объявлялось банкротом, а кредиторам оставалось только подсчитывать свои убытки. Другие же вновь образованные общества, избавившись от кредиторов, стали процветать. Подобная ситуация может возникнуть и при выделении общества.

Порядок реорганизации в форме выделения таков: совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме выделения общества выносит на решение общего собрания акционеров общества вопрос о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и о порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса.

После общего собрания АО и решения всех ключевых вопросов реорганизации, собираются общие собрания акционеров каждого создаваемого общества, на которых, принимаются решения об утверждении его устава и образовании органов обществ. Как подчеркивается в п.3 ст.19 Закона, если в соответствии с решением о реорганизации в форме выделения единственным акционером создаваемого общества будет являться реорганизуемое общество, утверждение устава создаваемого общества и образование его органов осуществляются общим собранием акционеров реорганизуемого общества.

Как и при реорганизации в форме разделения, Закон гарантирует защиту прав акционеров общества: если решение о реорганизации общества в форме выделения предусматривает конвертацию акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества или распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате выделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.

Ликвидация ЗАО

Ликвидация юридического лица – прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. По действующему законодательству ЗАО может быть ликвидировано (ст.21 Закона):

- добровольно в порядке, установленном Гражданским Кодексом РФ, с учетом требований Закона и устава ЗАО;

- по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.

Для добровольной ликвидации общества совет директоров ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии. Решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимает общее собрание акционеров. Решение принимается большинством голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании. Причинами добровольной ликвидации ЗАО могут быть, например, истечение срока, на который создано юридическое лицо; достижение цели, ради которой оно создавалось; признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов при условии, что эти нарушения носят неустранимый характер [1, п.1 ст.61]. Могут быть и иные причины добровольной ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде. После принятия решения о ликвидации общества, назначение ликвидационной комиссии и одобрения состава ликвидационной комиссии органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, начинается непосредственно процедура ликвидации.

Во-первых, в соответствии с п.1 ст.22 Закона, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. В объявлении о ликвидации общества нужно констатировать факт, что закрытое акционерное общество с соответствующим фирменным наименованием и местом нахождения находится в процессе ликвидации, указать: кому, по какому адресу и в какие сроки кредиторы общества могут предъявить свои требования, а также сообщить сведения о почтовом и фактическом адресах ликвидационной комиссии. Издание, где должна быть размещена такая информация, должно быть специализированным, и не может быть заменено любым другим, например, на рекламную газету, как это иногда бывает на практике. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.

Во-вторых, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества [2, п.3 ст.22]. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров. В случае, если на момент принятия решения о ликвидации общество имеет обязательства перед кредиторами,последние погашаются за счет активов общества. Выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса:

1. в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

2. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским гонорарам;

3. в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого общества;

4. в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

5. в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров.

В случае, если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами следующим образом [2, ст.23]:

1. в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со статьей 75 Закона (голосующие акции);

2. во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;

3. в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами - владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Важно подчеркнуть, что распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. Выплата обществом определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди. Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам - владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами - владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

В соответствии со ст. 24 Закона, ликвидация общества считается завершенной, а общество - прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь обратимся к поставленным задачам:

1)рассмотреть историю развития акционерных обществ и акционерного права

2)изучить основные принципы создания, управления и формирования имущества закрытого акционерного общества

3)провести анализ прав и обязанностей акционеров

ВЫВОД:

1. Закрытое Акционерное Общество - общество, в котором акции распределяются только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции либо иным путем предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

2. Участники ЗАО не отвечают по его обязательством и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.

3.Число участников общества не должно превышать пятдесяти.

4. Минимальный уставной капитал должен состовлять не менее стократной суммы МРОТ.

5.Общество не обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

6. Для управления ЗАО не требуется создание Совета директоров (Наблюдательного совета).

Библиографический список:

1.НПА РФ

1.1 Гражданский кодекс РФ (часть первая) (принят Федеральным собранием РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 (в ред. 26.11.2002г.)

1.2 Федеральный закон от 26.12.1995г. № 208-Ф3 (ред. 31.10.2002) "Об акционерных обществах"

1.3 Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой, части второй, части третий (постатейный) – М.: Книжный мир, 2004.

1.4 Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Наши рекомендации