Экономические агенты и экономические блага

Экономические агенты - это субъекты экономических отношений, принимающие непосредственное участие в про­изводстве, распределении, обмене и потреблении экономичес­ких благ. Выделяют трех основных экономических агентов: домохозяйства (индивиды), фирмы, государство.

Домохозяйство (семья) - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала (заботится о здоровье, воспитании, образовании сво­их членов), самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства и может сдать в аренду или продать свое имущество (капитал, рабочую силу), стремится к максимальному удовлетворению своих потребнос­тей.

Фирма - это экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи, стремится к максимизации прибыли и самостоятельно принимает решения.

Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспе­чения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Экономические агенты взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т.е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми). Главным из действующих лиц экономики является человек, семья. Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность. Кроме того, деятельность фирм и государственных организаций, равно как и события на тех или иных рынках определяются решениями, которые принимают люди.

Потребности экономических субъектов (агентов) в обще­стве могут удовлетворяться различными способами. Для этого используются три основных способа экономической коорди­нации, которые основаны на трех эволюционно сложивших­ся механизмах обмена.

Такими обменными механизмами являются: формы обме­на на рынках (покупка продуктов на местном рынке), властно-принудительный обмен (поставка промышленной продукции согласно плановым заданиям в командной экономике) и формы взаимного, социально установленного обмена (подарки, обмен­ные отношения в семьях). Соответственно каждому механизму обмена присущ особенный способ хозяйственной координации: рыночный, плановый, традиционный.

Тех эконо­мических субъектов, которые удовлетворяют свои потребнос­ти посредством рыночного обмена и рыночных благ, называ­ют рыночными агентами. К нерыночным агентамотносятся экономические субъек­ты, удовлетворяющие свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного об­менов и, следовательно, нерыночных благ.

Благо - это средство удовлетворения потребностей че­ловека. Экономическая наука разделяет все жизненные блага на две большие группы. Даровые блага – это жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них, а потому их не надо производить и люди могут потреблять их бесплатно (воздух, солнечный свет, дожди, океаны), а потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других.

Основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ, т.е. тех благ, объем которых: во-первых, недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере; во-вторых, может быть увеличен лишь путем затраты факторов производства, без которых он невозможен; в третьих, приходится тем или иным способом распределять.

Экономические блага – средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объеме меньшем, чем объем этих потребностей.

В зависимости от того, какой механизм обмена используется хозяйствующими субъектами для удовлетворения своих потреб­ностей, различают рыночные и нерыночные блага.

Рыночные блага - товары, которые произво­дятся и распределяются в обществе с помощью рыночного механизма. Нерыночные блага - блага, торговля кото­рыми невозможна, так как не существует рынков для их сбы­та; продукты, торговать которыми неэффективно за предела­ми ограниченной зоны, так как их объем или вес делают очень дорогой их транспортировку и торговлю за границами этой зоны.

Рыночные блага предусматривают существование рыноч­ного механизма обмена, нерыночные блага, в свою очередь, являются объектами властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов. В процессе хозяйствен­ной деятельности экономические агенты могут вступать в отношения производства, распределения обмена и потребления как рыночных, так и нерыночных благ.

Классификацию экономических благ можно представить следующим образом: долговременные, предполагающие многократное исполь­зование (товары длительного пользования); недолговременные, блага разового потребления (продук­ты питания); взаимозаменяемые блага (субституты, к ним могут от­носиться не только потребительские товары, но и производ­ственные ресурсы); взаимодополняемые блага; настоящие; будущие; прямые (потребительские); косвенные (производственные).

Взаимодополняемость - это свойство благ удовлетво­рять потребности лишь в комплексе друг с другом. Подобная характеристика применима как для потребительских товаров (автомобиль и бензин, стол и стул, ручка и бумага и т.п.), так и для производственных ресурсов (капитал и труд, молоток и гвоздь, компьютер и программное обеспечение и т.д.). Взаимодополняемость бывает полной (абсолютной, жесткой, совершенной) и частичной (относительной). Полные комплемен­ты - это товары, всегда потребляемые вместе в постоянной пропорции (например, правый и левый ботинки). Чаще всего имеет место частичная взаимодопол­няемость Сни­жение цены одного из пары подобных товаров, например, бензина, приводит к увеличению спроса на него. С ростом спроса на бензин увеличивается спрос на мотоциклы, что при прочих равных условиях повышает цену на них. Таким образом, снижение цен одного из товаров-комплементов ве­дет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наобо­рот. Следовательно, между ценой одного из взаимодополняе­мых товаров и спросом на другой существует обратная связь.

Взаимозаменяемость - это свойство благ удовлетворять потребности людей за счет других благ. Такие характеристики применимы не только для потребительских товаров и услуг (автомобильный и железнодорожный транспорт, тюльпаны и лилии, кино и театр и т.п.), но и для производственных ресур­сов (тепловые и гидростанции, уголь и газ и т.п.). Взаимозаме­няемые блага в экономической теории называются товарами-субститутами.Взаимозаменяемость может быть полной (абсолютной, жесткой, совершенной) и частичной (относительной). Пол­ные субституты - это товары, при потреблении которых ин­дивид готов их заместить в постоянной пропорции, напри­мер, желтые и белые розы. В реальной действительности чаще имеет место частичная взаимозамещаемость благ Рост цен на один из товаров-субститутов, например, на тюльпаны, уменьшает спрос на них. С сокращением спроса на тюльпаны возрастает спрос на лилии, что при прочих равных условиях повышает их цену. Таким образом, между изменением цены одного товара-субститута и спросом другого существует пря­мая связь.

Для создания экономических благ (товаров) необходи­мы ресурсы.

Ресурсы- это все, что используется для создания эко­номических благ, то есть совокупность природных, соци­альных и духовных сил, используемых в процессе созда­ния товаров, услуг и иных ценностей.

Различают следующие группы экономических ресурсов:

1) природные- потенциально пригодные для примене­ния в производстве естественные силы и вещества;

2) материальные- все созданные человеком («рукотвор­ные») средства производства, которые сами являются резуль­татом производства;

3) трудовые- население в трудоспособном возрасте, спо­собное к труду;

4) финансовые- денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства;

5) предпринимательские - способности людей к организации производства товаров и услуг;

6) научно-технические – открытия, инновации, используемые для повышения производительности, производства новых благ и т.д.

Ресурсы, вовлеченные в производство, называются факто­рами производства, а если их производительное использование обеспечивает увеличение национального продукта, то факторами экономического роста.

Наши рекомендации