Viii. экономика фирмы: издержки, прибыль, рентабельность

Классификация издержек.

1. Явные – все издержки производства и обращения, осуществленные производителем или продавцом данного товара.
Альтернативные (вмененные) издержки– тот доход, от которого вы отказываетесь, используя какие-либо ресурсы, а не отдавая их, например, в аренду (тогда арендная плата будет альтернативными издержками)

2. Прямые издержки - это такие издержки, которые можно полностью отнести к конкретному товару или услуге (сырье и материалы; сдельная заработная плата основных рабочих и тр.).
Косвенные (накладные) издержки — это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом, (расходы на содержание административного аппарата; арендную плату; амортизацию; проценты за кредит и т.п.)

3. Условно-постоянные издержки FC (англ. fixed costs)- это издержки, которые не зависят от объема производства.
Переменные издержки VC (англ. variable costs) — это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности. Такие накладные расходы, как комиссионные торговым посредникам, плата за телефонные разговоры, затраты на канцелярские товары, увеличиваются с расширением бизнеса, а поэтому в данном случае относятся к категории переменных издержек.
Однако в большинстве своем прямые издержки фирмы всегда относятся к категории переменных, а накладные расходы относятся к постоянным.

Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой валовые, или суммарные,издержки фирмы TC (англ. total costs).

Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являются постоянными.

Иными словами, в краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий и т.д. В долгосрочном периоде она может расширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являются переменными.

Средние издержки- издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара.

♣ средние постоянные издержки AFC (англ. average fixed costs), которые рассчитывают путем деления постоянных издержек фирмы на объем производства; Viii. экономика фирмы: издержки, прибыль, рентабельность - student2.ru
♣ средние переменные издержки AVC (англ. average variable costs), исчисляемые путем деления переменных издержек на объем производства; Viii. экономика фирмы: издержки, прибыль, рентабельность - student2.ru
♣ средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия АТС (англ. average total costs), которые определяют как сумму средних переменных и средних постоянных издержек или как частное от деления валовых издержек на объем выпуска. Viii. экономика фирмы: издержки, прибыль, рентабельность - student2.ru

Задача. Существует магазин. Ежемесячно:

Затраты на содержание административного аппарата и бухгалтерии 740 у.д.е.
Оплата электроэнергии и тепла 307 у.д.е.
Затраты на воду 90 у.д.е.
Затраты на оплату труда продавцов 3 450 у.д.е.
Налоги с фонда оплаты труда (14,2%) 570 у.д.е.
Затраты на закупку товаров 9 870 у.д.е.
Затраты на содержание автомобилей 350 у.д.е.
Затраты на бензин 1 204 у.д.е.
Амортизация основных производственных фондов (помещения) 500 у.д.е.
Выручка 19 700 у.д.е.

Администрации магазина поступило предложение сдать магазин в аренду за 12 000 у.д.е.

Сосчитайте величины явных и альтернативных издержек, прямых и косвенных издержек, условно-постоянных и переменных издержек.

Явные издержки: 17 081 у.д.е. Альтернативные издержки: 12 000 у.д.е.

Прямые издержки: 3 450+(3 450*0,142)+9 870 = 13 810 у.д.е.

Косвенные издержки: 740+307+90+(570-490)+350+1 204+500 = 3 271 у.д.е.

Условно-постоянные издержки: FC = 740+307+90+80+350+500 = 2 067 у.д.е.

Переменные издержки: VC = 3 450+490+9 870+1 204 = 15 014 у.д.е.

Закон убывающей предельной отдачи.Если изменять количество только одного используемого ресурса при неизменном количестве всех остальных, то с каждой следующей (предельной) единицей ресурса отдача от его использования будет снижаться.

Предельный продукт– прирост продукции за счет увеличения на единицу количества переменного фактора.

Предельные издержки МС– прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции. Возрастают:

1)равномерно MC=AVC;

2)с ускорением;

3)с замедлением.

Выручка TR – денежные средства, полученные предприятием от реализации товаров и услуг, произведенных фирмой.

Средняя выручка AR – выручка, приходящаяся на единицу произведенной продукции или услуги.

Предельная выручка MC – изменение выручки при изменении количества выпущенной продукции на единицу.

Прибыль – разница между выручкой и себестоимостью произведенных товаров и услуг.

Рентабельность – отношение прибыли к себестоимости продукции (рентабельность издержек – показывает, сколько копеек производитель получает с рубля, затраченного на производство продукции) либо к выручке от реализации (рентабельность оборота – показывает, сколько копеек содержится в одном рубле полученной выручки).

Viii. экономика фирмы: издержки, прибыль, рентабельность - student2.ru Viii. экономика фирмы: издержки, прибыль, рентабельность - student2.ru

Задача. Определите величины прибыли и рентабельности, предельных издержек.

Пр = 19 700 – 17 081 = 2 619 у.д.е.

рИЗДЕРЖЕК = 2 619 / 17 081 = 15,33%

рОБОРОТА = 2 619 / 19 700 = 13,29%

В отношении предельных издержек предположим, что они возрастают равномерно, следовательно, равны средним переменным издержкам.

MC = AVC = VC / TR = 15 014 / 19 700 = 0,76 у.д.е.

Таким образом, прирост выручки на 1 у.д.е обеспечивается приростом издержек на 0,76 у.д.е.

Точка безубыточности. Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объем производства, которые обеспечивают фирме покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль.

Алгоритм расчета точки безубыточности для короткого промежутка времени и небольших объемов базируется на следующих допущениях: при изменении объема реализации фирма не изменяет цену на товар; при увеличении объема производства затраты растут равномерно.

Точка, соответствующая объему производства Q' и выручке R', получаемой фирмой, и является точкой безубыточности. Если фирма продает продукции меньше объема Q', то она терпит убытки, если больше этого объема — получает прибыль.

Viii. экономика фирмы: издержки, прибыль, рентабельность - student2.ru

Viii. экономика фирмы: издержки, прибыль, рентабельность - student2.ru

где R’ – пороговая выручка (то есть безубыточный объем производства в денежном выражении), измеряется в денежных единицах, QБ – это безубыточный объем производства, выражаемый в единицах продукции (чаще всего находится, если предприятие производит только один вид продукции, но если вычислить среднюю цену и средние переменные издержки по всем видам продукции, то можно найти то количество единиц усредненной продукции, которое предприятию необходимо произвести для безубыточного существования).

Задача. Определите пороговую выручку для данного магазина.

R’ = 2 067*19 700 / (19 700-15 014) = 8 690 у.д.е.

То есть данный магазин будет работать без прибыли, но и без убытков, если обеспечит себе выручку на данном уровне.

Задача. Заполните таблицу.

Q   Q
FC               FC
VC             VC
TC             TC
AFC -           AFC -
AVC -           AVC - 46,67
ATC -           ATC - 76,67
MC -           MC -

ТС5 = ATC*Q = 72*5 = 360;

VC2 = AVC*Q = 55*2 = 110;

FC2 = AFC*Q = 45*2 = 90 = FC1 = FC3 = …;

ATC2 = AFC+AVC = 45+55 = 100;

TC2 = VC+FC = 110+90 = 200;

AFC1 = FC/Q = 90/1 = 90; AFC3 = FC/Q = 90/3 = 30; AFC4 = FC/Q = 90/4 = 23;

AFC5 = FC/Q = 90/5 = 18;

VC5 = TC-FC = 360-90 = 270;

AVC5 = VC/Q = 270/5 = 54;

TC3 = VC+FC = 90+140 = 230;

AVC3 = VC/Q = 140/3 = 46,7;

ATC3 = AVC+AFC = 30+46,7 = 76,7;

TC4 = TC3+ MC4 = 230+40 = 270;

VC4 = TC-FC = 270-90 = 180;

AVC4 = VC/Q = 180/4 = 45;

ATC4 = AFC+AVC = 23+45 = 68;

VC1 = TC-FC = 150-90 = 60;

AVC1 = VC/Q = 60/1 = 60;

ATC1 = AFC+AVC = 90+60 = 150;

MC1 = TC1-TC0 = 150-90 = 60;

MC2 = TC2-TC1 = 200-150 = 50;

MC3 = TC3-TC2 = 230-200 = 30;

MC5 = TC5-TC4 = 360-270 = 90.



Конкуренция.

Конкуренция на рынке бывает трех видов:

♣ между производителями;

♣ между покупателями;

♣ между продавцом и покупателем за выгодность заключаемой сделки.

Конкуренция– соперничество между участниками рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров рынке. Виды:

♣ чистая, идеальная, совершенная – множество продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара, ни один из них не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж.

♣ монополистическая – большое количество продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам.

♣ несовершенная – небольшое количество крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цену товара, высокие барьеры входа на рынок (олигополистическая; недобросовестная - нарушение принятых на рынке правил и норм конкуренции, сговор против других конкурентов, ложная реклама продукции, черный PR, дискриминационные, иногда демпинговые цены).

Закон конкуренции– связан с законом стоимости, действует на его основе – связь между уровнем рентабельности предпринимателя и его коммерческим успехом или неудачей.

Равновесие на конкурентном рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет. Это точка безубыточности в условиях конкуренции.

Viii. экономика фирмы: издержки, прибыль, рентабельность - student2.ru

Предельный доход фирмы в условиях конкуренции равен цене продукции, так как в условиях конкуренции цена, устанавливаемая каждой конкретной фирмой на свою продукцию, не оказывает существенного влияния на суммарный спрос на продукцию. Таким образом, фирмы в условиях конкуренции могут позволить себе не снижать цену при увеличении количества реализуемого товара.

Задача.В отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные затраты при производстве 5 единиц продукта в месяц составляют $ 2, 6 единиц -$3,7 единиц - $ 5. Если рыночная цена единицы продукта равна $ 3, то отраслевой выпуск в месяц составит?

Согласно приведенной выше концепции, равновесие на конкурентном рынке (а судя по количеству участвующих в рынке фирм, он конкурентен) достигается при выполнении следующего условия: MC = MR = 3$.

Предельные издержки равны 3$ при выпуске каждой фирмой 6 единиц.

Следовательно, общий выпуск всех фирм в отрасли составит Q = 6*1 000 = 6 000 единиц.

Если рыночная цена поднимется до $6, то отраслевой выпуск в месяц составит?

Даже если каждая фирма изготовит 7 единиц товара, предельные издержки фирм будут ниже, чем предельный доход. Но продолжив тенденцию, для 8 единиц продукции мы получим предельные издержки около 7,77$, что уже больше 6$. Это значит, что производство 8-ой единицы товара для каждой отдельно взятой конкурентной фирмы будет невыгодно. Следовательно, каждая фирма произведет 7 единиц товара, общий отраслевой выпуск составит: Q = 7*1 000 = 7 000 единиц.

Монополия.

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.

Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.

Только в данном случае предельный доход фирмы-монополиста не будет равен цене на товар. Это связано с тем, что фирма-монополист для увеличения количества проданной продукции вынуждена снижать цену всей продукции, а не последней единицы товара. Поэтому предельный доход на единицу продукции равен цене при производстве первой единицы товара и меньше цены товара при продаже всех последующих единиц товара.

Viii. экономика фирмы: издержки, прибыль, рентабельность - student2.ru

Олигополия.

Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. Присутствуют ограничения по вхождению новых фирм в отрасль: связанные с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем, чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Точку равновесия и безубыточности определяют не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов.

Основные определения
в соответствии с программой курса "Микроэкономика"

В данном разделе к каждому пункту государственной программы по дисциплине "Микроэкономика" для студентов экономических специальностей даны определения основных понятий, которые должен знать студент после изучения данной дисциплины. Более развернутые определения и объяснения студенту возможно найти самостоятельно, воспользовавшись литературой по курсу.

Наши рекомендации